Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды избирательных систем в России.






В науке конституционного права термин «избирательная система» употребляется в двух значениях – широком и узком.

Избирательная система (в широком смысле) – это система общественных отношений, возникающих в ходе выборов в органы власти и должностных лиц.

Избирательная система (в узком смысле) – это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов победил на выборах, чей список кандидатов допущен к распределению депутатских мандатов, т.е. порядок определения результатов голосования.

Можно выделить три основных вида избирательных систем:

1) мажоритарная;

2) пропорциональная;

3) смешанная.

В Конституции РФ даётся конституционно-нормативное представление лишь об основах формирования федеральных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, и не содержится каких-либо положений об основах избирательной системы при выборах в органы государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, федеральный законодатель и органы государственной власти субъектов РФ, основываясь на конституционных положениях, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов власти всех уровней.

Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite – «большинство») – система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Существуют три основные разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства. При такой системе избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем любой из его соперников. По мажоритарной системе относительного большинства проводились выборы членов Совета Федерации первого созыва 12 декабря 1993 г., а также половина депутатов ГД РФ предыдущих четырёх созывов. В настоящее время она применяется на выборах определённой части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти большинства субъектов РФ, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов ряда муниципальных образований.

Мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов – 50% голосов + 1 голос. Если этого не происходит, проводится второй тур, где участвуют два кандидата, получившие относительное большинство голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства в России используется на выборах Президента РФ. Она может применяться на выборах глав муниципальных образований. Данная система ранее использовалась и на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Мажоритарная система квалифицированного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и превышает большинство абсолютное (2/3, 3/4 голосов). В России эта система не применяется.

Пропорциональная избирательная система – это система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.

Важной особенностью пропорциональной избирательной системы является часто закрепляемое в законодательстве правило, которое называется заградительным пунктом (барьером). Он устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Согласно этому правилу, к распределению мест в парламенте допускаются те политические партии, которые набрали определённый процент голосов в масштабах всей страны. В разных странах количество этих голосов различное. Например, в Израиле это всего 1% голосов, в Дании – 2, в Аргентине – 3, в Швеции – 4, в ФРГ – 5%-ный заградительный пункт. В некоторых странах он бывает и выше (в Японии – 17%, в Лихтенштейне и Португалии – 18%).

На выборах в ГД РФ к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах в ГД в 2007 г. и 2011 г., чтобы списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, требовалось получить 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С 1 января 2013 г. этот барьер снижается до 5%.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П, так называемый процентный барьер означает некоторое ограничение пропорциональности представительства. Однако такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп и обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

При смешанной избирательной системе допускается одновременное использование элементов различных избирательных систем. Это связано со стремлением уменьшить негативные последствия применения мажоритарной либо пропорциональной систем. Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Смешанная избирательная система использовалась на выборах депутатов ГД РФ первых четырёх созывов. Половина (225) депутатов ГД избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа. Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225 мандатном избирательном округе. Выборы считались состоявшимися при условии 25% явки избирателей, а также если по итогам голосования победившие партии получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Заградительный барьер тогда равнялся 5%.

Данная система применяется сегодня на уровне субъектов РФ. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ», не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу.

Пропорциональную систему, согласно федеральному законодательству, возможно использовать и на выборах в представительный орган муниципального образования. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинуты политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов (ст. 23).

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. предложен ряд мер, направленных на демократизацию политической системы, включая и избирательную систему.

Президент РФ предложил:

- отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в ГД и в региональные законодательные органы;

- сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента РФ, до 300 тыс., а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тыс.;

- изменить систему выборов в ГД, считая целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам.

2 мая 2012 г. был принят ФЗ № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ, в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления». На выборах Президента РФ сбор подписей избирателей в поддержку кандидата сохранен за кандидатом, выдвинутом в порядке самовыдвижения (он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей) и политическими партиями (за исключением тех, что освобождены от сбора подписей), которые обязаны собрать не менее 100 тыс. подписей избирателей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.