Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы формирования двигательного навыка






Эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемно-деятельностного обучения, программированного обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения, на внешних условиях, совокупность которых называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД)

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникающий на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом.К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

С образованием навыка главным объектом внимания становится не столько сам двигательный акт, сколько результат действия, условия и ситуация, в которых оно выполняется (действия других лиц и пр.). Особенно ярко это выражается, например, в спортивных играх, в единоборствах и т. п. Таким образом, автоматизация двигательных действий расширяет возможности их применения. При навыке сознание играет не только пусковую роль, оно может, если нужно, контролировать выполнение каждой детали двигательного действия, вмешиваться по ходу действия в навык, частично деавтоматизируя его, когда внезапные изменения условий выполнения двигательной задачи вызывают необходимость внести изменения в двигательный акт. Зачастую, особенно в спорте, при максимальных усилиях требуется сосредоточенность внимания на двигательных действиях, хотя они и закреплены до навыка (В. В. Чебышева и др.). Сознание в данном случае сосредоточивается на содержании всего действия или на выполнении его отдельных фаз — либо наиболее ответственных, либо - слабее остальных усвоенных.

Стабильность двигательного навыка неотделима от вариативности двигательного действия. По мере упрочения навыка появляется возможность строить различные варианты двигательного акта, сохраняя основу его техники (так, гимнаст может выполнять подъем разгибом на перекладине в различных хватах, лыжники и бегуны могут варьировать технику бега в соответствии с рельефом местности), становится легче начинать и завершать действие в различных положениях тела, что позволяет соединять освоенное действие с другими, расширяется возможность эффективно действовать при неблагоприятных внешних условиях (сопротивление внешних сил, ограничение пространства и т п) Эта вариативность достигается главным образом за счет изменений в подготовительных, дополнительных и завершающих фазах двигательного акта В меньшей степени, согласно экспериментальным данным (А А Новиков и др), варьируют основные фазы.

Вариативность двигательного действия связана с возникновением нового умения высшего порядка — умения применять приобретенный навык в целостной деятельности, умения выбирать для каждого случая наилучшие варианты осуществления действия

Следует учесть, что понятие «навык» не обязательно означает владение техникой двигательного действия в совершенстве. Может быть образован навык далеко не совершенного двигательного акта, что нередко наблюдается в жизни. Это происходит тогда, когда прекращается работа по уточнению техники и несовершенное действие повторяется многократно без изменений Приобретение ошибочных, нецелесообразных навыков представляет собой большую опасность, ибо устойчивость коркового динамического стереотипа станет в дальнейшем труднопреодолимым препятствием для исправления и переделки навыка.

Для переделки навыка необходимо разрушить сложившуюся системную деятельность коры головного мозга, добиться, чтобы некоторые группы рефлексов угасли, и создать на их месте новые, измененные. Практически этого можно добиться, как правило, в том случае, когда количество повторений двигательного акта в новом варианте превзойдет количество повторений его в первоначальном варианте. Но и в этом' случае следы прежнего динамического стереотипа сохраняются в коре, и в трудных для нервной системы условиях (утомление, эмоции, обстановка состязаний и т. п.) он может проявиться снова — двигательное действие будет выполнено по-старому (В. Д. Мазниченко и др.).

При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осуществляется закрепощение.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка.Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка.В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос —это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Зависимость процесса обучения от соотношения двигательных навыков и физических качеств.Формирование умений и навыков в процессе обучения движениям происходит, как уже говорилось (гл. III), в единстве с развитием и проявлением физических качеств.

Двигательные действия отличаются друг от друга степенью проявления физических качеств в зависимости от целевого назначения действия, его структуры и условий выполнения. Это накладывает свой отпечаток на формирование соответствующих умений и навыков, а отсюда и на процесс обучения

Есть довольно обширная группа действий, требующих относительно стандартных и в принципе не предельных проявлений большинства физических качеств. Сюда относятся, в частности, такие действия, которые осваиваются с целью достижения и демонстрации высокого мастерства владения спортивной техникой. Они типичны для спортивной и художественной гимнастики, акробатики, прыжков в воду, фигурного катания на коньках.

