Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсл-ние пользователей библиотек. 1. Сацыяльная роля, мэты






і задачы абслугоўвання карыстальнікаў.

 

Социальная роль библитечного обслуживания обусловлена важнейшими социальными функциями, которые исполняют библиотеки в обществе:

- содействие реализации конституциональных прав граждан на образование, использование достижений культуры, отдых, свободу научного, технического и художественного творчества;

- содействие повышению сознательности и формированию активной жизненной позиции;

- оказание помощи в распространении научно-технических знаний, внедрении достижений науки и техники в общественную практику.

-сохранение социал. памяти человечества (сбор, сохранение, и предоставление инф-ции, заложенной в ее инфор. ресурс;

- информационная (доступ); -коммуникативная; - воспитательная; -образовательная;

Объект - читательские информационные потребности. Предмет – запросы. Цель- удовлетворение читатеских потребностей. Цели достигаются путем тесного сотрудничества и взаимного влияния библиотеки и пользователей, признания за читателем права на свободу выбора и оценки информации.

Из функций вытекают цели и задачи. Цели: (по книге Демешко, Павлова)

- генеральная цель (обеспечение всестороннего развития личности, ее интелектуальной, физической, интелектуальной, духовной самореализации)

- стратегическая – формирование мировоззрения, нац. самосознания, активной трудовой деятельности, общечеловеческих моральных ценностей, направления образов. деятельности, повышение общеобразовательного и профессионального уровня, физическое совершенствование личности. нормативные документы, концепции- оптимизация библиотечного обслуживания)

- перспективные реализуются в пространстве, времени и требуют долготерминовых усилий.

- текущие достигаются путем цесного сотружества и взаимного влияния б-ки и пользователей, признание за читателем права на свободу выбора и оценки инф-ции.

Задачи:

1. Удовлетворение информационных запросов (духовных, познавательных, научных, учебных, профессионал).

2. Содействие формированию информац. культуры, высокой морали, научного мировозрения.

3. Развитие у читателя самостоят. мышления, рассуждения, интел. и духовного потенциала.

4. Внедрение инноваций.

 

Закон аб бібліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь

Артыкул 27. Права на бібліятэчнае, інфармацыйнае і даведачна-бібліяграфічнае абслугоўванне

Фізічныя і юрыдычныя асобы маюць права на бібліятэчнае, інфармацыйнае і даведачна-бібліяграфічнае абслугоўванне згодна з асабістымі патрэбнасцямі і інтарэсамі і ў адпаведнасці з гэтым Законам, статутам (палажэннем) бібліятэкі і правіламі карыстання бібліятэкай.

Права на бібліятэчнае, інфармацыйнае і даведачна-бібліяграфічнае абслугоўванне забяспечваецца:

- стварэннем сеткі публічных і спецыяльных бібліятэк;

- разнастайнасцю відаў бібліятэк па маштабах дзейнасці, узросту і адукацыйнаму ўзроўню карыстальнікаў бібліятэк і іншых прыметах;

- арганізацыяй доступу да нацыянальных і сусветных інфармацыйных рэсурсаў;

- міжбібліятэчным абанементам.

 

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода к пользователям;

- систематичность библ. облуживания;

- принцип плюрализма (не пропагандируем что-либо);

- принцип наглядности;

- принцип полноты и оперативности;

- принцип конгруэнтности (соответствие инф. Ресурсов информ. потребностям пользователей);

- принцип демократизма (достурность инфор. Ресурсов);

- принцип целесообразности.


2.Канцэпцыі і прынцыпы абслугоўвання карыстальнікаў бібліятэк.

 

Основные концепции библиотечного обслуживания:

1. Идеологическая 2. Педагогическая (воспитательная) 3. Просветительная

4. Социализирующая 5. Информационная.

Содержание понятия «БО» эволюционировало по мере того как изменялись представления о роли б-ки на разных стадиях развития общества. В основе той или иной концепции БО лежит отношение к читателю то есть- та или иная концепция читателя. Исследование проведенное показывает, что на протяжении всего времени развития Росси как читающего государства существовало 4 концепции читателя:

1. консервативная, 2. либеральная, 3. ревалюционно-радикальная, 4. коммерческая.

