Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок праграммного обеспечения АБИС.






 

Информационный рынок является необходимым условием и своего рода стимулятором перехода к информационному обществу.

Основу информационного рынка составляет производство информационных продуктов и услуг.

Существуют 2 критерия информационного производства и общества:

1. информационное производство превалирует над материальным производством, когда бюджет той или иной страны (его пополнение) базируется на средствах вырученных от продаж ИПУ, и составляют более 50%.

2. количество занятых в информационном производстве больше количества занятых в материальном.

Основу информационного производства составляет триединство понятий:

1. Человек, 2. ИПУ, 3. Общество.

Информационное производство развивается по определенным законам:

Закон проникновения: никакая деятельность людей в обществе и общества в целом не свободна от информации и информационного производства, с него начинается им и заканчивается.

Закон выращивания: информационное производство надо развить, вырастить.

Закон неистребимости информации: информация не исчезает, не амортизуется, но передается из поколения к поколению.

Информационный рынок – совокупность поставщиков ИПУ, покупателей информ. товара, посредников, кот. осущ-ют между собой обмен информац. товаром с испол-нием определ. ценовой политики.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

· центры, где хранятся и создаются базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи;

· коммерческие фирмы; информационные брокеры.

Потребители различные физические и юридические лица решающие соответствующие задачи.

Посредники информационных продуктов и услуг осуществляют между потребителями и поставщиками обмен информационным товаром с использованием определенной ценовой политики.

Свойства АБИС как товара:

- Инф-ция имеет стоимость и потребительскую стоимость (произв-во инф-ции и ее цена на рынке). Потребит. стоимость форм-тся под воздействием спроса и предложения, а так же от покупател. способности потр-ля.

· Информация в отличие от материальной собственности не отличается требованиями экономичности, наоборот, чем информация чаще используется, тем богаче от этого общество.

· Инф-ция способствует ресурсосбережению общества, т.е. испол-ние таких его трудовы и др. ресурсов.

· Информация сама является стратегическим ресурсом.

· Информации присущи свойства старения, повторяемости и т.д.

АБИС один из сегментов рынка программных средств, но не только, в них временно хранятся и используются ИПУ первых пяти групп (связанных с полными текстами док-тов, результат б\графического синтеза и анализа инф-ции, результат рекламной деят-ти, результат научно-информ. деят-ти).

Рынок АБИС Беларуси. На рынке АБИС в РБ выделяют след. типы АБИС: 1) Отечественные АБИС в основном разработаны для нужд определенной библиотеки (сети б-к), и направлены на автоматизацию основных библ. процессов. Большинство из них «закрытые» системы и не соответствуют современным требованиям построения корпоративных сетей.2) Российские продукты более отвечают современным требованиям, но не поддерживают BELMARC формат.3) Зарубежные системы (пока только Liber).

Програм. продукты АБИС и инф. технологии в б-ках РБ: АБИС ALIS, АБИС " МАРК", ИРБИС, Регион. телекоммуникационная АБИС Гомельской области, Информ. сеть Президентской б-ки, Инфор. технологии в б-ке Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы, АБИС " Библиотека".

АБИС ALIS. Осн. принципы построения АБИС по концепции " ИНЕАКа": АБИС строится по модульному принципу. Кажд. модуль охватывает законченный технолог. участок работы б-ки и включает определ. задачи (модуль " Компл-ния", " Обр-ка", модуль " Б\граф. деятельность", модуль " Система обслуживания читателей").

Структурирование библ. БД позволяет создавать индексные файлы для быстрого поиска по люб. заданному элементу БО, и их совокупность дает возм-ть конвертирования в др. информац. структуры данных.

АБИС " МАРК" (НПФ " Информ-система", Россия) – 65 б-к разл. типов и ведомств, в т.ч. и ЦНБ НАН, РНТБ.

АБИС " МАРК" предназначена для авт-ции наиболее трудоемких процессов, связанных с обработкой первоисточников от оформления предварительного заказа до списания.

ИРБИС. (ГПНТБ России, Междун. Ассоциация " ISIS") – 8 библиотек различных типов, в т.ч. БелСХБ, РНМБ.

