Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АБИС. 1. Автоматизация библиотек и АБИС.






 

Автоматизация библиотек – комплекс мероприятий по созданию и укоренению в её работу АБИС определённого масштаба и предназначения. Автоматизация в библиотеках Беларуси находится на разных этапах своего развития. Пока преобладает этап внутри библиотечной автоматизации, которая к тому же еще не охватила большинство библиотек страны. Несмотря на отсутствие цельной государственной политики, имеющиеся трудности и недоработки, в последние годы библиотеки Беларуси добились определённых успехов в области информатизации, существенно расширилась её география. Ведется работа по созданию ведомственных и региональных автоматизированных библиотечных сетей. АБИС как и сама библиотека имеет свою структуру, которая совпадает со структурой библиотеки. Структура библиотеки зависит от типа библиотеки, её задач, величины фонда, характера работ по обслуживанию пользователя.

Цель автоматизации, повышение производительности библиотечных работников и эффективности труда, увеличение качества библиотечной информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативного обслуживания пользователя.

Задачами библиотечной автоматизации являются:

- ликвидация рутинных библиотечных процессов;

- реализация принципа одноразовой обр-ки инф-ции и ее многоразового и многоаспектного использования;

- повышение качества и комфортности обслуживания читателей в библиотеке и за ее пределами;

- обеспечение оперативного (интерактивного в масштабе реального времени) свободного (корпоративного) доступа к национальным и мировым информационным ресурсам.

С точки зрения масштабности автоматизации она может быть трех видов:

1. комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам;

2. частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.);

3. минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам).

Если раньше автоматизация начиналась, как правило, с формирования базы данных (электронного каталога), то в последнее время в основном с подключения к глобальной сети Интернет и внешним базам данных.

Конечным результатом автоматизации информационно-библиотечных процессов является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС). Т.о., автоматизация - комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в работу АБИС определенного масштаба и назначения.

Информационная система (ИС ) – это совокупность людей, процедур и ресурсов, которая собирает, обрабатывает и распространяет информацию в той организации, к которой она относится.

ИС имеет 3 основные взаимодействующие компоненты или функции: - Ввод ( сбор и накопление данных) - Обработка (конвертирование входных данных в выходные данные, информационные продукты) - Вывод (передача результатов, полученных после завершения процесса обработки входных данных, по назначению)

Важную роль в концепции системы играют два ее дополнительных компонента: обратная связь и управление. Система с компонентами обратной связи и управления называется кибернетической системой, т.е. самоуправляемой и саморегулируемой.

Обратная связь – это данные о функционировании системы.

Управление включает в себя мониторинг и оценку данных обратной связи для определения степени соответствия функционирования системы поставленным целям. Обратная связь часто рассматривается как необходимая часть функции управления. В случае корректного функционирования системы формируется позитивная обратная связь, в случае некооректного функционирования – негативная.

Существуют множество ИС различных типов, например, письменная (бумага-и-карандаш) или неформальная (устная). Различают также ИС компьютеризированные и некомпьютеризированные.

Автоматизированная ИС (АИС) использует компьютерное оборудование, программное обеспечение, телекоммуникации и другие виды информационных технологий (ИТ) для того, чтобы преобразовать ресурсы данных в информационные продукты. Всякий, кто пользуется ИС или информацией, которую она производит, называется конечным пользователем.

АИС, применяемая в библиотечной сфере, называется автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС). Модель автоматизированной информационной системы (АИС), содержащей четыре главные ее компоненты: (1) Люди (конечные пользователи и ИТ специалисты), (2) техническое обеспечение (компьютеры и носители информации), (3) программное обеспечение (программы и процедуры), (4) данные (данные, модели и базы знаний)

- Ресурсы данных после их обработки трансформируются в информационные продукты для конечного пользователя

- Процес обработки информации состоит из ее ввода, обработки, вывода, хранения и управления системой.

Т. о., в состав АИС входят 4 подситемы: (1) технического обеспечения (ТО), (2) программного обеспечения (ПО), (3) информационного обеспечения (ИО) и (4) организационного обеспечения.

АБИС представляет собой сложный организационно-технологический комплекс, который включает:

- информационное обеспечение – совокупность различных информационных ресурсов, которые обрабатываются системой, средств кодирования информации, методов ее организации, хранения и контроля.

- лингвистическое обеспечение, кот. представляет собой широкий спектр информационно-поисковых языков и методов, необходимых для обработки документов и запросов, а также средств для их использования и поддержки.

программное обеспечение совокупность машиночитаемых алгоритмов для управления работой ЭВМ, пакетов прикладных программ (для АБИС), документация, необходимая для эксплуатации системы.

- техническое (аппаратное) обеспечение, к которому относят компьютерные периферийные устройства, средства связи, оргтехнику и т.п.

- сетевые технологии реализации системы (локальные, распределенные, глобальные).

- организационно-технологическое обеспечение, которое состоит из организационно-технологической документации, средств контроля и управления, что обусловливает принятие решений дляэффективной эксполуатации системы.

- кадровый персонал (библиотечные работники, инженерно-технические работники, администраторы баз данных, программисты и др.).

- эргономическое организационные мероприятия по обеспечению соответствующих условий работы на компьютере, требуемых нормативных параметров освещения рабочих мест, температурно-влажностного режима в помещениях библиотеки и т.п.

Классификация АБИС.

Наиболее предпочтительной для классификации АБИС является фасетная классификация, в основу которой положено выделение различных групп признаков АБИС. Например, АБИС можно подразделять на:

1. По виду и характеру вводимой и обрабатываемой информации:

-библиографические; - фактографические; - полнотекстовые; - справочные; - смешанные

(современные АБИС – это смешанные системы, хотя в АБИС, эксплуатируемых в библиотеках Беларуси, в основном используются библиографические базы данных. В то же время заметна тенденция к увеличению доли полнотекстовых баз данных. Часто в системе полный текст док-та связан с б\графической записью о нем)

2. По профилю комплектования информационных массивов документов (зависит от профиля комплектования библиотеки): - универсальные; - многоотраслевые; - узкотематические

3. В зависимости от состава подсистем и задач АБИС и характера их реализации в системе: -интегрированные; -неинтегрированные (в первом случае АБИС охватывает все основные процессы библиотечно-информац. деятельности и все ее компоненты находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимодействии друг с другом (напр., испол-ся в различных подсистемах АБИС одни и те же базы данных)

4. По функциональному назначению: -однопользовательские; -сетевые

5. По архитектуре используемых сетевых технологий: - файл-серверные; - клиент-серверные

6. По масштабам функционирования: -автономные (локальные); -распределенные (корпоративные); - с использованием технологий глобальных информационных систем (интернет-технологий);

7. По адаптируемости (способности к изменению): -открытые; -закрытые; -гибкие.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.