Каждая из этих концепций прошла свой путь развития.

Консервативная концепция читателя берет сое начало со времен Древней Руси. Суть этой концепции читателя: отношение к читателю как к объекту воспитания: деление книг на полезные и вредные, противопоставление знания и веры, нравственности: отношения к читателю как подконтрольной деятельности. Т. о. эта концепция была направлена на сохранение народного сознания в духе православных ценностей, на предотвращение народного неистования. Эта концепция легла в основу теории руководства чтением, которая определяла библиотечное обслуживание в Росси в течении всего 20 века.

Либеральная концепция читателя зародилась в России в 16 веке. В основе либеральной концепции читателя лежит философия либерализма и основные либеральные ценности, пришедшие в Россию с Запада: свобода личности, ее право на индивидуальное и суверенное развитие, гуманистические взгляды на воспитание: как то представление о знании как о величайшей ценности. Суть либеральной концепции читателя заключается в осознании права читателя на свободу доступа к знаниям, признания разнообразия потребностей, понимание чтения как средства развития личности.

Революционно- радикальная концепция. Сформировалась в 2 социальных средах: дворянской (декабристской) и разночинской возникла она в период формирования дворянской культуры (18-19 века). Однако некоторые черты этой концепции можно заметить уже в период Петровских реформ. Чтение рассматривалось как ресурс социального переустройства, как важнейшее средство радикальных преобразований.

Коммерческая концепция стала складывается уже в после Петровское время. Уже в 18 веке зародился коммерческий подход к читателю, сутью которого была ориентация на читательский интерес и спрос как на источник коммерческой выгоды издателя. Суть КК в представлении о нем как о потребителе специфического товара- книги, ценность которого определяется суммой производственных затрат и важностью содержания. Основой данной К был доход от любой книги, востребованной читателем, поэтому ни о каком «руководстве чтением» речь не шла. Наиболее отчетливо сегодня проявляется либеральная и коммерческая К.

Можно выделить основные концепции биб обслуж (КБО): идеологическую, педагогическую (воспитательную), просветительскую, информационную. В основе идеологической КБО лежит, в основном, консервативная, и ее модификация сложившаяся в 20 веке в период «2-го большевизма». Суть ИКБО – в понимании б-ки как идеологического учреждения, помогающего строительству коммунизма. Была характерна только для советской б-ки. Воспитательная КБО ставила целью формирование всесторонне развитой личности. Просветительская КБО суть ее в осознании права читателя на свободу доступа к знанию, добытого всем человечеством, признания разнообразия потребностей, понимание чтения как средство развития личности. Социализирующая КБО основывается на теории социализации личности сформулир в 20 веке, как альтернатива теории воспитания. Суть в понимании того, что формирование личности идет не только в педагогически организуемом пространстве, но и широкой слабо контролируемой соц. среде.

Принципы БО – это исходные, обоснованные жизнью положения, кот. выделяют требования к содержанию, форме, организации и методике обслуживания. Знание принципов необходимо библиотекарю для правильного выбора методов и форм библиотечного обслуживания.

1. Принцип гуманизма предусматривает качественное обсл-ние каж. человека, несмотря на его национальность и т.д.

2. Принцип гуманистичной направленности проявляется при обслуживании читателей в соответствии с их потребностями и запросами, особенно связанными с профессиональным уточнением и жизненным циклом человека, с основными сферами его деятельности.

3. Принцип демократичности проявляется в предоставлении разным слоям общества равных прав пользования библиотечными фондами, обеспечение населения гарантированным минимум бесплатных услуг, создание условий свободного выбора необходимых источников информации и форм обслуживания.

4. Принцип разновидности организац. форм БО обусловлен конкретными обстоятельствами, региональными факторами, ресурсными возможностями, особенностями хозяйственного механизма.

5. Дифференцированный подход к обсл-нию, предусматривает необх-ть специфических форм и методов обсл-ния читательских групп: детей, учащихся, молодежи, инвалидов, социально незащищенных лиц и т.д.

6. Поддерживание и признание суверенитета читателя реализуется через предоставление ему свободы выбора документов, широкого доступа к любой информации.


3. Кніга і чытанне як фактары сац-цыі асобы. Роля б-кі ў працэсе сацыял-цыі.