ИРБИС является комплексной программой и автоматизирует все процессы функционирования б-ки, начиная с формирования коллекции и заканчивая учетом книговыдач. Функционально система разделена на 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ): комплектатор; каталогизатор; читатель; книговыдача; администратор.

АБИС Гомельской области " ГОУБ" – 23 ЦБС Гомельской области.

АБИС Президентской библиотеки РБ –AlBela. Разработана НТП ИНКОС (РБ). Включает след. подсистемы: Подсистема " Сериальные издания", " Книга", " Электронная картотека статей", " Читатель".

Автоматизированы осн. функции: - комплектование (книги и сериальные издания); - каталогизация (книги и сериальные издания); - справочно-б\граф. обсл-ние (ведение аналитических БД, ИРИ и выпуска библиографических указателей, выполнение разовых справок); обсл-ние (выдача, возврат документов, ведение очереди, работа с задолженностью).

АБИС Гродненского госуниверситета им. Я.Купалы. Позволяет: отделу комплектования и обработки литературы: производить комплектование, подписку на периодические издания; вести обработку и каталогизацию документов, печатать карточки для всех видов каталогов, создавать инвентарную книгу, вести списание литературы, осуществлять заказ литературы по МБА, создавать картотеку книгообеспеченности;

Информ.-б\граф. отделу: выполнять справки различных типов, информировать специалистов о новой литературе, печать списки, получать информацию по сети.

Выбирая ПО АБИС и заключая договор на её внедрение необходимо учитывать:

- Условия внедрения системы (включая загрузку, настройку, обучение персонала и сопровождение начального этапа эксплуатации программных средств);

- Права организации, внедряющей систему, на авторскую помощь при серьёзных сбоях и нарушениях целостности программной среды;

- Планы и направления дальнейшего развития разработок системы;

- Условия получения или приобретения последующих версий программного продукта, а также связанных с ним или его работой услуг, документов или данных;

- Наличие в Вашем городе (регионе) библиотек или служб, являющихся владельцами данного программного продукта, имеющих опыт его эксплуатации и могущих оказать Вам помощь.

Критерии выбора программных продуктов:

1. Коммуникативные свойства: Совместимость поддерживаемых ПО лингвистических средств, Соответствие функциональным задачам объекта автоматизации и др.

2. Адаптивность - способность системы и поддерживающих её работу прогр. средств видоизменяться или перенастраиваться в соответствии с изменениям условий эксплуатации.

3. Эксплуатац. Хар-ки и стоимость. Выбирая себе систему ПО, необходимо учитывать насколько она надёжна и какова в " деле". Надёжность ПО - устойчивость его работы и реализованными в нём средствами защиты самой программы и накопленных данных от разрушения и несанкционированного вмешательства.

4. " Доброжелательность и привлекательность" реализуется комплексом средств, включая предоставляемые сервисные услуги, которые должны предусматривать: - Оказание помощи в технической реализации диалога на всех или большинстве (человеко-машинных операций; - Обеспечение сокращения числа и объема рутинных операций; - Комфортную и эстетическую форму воспроизведения данных на экране; - Эмоционал. воздействие на пользователей и персонал системы; - Документальную поддержку работы с ПО.

5. Разработчик. Это наличии у реального разработчика возможностей для оказания помощи при внедрении системы в Вашей б-ке, при появлении сбоев в работе прогр. средств в процессе их эксплуатации, а также при решении задач развития Вашей системы, не предусмотренных базовой версией программного продукта.

Одно из основных условий при выборе АБИС - система, эксплуатируемая в конкретном гос-ве, должна разрабатываться с учётом специфики библ. дела этой страны, независимо от того, чья это разработка.

Разумно выбрать пакет, кот. уже установлен в других б-ках. Опыт этих б-к убедит Вас лучше любой презентации или даже документации. Необходимо посмотреть систему в действии и в других ведомствах и учреждениях, как она эксплуатируется (недостатки, проблемы, перспективы развития). Познакомиться со специалистами, кот. разрабатывают и эксплуатируют систему. Ничто не заменит личных консультаций, советов, и т.д. Но ко всему рекомендуемому надо относиться критически, даже настороженно, сравнивая с др. системами, с мировым опытом, с перспективами развития.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.