Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование различных аспектов школьного насилия позволяет сделать ряд выводов, имеющих прикладное значение для предупредительной деятельности.






Исследование различных аспектов школьного насилия позволяет сделать ряд выводов, имеющих прикладное значение для предупредительной деятельности.

1. Под школьным насилием следует понимать унижения, оскорбления, угрозы, удары, пощечины, любое другое причинение физической боли, вымогательство и отбирание денег, телефонов, ценных вещей, принуждение к сексуальным отношениям при помощи угроз и силы, происходящие между учениками школы, между учениками и учителями, либо между учениками и представителями администрации школы (директором, завучем, другими сотрудниками) на территории школы, либо за ее пределами, а также все перечисленные действия, совершаемые с использованием сети Интернет.

2. К основным видам насилия, которые чаще всего встречаются в школьной среде, относятся: психологическое насилие, физическое насилие, высказывания и притеснения сексуального характера, вымогательство, кибербуллинг, запугивание со стороны сверстников, дискриминация, телесное наказание.

3. Насилие в школе влияет не только на десоциализацию личности, не только создает криминогенную обстановку в учебном заведении, но также прямо и непосредственно влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.

4. Социальная среда оказывает огромное влияние на подростков. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях, что не может не отражаться на поведении учащихся и учителей, а также на состоянии насилия в школе в целом. На основе проведенного исследования было выяснено:

1) проявления психического насилия (обзывания, оскорбления, насмешки и др.) в школах сельской местности встречаются чаще, чем в городах;

2) сельские школьники чаще других сталкиваются с проявлениями физического насилия, при этом указанные проявления носят групповой,

более ожесточенный характер;

3) в школах нередки конфликты, возникающие между учениками из-за разной национальности, религии, цвета кожи (более четверти учащихся замечали проявления такого вида насилия в своих школах). Вследствие указанных столкновений, ученики подвергаются психическому и физическому насилию со стороны сверстников. В школах районных центров и сельской местности такие конфликты возникают чаще, чем в городских;

4) более половины учащихся, проживающих в селе, не всегда чувствуют себя в безопасности, находясь в школе. В городских школах количество детей, испытывающих чувство незащищенности значительно меньше;

5) ученики сельских школ в два раза чаще других сталкиваются с насмешками, оскорблениями или унижениями из-за одежды, вещей или места проживания;

6) довольно часто в школах встречаются случаи публичного унижения учеником учителя, более трети учеников заявили о случаях публичных оскорблений учителей в школах, расположенных в сельской местности;

7) в сельских школах основная масса учеников с проявлениями насилия они встретилась еще в начальной школе, тогда когда в городских школах большая часть учеников столкнулась с указанным явлением, будучи более взрослыми;

5. Находящаяся в особой социальной среде, сельская школа обладает специфическими характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость и уникальность, а с другой, - обусловливают ее внутреннюю противоречивость. Школа в селе является не только детским образовательным учреждением, но и центром культурной жизни, зачастую единственным центром воспитания подрастающего поколения. Однако, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, открытость межличностных отношений, невозможность сохранения принципа " конфиденциальности" в общении, малая развитость системы досуговых учреждений (кружков, секций) способствуют тесной интегрированности школы в сельскую жизнь. По этой причине сельская школа оказывает значительно меньшее влияние на воспитание подрастающих поколений, чем городская, что откладывает свой отпечаток на взаимоотношения школьников со сверстниками и учителями, и как следствие на состояние школьного насилия.

6. На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ОВД являются ведущим субъектом профилактики школьного насилия. Не все сотрудники указанной службы знакомы со школьной проблематикой и готовы, в случае необходимости, качественно организовать профилактическую работу в школе.

Фактам проявления насилия в школах уделяется недостаточно внимания со стороны субъектов профилактики: многие случаи не регистрируются, остаются без реакции со стороны педагогов, администрации школы и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Взаимодействие сотрудников полиции с педагогами, администрацией школы, органами управления образованием не организовано на должном уровне: школьные преподаватели зачастую предпочитают самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, не сообщая о наличии случаев проявления насилия в полицию. Кроме того, существует ряд проблем, касающийся законодательных пробелов и нерациональной организации служебной деятельности, наличие которых служит препятствием в осуществлении профилактики школьного насилия.

7. В рамках реализации программ профилактики преступлений и правонарушений необходимо проведение последовательной ежегодной диагностики ситуации в общеобразовательных учреждениях. Субъекты профилактики могут произвести измерение указанных социальных показателей и для этого использовать метод мониторинга – информационного контроля изменения реального соотношения между подростками, склонными к проявлениям насилия и потенциально не допускающими противоправного поведения.

8. С целью организации тесного контакта со школой, целесообразным представляется введение, а точнее возвращение дополнительной должностной единицы - инспектора, закрепленного за образовательным учреждением, иными словами школьного инспектора. Особенное значение имеет введение указанной должности в сельских школах, поэтому целесообразно дополнить действующий Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» соответствующей главой об организации работы инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленного за образовательным учреждением.

9. Сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел должен стимулировать развитие в селе системы досуговых учреждений путем внесения соответствующих представлений в администрацию сельского поселения, муниципального района, администрацию субъекта Российской Федерации об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений; возможно предусмотреть обязательную регистрацию, учет и представление в правоохранительные органы информации о случаях насилия в школе.

10. Одной из самых эффективных мер борьбы с проявлениями насилия в школьной среде является взаимодействие сотрудников ПДН с общественными молодежными организациями, со студентами юридических и педагогических ВУЗов при проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение проявлений насилия в школьных коллективах.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что сегодня существует объективная необходимость в разработке и принятии современных, научно обоснованных программ по предупреждению насилия в школьной среде.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.