Социализация - процесс усвоения человеком социал. ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и форм-ния индивидуальности. Социализация является и стихийным, и направленным процессом.

Выделяют 5 стадий социализации:

1.Раннее детство (Главный фактор – игровая деятельность, через игру ребёнок познает мир).

2. Дошкольный период (Игровая деятельность, посильная трудовая деятельность – яркие книжки, картинки).

3. Школьный и студенческий возраст (Учебная деятельность).

4. Взрослый человек (Трудовая деятельность – повышение квалификации, чтение для души).

5. Пенсионный возраст (Организация времени и досуга, общение).

Б-ка имеет множество информац. ресурсов, кот. систематически организованы и профессионально пропагандируются. Библ-рь может влиять на чтение конкретной личности, учитывая её потребности.

Деятельность библиотеки, направленная на передачу и закрепление в поколении социального опыта, знаний, отношений должно быть признанно социализирующей. Социализирующая деятельность б-ки может происходить не только при непосредственном контакте с личностью но и опосредованно, то есть через библиотечные мероприятия, книги, библиотечные услуги. Чтение содействует социализации личности, организует её, содействует большей целенаправленности и глубине. Наибольшее влияние библиотека оказывает при формировании мировоззрения, профессионального становления, создания семьи.

Основные возможности библиотеки в процессе социализации подрастающего поколения связаны, в первую очередь, с социализирующим воздействием изданий, г.о., печатных, кот. составляют основу фонда любой б-ки. Произведения печати используются в ходе библ. обслуживания каждым читателем. Не менее важным является также характер взаимоотношений, которые возникают в процессе библиотечного обслуживания. Они во многом зависят от степени осмысления библиотекарем конечной цели своей деятельности, своей миссии.

По мнению Ю. П. Мелентьевой, социализация личности пользователя – основная задача библиотеки. Это составляет сущность взаимоотношений между библиотекарем и юным читателем, потому что он находится в самом начале своего жизненного пути, на первых стадиях социализации. Очевидно, что влияние библиотеки на пользователя, особенно – юного, имеет именно социализирующий характер и полностью соответствует научному определению воздействия с целью социализации.

Социализация личности невозможна без информации. Влияние б-ки и библ. обсл-ния на процесс социализации детей, подростков и юношества осущ-ся предоставление им полной и доступной информации. Не менее важной является помощь в осмыслении, усвоении, обсуждении знаний, накопленных человечеством.

Т.о ., основными направлениями деятельности библиотек в направлении социолизации считаются:

- обеспечение гарантированной максимально полной и доступной информации, которая содействует формированию самосознания;

- обеспечение гарантированной максимально полной и доступной информации по основным аспектам выбора профессии, ее получения и самореализации в своем деле;

- обеспечение гарантированной максимально полной по проблемам взаимодействия и межличностных отношения в семье и школе, трудовом коллективе;

- обеспечение гарантированной максимально полной по проблемам прав личности и путей их реализации.

Основными процессами деят-ти б-ки в помощь социализации пол-лей являются, по мнению Ю.П.Мелентьевой, следующие:

–библ обслуживание, которое понимается как процесс обеспечения доступа к инф-ции и удовлетворения нужд пользователей. Процесс библ обсл в целях социализации носит ярко выраженный субъективный характер, что в полной мере соответствует мнениям исследователей о условиях эффективности данного процесса.

– библ. отношения, процесс, который связан не только с потребностями библ деятельности, но и с личностными потребностями пользователей, в том числе – и обусловленными проблемой социализации. Как известно, сфера отношений является одной из основных сфер социализации, в связи с этим, библиотечные отношения приобретают особое значение.

Условия, кот. обеспечивают достижение целей социализ. деятельности б-ки: внутренние и внешние.

Внутренние: - осмысление и активизация социализирующих возможностей фонда библиотеки и способов ее использования; -обеспечение суверенности и самоценности личности пользователя, его права на индивидуальность развития, в том числе и читательского. Безоговорочное уважение к любому запросу пользователя, кот. содействуют его социализации; - социализирующие возможности библиотеки как института социализации (напр., организатора библиотечных отношений).