Степень физических усилии при выполнении действий данной группы, как правило, не достигает возможного- (в принципе) предела. Для этих действий характерно относительное постоянство структуры и условий, в которых они выполняются. Отсюда и процесс обучения отличается относительно постоянными условиями и ориентируется в большей мере на овладение техникой, которая в дальнейшем не будет подвергаться резким изменениям Нельзя, однако, думать, что воспитание физических качеств в таком случае теряет свое значение При недостаточном развитии физических качеств может быть выработан и закреплен навык исполнения плохой, искаженной техники заданного двигательного акта. Это иногда наблюдается в практике, когда, например, тренеры форсируют освоение гимнастических элементов без достаточной общей и специальной физической подготовки.

Многие двигательные действия, особенно в спорте, требуют максимального проявления физических качеств Сюда относятся одноактные действия, направленные на достижение высоких результатов в преодолении пространства или тяжестей: ациклические или смешанного типа, такие, как легкоатлетические прыжки и метания, поднимание тяжестей и т. п. Эти действия изучаются и выполняются в относительно постоянных условиях.

Навыки формируются здесь на фоне прогрессирующего развития специальных качеств. По мере повышения двигательных способностей появляется возможность и необходимость существенно изменять технику двигательных актов, чем обеспечиваются условия для наиболее полного проявления специальных качеств. В силу этого при обучении приходится создавать условия для неоднократной смены, обновления структуры двигательных навыков. В начале осваивается основа техники в относительно общей форме; детализирование, совершенствование и обновление ее происходят на протяжении всей многолетней деятельности спортсмена. Следовательно, в процессе обучения необходимо избегать образования косных динамических стереотипов. Характерно также, что процесс обучения здесь особенно тесно сливается с процессом воспитания физических качеств.

Ряд двигательных действий требует максимального проявления физических качеств в условиях многократного повторения. Это действия циклической структуры, направленные на достижение высоких результатов в преодолении пространства (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, гребля и т. п). Навыки владения такими действиями должны отличаться устойчивостью в процессе многократного воспроизведения циклов при больших напряжениях физических сил и вместе с тем известной вариативностью, позволяющей приспособиться к изменяющимся условиям передвижения (рельеф местности, характер опорной поверхности и т. п.). При формировании таких навыков вырабатываются динамические стереотипы, допускающие изменение техники двигательных актов в связи с растущими физическими возможностями спортсмена, а также переключение на варианты этой техники при изменении обстановки.

В процессе обучения циклическим движениям благодаря многократному повторению циклов навык довольно быстро становится прочным. При этом, если движения повторяются с ошибками, легко может быть допущена автоматизация ошибок. Особое значение в данном случае приобретает использование действенных методов и приемов, с самого начала предупреждающих и исключающих двигательные ошибки. Циклические движения вначале изучаются на умеренных скоростях (Н. Г. Озолин), затем усилия постепенно нарастают до такого предела, при котором не исключается возможность строгого контроля над техникой. Вариативность навыка вырабатывается после того, как хорошо освоены основы техники (Д. Д. Донской, В. Г. Израйлит). Особую сложность составляет постановка правильной спортивной техники в естественных видах передвижений (ходьба, бег, плавание и т. п) Чтобы преодолеть выработанные с детства несовершенные координации, необходимо применять специальную методику.

Наконец, существует группа двигательных действий, требующих максимального проявления физических качеств в условиях постоянного изменения форм и условий деятельности. Это сложные комплексы одноактных действий, направленных на достижение победы в борьбе с противником. Они типичны для спортивного единоборства (борьба, бокс и т п) и спортивных игр. Такие действия выполняются в непрерывно изменяющихся условиях при внезапно возникающих двигательных задачах, что и объясняет необходимость формирования двигательных навыков, которые отличались бы чрезвычайно большой вариативностью.

Общее направление процесса обучения характеризуется в данном случае прочным освоением основ техники и ее вариантов (после того как прочно освоены основы) Обучение при этом идет на фоне прогрессирующего развития физических качеств, прежде всего ловкости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.