Внешние условия: разработка маркетинговой стратегии в дополнении к проблеме «Библиотека и социализация пользователей». Сюда входят: комплексное изучение проблем, связанных с каждой со степеней социализации (напр., состояние рынка профессий и т.д.); прогнозирование инфор. потребностей пол-лей по каждой из ступеней социализации; реклама б-ки и ее услуг, кот. имеют социализ. характер; налаживание связей с особами и орг-ями, заинтересованными в данной проблеме; координация деят-ти б-ки с др. социал. институтами (семьей, школой, СМИ, социал. службами, гражд. объединениями), что будет содействовать как повышению роли библиотеки в процессе социализации, так и более эффект. решению проблемы вообще.


4. Вывучэнне чытача і чытання: гісторыя, сучасны стан, методыка.

 

История изучения читателей началась с появления первой библиотеки России в XIст.

В 11 веке – ограниченный доступ к книгам, читали только богатые сословия.

14 -18 век чтение приобретает светский характер.

16 век - увеличивается количество читателей.

18-19 век – создание первых сетей библиотек. «Список лучших книг» создал Новиков – первая работа в изучении читателя.

Л.Б.Хавкина изучала чтение учениц-воспитанниц женских школ.

Изучением чтения занималась Алчевская - библиографический список «Что читать народу. 1884-1906» (включал литературу с 1894 г.).

Рубакин первые значимые работы «Этюды о русской читающей публике», заговорил о психологии библиотечного обслуживания.

Нечаев и Рыбников изучают что читают красноармейцы (неграмотные).

Клубцевич – «Изучение читательских интересов. Массовый читатель», «Массовый читатель и книга».

20 –ые годы – первый библиотечный журнал «Красный библиотекарь», «Книгоноша».

Конец 20 - начало 30 г. – исследование изучения селян (неграмотные). Просветительская функция. По результатам исследования – организовывались громкие чтения, велись обсуждения, создавались иллюстрации – этим занимались Банк и Веленкин.

Изучение чтения в коммунах, Торохов – «Изучение чтения в коммуне Майское утро», малограмотные, не понимают что читают.

Вторая половина 30 г. выпадает – война, сталинские репрессии, послевоенные годы.

Начало 60-80 г. изучение читателей по территориальному признаку – возглавляет Гос. б-ка им. Ленина

В 60-е г.- впервые испол-ся и апробируются наблюдение и эксперимент, разрабатываются первые анкеты.

Первые крупномасштабные исследования – «Книга и чтение в жизни советского общества». Библиотека имени Ленина в БССР проводит исследование «Кніга і чытанне ў жыцці моладзі ўдарнікаў камсамольскай будоўлі Беларусі», выводы были подведены только в 1984 году (лидеры чтения – Мележ, Шамякин, Быков).

В 1988-1989 возобновляются исследования.

В 1988 г.- «Исследование потребностей читателей и студентов 1-2 курсов».

1989 г. – НББ проводит почтовый опрос неперерегистрировавшихся читателей. Итог соц. культура – низкая.

За годы советской власти (1917—1991 гг.) наблюдался количественный рост читательской аудитории. В 1920-е годы отмечен наплыв в библиотеки нового низового читателя. Эти читате­ли — красноармейцы, рабочие, крестьяне — требовали самого внимательного к себе отношения, помощи в выборе книг. В дальнейшем большинство взрослого насе­ления СССР находилось в сфере влияния печатного слова, а половина граждан страны пользовалось библиотеками. Уже в середине 1970-х число читателей составляло 95 % жителей небольших городов, включая детей от 7 лет. Содержание чтения ограничивалось цензурой. В то же время появились противоборствую­щие тенденции (невостребованность книг в библиотеках, нали­чие черного рынка). Долгое время в составе чтения преобладала литера­тура из фондов библиотек. Однако в 1970—1980-х на первое место вышли книги из домашних собраний. Домашними библиотеками стала владеть большая часть населения. Перемены в общественной жизни начиная с 1985 года от­разились и на сфере чтения. Появилась возможность ознакомления с творчеством ранее запрещенных или замалчиваемых авторов.

В 1994г. – проводится исследование «Читатель научн б-ки г.Минска. Пути совершенствования его обсл-ния».

1996 г. – изучение структуры и динамики детского чтения.

Все крупные библиотеки осуществляют локальные исследования по изучению: профессиональной адаптации сотрудников; читательские интересы инвалидов, пенсионеров. На республиканском уровне в 2001-2003 г. проводиться исследование «Публичные библиотеки Беларуси в социокультурной среде региона». В 1990-я годы было проведено несколько локальных исследований -- " Библиотеки и национально-культурные объединения", " Организация библиотечного обслуживания малообитаемых пунктов", " Читатель публичных библиотек" и пр.

 


5. Бібліятэкар і карыстальнік бібліятэкі: узаемаадносіны.

 

Библитечные отношения – это взаимодействие субъектов, связанное с нуждами библиотечной деятельности, возможные между библиотекарями, библиотекарями и пользователями и между пользователями.

Первые по проблеме отношений относятся к 20гг. 20в. Начинается изучение психологиибиблиотекаря, его психофизических качеств. Некоторые аспекты рассматриваются в трудах Рубакина, Хавкиной, Покровского.

С сер. 70г. 20в. Начинается исследование проблемы библ. отношений в разных аспектах. эволюция проблемы отношений раскрыта в исследованиях российских ученых.

Отношения библиотекаря и пользователя – ролевые. Для библиотекаря – это профессиональные, а для пользователя – деловые отношения. При возникновении дружеских отношений, пользователь обращается к библиотекарю, чтобы удовлетворить свои потребности; библиотекарь должен удовлетворить потребности пользователя с его помощью. Деятельность читателя – личностная, необходимая только ему; деятельность библиотекаря – общественная, необходимая обществу. Деятельность библиотекаря определяется прежде всего в услугах.

Услуга – это не только выданные библиотекарем и полученные пользователем документ. В услуге заключены элементы отношений читателя и библиотекаря.

В библ. обслуживании отношения выполняют функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникацивную и эффектно-коммуникативную, поскольку в процессе отношений библиотекарь информирует абонента, последний же передает библиотекарю необходимую для него информацию; библиотекарь доводит к сведению абонента нормы и правила информационной культуры; во время отношений происходит корректировка действий библиотекаря и читателя; отношения, особенно при проведении устных мероприятий, могут создавать эмоциональную разрядку.

Отношения возможны при непосредственном контакте библиотекаря и абонента. Основ. точки взаимодействия в традиционных условиях: запись, передача – прием запроса; выдача – получение документов, справок; проведение – участие в устных групповых мероприятиях. При автоматизированной технологии – только последнее. В остальных ситуациях непосредственные отношения библиотекаря и абонента имеют необязательный характер.

Структура отношений:

1. Коммуникативная сторона – отражает обмен информацией между библиотекарем и читателями.

2. Перцепцивная – процесс восприятия один одного партнерами по отношениям и установление на этой аснове узаемапаразумення.

3. Интерактивная – организация взаимодействия библиотекаря и читателя, в обмене не только информацией, но и идеями, мыслями.

Объект совместной деятельности ббилиотекаря и читателя – информация, а предмет – информ. потребность и итог ее удовлетворения.

На отношения библиотекаря и читателя оказывают положительное влияние такие качества библиотекаря, как уважение к людям, терпение, выдержка, тактичность, чувство юмора, умение слушать и слышать.

По кол-ву и составу участников общ-е дел. на индивид., групп. и массовое. Общ-е мож. основываться на принципах субъект-субъек. и субъект-объектной схем. Субъек.-объект. – когда только один из участ-в выст. в роли полноправн. субъекта, в то время как другому отводится роль простого объекта для воздействия и манипуляции со стор. первого. Здесь один доминирует над др. При субъект-субъект. – общ-е идёт на равных.

КОНФЛИКТЫ. Возникаю­щие напряженность и психологический дискомфорт между библиоте­карем и пользователем в процессе библиотечного обслуживания из-за взаимного непонимания в достижении результата создают конфликтную ситуацию. Если субъекты не способны устранить причины разногласий, то конфликтная ситуация перерастает в конфликт.

В процессе библиотечного обслуживания конфликты и конфликт­ные ситуации возникают в случаях: - нарушения читателями правил пользования библиотекой (невоз­вращение в срок документов, требование выдать их из читально­го зала и др.); - безнравственного поведения как читателя, так и библиотекаря; - издержек производственного характера (непродуманные часы работы библиотеки в целом, длитель­ные ожидания удовлетворения запросов и т.п.); - слабой материально-технической базы; - недостаточного уровня профессиональной квалификации библио­текарей; - низкого уровня информационной культуры читателей; - отрицательных личных качеств библиотекарей и пользователей библиотек.

Способы разрешения конфликтов: жесткий и мягкий. При жестком способе выхода из конфликта, имеет место психологичес­кий дискомфорт, велика вероятность продолжения скандала. При мяг­ком способе выхода из конфликтной ситуации достигается информационно-психологический консенсус на основе понимания объективной сути столкновения.


6. Сістэма і структура абслугоўвання карыстальнікаў сучасных бібліятэк.

 

Система обслуживания включает разные взаимосвязанные подразделения, формы и пункты обслуживания, которые функционируют в определенной зоне обслуживания. Первичным элементам системы является пункт обслуживания - рабочее место работника б-ки, в обязанности которого входить выполнение процессов, связанных с непосредственным обсл-нием читателей, - удовлетворение запросов, проведение консультаций. Это могут быть пункт записи читателей в библиотеку (в традиционном или автоматизированном режимах), кафедра выдачи и приема документов, справочно-библиографический пункт, пункт ксерокопирования и пр.

Каждая библиотека является системой обслуживания, обеспечивает удовлетворение запросов читателей и имеет определенную пропускную способность. Пропускная способность зависит от кол-ва посадочных мест в читальном зале, мест в гардеробе, рациональной организации абонемента и др. факторов, в т.ч. и квалификации сотрудников. В крупных б-ках паток читателей распределяется между разн.пунктами обсл-ния.

Структура обслуживания включает многофункциональные подразделения и пункты, кот. обеспечивают комплекс услуг, а также дополнительных (платных) услуг.Функциональные подразделения (отделы, секторы) обеспечивают использование информационных ресурсов, организацию досуга пользователей в помещении библиотеки (читальные залы, справочно-информационные отделы, пункты копирования документов, отделы маркетинга и рекламы и пр.) или содействуют использованию документов вне библиотеки (абонемент, обслуживание через МБА, ММБА, выездные формы). Структура обслуживания действует в определенной зоне обслуживания библиотеки.

Читальный зал - специально оснащенное помещение, которое используется для предоставления читателям документов в ее границах. Читатель может пользоваться на месте всеми информац. ресурсами библиотеки, в том числе редкими и ценными документами, энциклопедиями, периодическими изданиями и пр.

В крупных библиотеках организуется целая система общих и с пециализированных читальных залов, которая служить целью дифференцированного обслуживания. Специализированные читальные залы могут классифицироваться в зависимости: - от групп читателей (юношеский читальный зал, зал для научных сотрудников, для специалистов); - от наличия в них информационных ресурсов (зал технических наук, зал сельскохозяйственных наук, зал художественной литературы, медиатека); - от жанровых и видовых особенностей документов (зал периодики, зал редких книг).

Абонемент - форма индивидуального и коллективного обслуживания пользователей, которая предусматривает выдачу документов для использования вне библиотеки на определенных условиях (срок, обеспечение сохранности и пр.). Формы орг-ции абонемента могут быть разными: - по хар-ру отношений библ-ря и читателя (стационарная, заочная); - по хар-ру разграничения обязанностей между сотрудниками (общая, групповая, отраслевая, функциональная); - по характеру обсл-ния (индивидуальная, коллективная).

Справочно-информ. отдел или сектор удерживает свой аппарат и исполняет наиболее сложные библиографические запросы.

Рекреационные службы б-ки содействуют повышению эффек-ти обсл-ния пол-лей (орг-ция столовой, кофейни).

Среди нестационарных форм обслуживания наиболее распространенными являются:

- б-ки-передвижки (в определ. сельских регионах страны и на детских площадках во время летних каникул);

- библ. пункты (универсальные и специализированные), при необходимости сущ-ют выездные читал. залы.

Управление БО – совокупность процессов, посредством кот. свершаются планирование, организация, анализ, учет, контроль за удовлетворением потребностей пользователей.

Уровни:

- межбиблиотечное взаимодействие, где координируются деятельность библиотек всех ведомств, их взаимосвязь с другими информационными центрами, чтобы обеспечить доступ к информации;

- уровень библиотеки, на котором организуется обслуживание во всех структурных подразделениях;

- уровень управления, который обеспечивает деятельность отдельного структурного подразделения обсл-ния;

- уровень управления, который содействует работе каждого пункта обслуживания;

- уровень управления выполнением определенных услуг.

Основными задачами управления на уровне библиотеки являются:

- обеспеченность взаимосвязи подсистемы обслуживания с другими подсистемами (комплектования, формирования ДБА, автоматизации, хозяйственной службы);

- организация взаимодействия структур внутри подсистемы обслуживания, обеспеченность их координации;

- создание технических, финансовых, кадровых условий для успешного функц-вания подсистемы обсл-ния.

 


7. Групавое і франтальнае абслугоўванне карыстальнікаў бібліятэк.

Групповое и фронтальное обслуживание читателей - совокупность форм и методов устного, наглядного, печатного и комплексного информирования и рекомендации документов читателям, кот. совершаются на первично-документном, вторично-документном и коммуникативном уровне.

Первично-документный уровень группового и фронтального обсл-ния имеет целью непосредственно показ документов или материалов, которые раскрывают их содержание в зрительно восприимчивых формах.

Такой показ требует применения разных форм наглядного информирования: выставок, стендов, открытых просмотров, плакатов, литературных календарей, альбомов, видео-, слайдфильмов и пр.

Наиболее распространёнными являются выставки, кот. классиф-ся по разным признакам: содержанию, форме, читательской направленности, целевом назначении, статусе, месте экспозиции, времени издания документов и поступления их в библиотеку. По целевое назначение выставки бывают профессиональные и непрофессиональные.

Профессиональные: отраслевые и межотраслевые (в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию).

Непрофессиональные: любительские, досуговые, семейно-бытовые; обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные, информационные общего характера, развлекательные.

Обычно выставка имеет комплекс специально подобранных и систематизированных документов, предложенных пользователям для осмотра и ознакомления. К основным видам выставок относятся тематические, выставки новостей, в помощь учебному процессу и др.

Технология подготовки выставки: определение темы (проблемы); определение читательской направленности, цели; составление плана экспозиции; поиск документов, отбор и систематизация; подбор текстового материала, иллюстраций; оформление; размещение изданий на полках, стендах, витринах; Учет эффективности книжной выставки, подведение итогов.

Библиотечный плакат - композиция из текста и иллюстраций, исполненная на бумаге или картоне с целью привлечения внимания читателей, пользователей библиотек к актуальным проблемам, темам, определенным книгам, творчеству автора. Плакаты бывают следующих видов: информац., пропагандистские, агитацион­ные, методические.

Аудиовизуальная реклама документов свершается посредством современных технических средств; используются разные виды экранной и звуковой информации - кинофильмы, видеофильмы, диафильмы и пр.

Вторично-документный уровень основан ни на показе самих документов, а на сообщении сведений о них путём распечатки необходимых материалов. Это информационные сообщения, списки литературы, бюллетени и др. формы библиографического информирования.

Коммуникативный уровень (уровень непосредственных отношений) предусматривает использование устных форм рекомендации документов, а также применение организационных форм, которые способствуют проведению досуга и интеллектуальному общению читателей (кружки, семинары, клубы по интересам, любительские объединения). Выделяют трад. формы устного информ-ния польз-лей: -осмотры, читательские конференции, вечера, устные журналы, диспуты, разговоры, викторины - и инновационные - брифинги, пресс-экспрессы, бенефисы, литературно-поэтические " лабиринты", " уроки" истории, лит. странствования, огоньки.

Широко применяются комплексные формы библиотечного обслуживания: дни информации, дни специалиста, дни по организации культурно- досуговой и любительской деятельности, тематические разговоры. Приобрели популярность любительские объединения при библиотеках: клубы по интересам, клубы семейных встреч, литературно-творческие товарищества и пр. С их помощью библиотеки часто эффективно разрабатывают и реализуют библиотечные целевые проекты и программы (" Здоровье нации", " Чистый мир"). Клубы могут иметь различную направленность, в клубе проводяться мероприятия: обзоры и выставки, литературные вечера и викторины и др.

Создание клуба происходит, по инициативе актива читателей, особенно – молодежи. Возглавить клуб может как читатель, так и библиотекарь. Читательские клубы объединяют возрастные и социальные категории посетителей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все читательские объединения в две группы: возрастные клубы и клубы по интересам.

Первая группа подразделяется на: -клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

-клубы женского общения; -молодежные клубы; -семейные клубы; -клубы для детей и подростков.

Вторая группа: -клубы литературные и нравственно - эстетической направленности; -экологические клубы; -клубы краеведческого направления.


8. Індывідуальнае абслугоуванне карыстальнікаў бібліятэк.

Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотеки по удовлетворению запросов читателей, оказания им помощи в выборе, поиске и использовании документов.

Задачи индивидуального обслуживания:

- полное и точное удовлетворение читательских интересов и поребностей;

- оказание читателям помощи в поиске нужных источников, в самостоятельном выборе документов, использования компьютерных технологий;

- содействие развитию и самореализации особы;

- формирование информационной культуры.

Традиционным методом индивидуального обслуживания является беседа. Существуют разные виды бесед: собеседование во время записи в библиотеку; беседа о составе информационных ресурсов библиотеки, о новых поступлениях; устные библиографические справки; беседа о прочитанном, о каталогах, картотеках и пр. Беседы бывают рекомендательные и информационные.

При подготовке к беседе используют план, в который входит: выбор субъекта беседы, обоснование предмета, цели, места проведения беседы, выбор характера беседы, уточнение базовых позиций и раскрытие основного содержания беседы, выбор методов психолого-педагогического влияния, прогнозирование процесса беседы, взаимодействие библиотекаря с читателем, подведение итогов беседы, определение путей дальнейшего взаимодействия библиотекаря с читателем.

Помимо бесед, в индивидуальном обслуживании используются консультации, планы чтения (для детского читателя), осмотры. Виды консультаций могут быть те же, что и бесед. При этом возможны консультации по телефону, посредством компьютерных технологий.

Индивидуальные планы чтения чаще всего практикуются в детских библиотеках; по содержанию они могут быть тематическими, связанные с новинками литературы, рекомендациями произведений определенных авторов, документов отраслевой тематики и пр.

Среди индивидуальных библиографических осмотров определяют тематические, информационные, рекомендательные, которые сочетают элементы разговора, консультации, планы чтения, осмотры отраслевой или художественной литературы.

Способ индивидуального информирования заключается в постоянном оповещении спец-тов о новой лит-ре по их профилю, как поступ. В б-ку, так и выявлен. по б\гр. источникам. Индивидуальное обслуживание носит назв. Избирательного распр. инф-ции (ИРИ), если оно:

- осущ. оперативно с оговор. периодич.

- Имеет 2 контура, т. е. читат. первонач. предостав. б\гр инф-я, и только потом по его требов. – полные тексты док-тов

- Предусматривает анализ данных обратной связи, уточняются потреб. абонентов.

Управленч. персонал получ. инф-ю по сис-ме дифференц. обеспеч. руководства (ДОР). Ос-ть – наличие реферата, систематич. анализ. текущ. \поток инф-и и подгот. для руковод. обзор. справки, доклад. записки и т. д.

Способ рекомендац. лит-ры в соответ. с личными увлеч. читат. предполаг. обеспеч. пользоват. б-к всей той лит-рой, кот. тематич. связана с их увлечениями, хобби.

Важное местов ряду др. способов индивид. работы принадлежит справочно-б\гр обслуживаанию (СБО). Оно представ. собой выполнение раз. запросов читат. путем предостав. им справок, содерж.: б\гр инф-ю о наличии и\или местонахлжд. док-та (адресная справка); б\гр инф-ю по опред. теме, проблеме (тематич. б\гр справка); свед. об отсут. или искаженных элементах БО (уточняющая б\гр справка); фактич. сведения (фактографич. справка).

На основании компьютерных технологий реализуется метод избирательного распространения информации (ИРИ), особенностью которого является наличие обратной связи.

Существует дистанционное индивидуальное обслуживание посредством интернета, электронной почты, с использованием факса.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.