Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины деформаций






1. Причинами деформаций опорно-двигательного аппарата являются:

2. отсутствие навыков правильного стояния (равномерного распределения тяжести тела на обе ноги),

3. неумение сохранять правильную позу во время сидения за столом или партой (сильный наклон плеч вперед),

4. длительная опора на левый или правый локоть, большой угол наклона спины при далеко отодвинутом стуле.

Все это является результатом недостаточного внимания взрослых к формированию общей культуры поведения ребенка, включающей владение правильными позами, умение равномерно распределять вес своего тела, сохранять вертикальное положение. Дети и подростки высокого роста, стесняясь, часто сутулятся или отставляют одну ногу в сторону, неправильно распределяя тяжесть тела и перегружая позвоночник, что также приводит к его деформации. Одной из причин искривления позвоночника является недостаточное физическое развитие ре-бенка, слабый мышечный тонус, привычка сидеть, подложив под себя ногу, неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, на расслабленных ногах, раскачивание туловища из стороны в сторону). Привычка спать на чрезмерно высокой подушке, пользоваться слишком мягким матрасом также отрицательно сказывается на состоянии позвоночника.

Различают три степени этих нарушений:

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка на пра-вильное положение тела;

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нару-шения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в гори-зонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины руками взрослого);

III степень – характеризуется сочетанием нарушения осанки с началь-ными признаками сколиотической болезни.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I и II степени нарушения осанки, для школьников – II и III степени.

Нарушения осанки отмечаются в двух плоскостях: сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной (вид спереди).

Нарушение осанки иногда путают со сколиозом. При сколиозе происходит искривление позвоночника в результате поворота позвонков вокруг своей оси. Сколиоз нельзя исправить, можно лишь приостановить его прогрессирование. А нарушения осанки легко исправить с помощью специальных методов коррекции осанки. Применение корсета для коррекции осанки – один из самых простых способов. Корсет для коррекции осанки помогает восстановить физиологически правильное положение плечевого пояса, а также избавить от чрезмерной нагрузки позвонки поясничного и грудного отделов позвоночника с сохранением нормального мышечного тонуса. Корсет для коррекции осанки фиксирует спину человека в правильном положении. Специальные упругие пластины корсета способствуют равномерному распределению нагрузки по обеим сторонам позвоночника и симметричному развитию мышечной системы. Для усиления эффекта при неправильной осанке врач помимо корсета может посоветовать занятия лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц. В дальнейшем упражнения корректирует инструктор, исходя из физической подготовки и состояния костно-мышечной системы пациента. Лучших результатов также можно добиться при совместном применении различных методов коррекции осанки – корсета, лечебной физкультуры и сеансов лечебного массажа. Для коррекции осанки полезно заниматься плаванием, волейболом и лыжным спортом. Упражнения для коррекции осанки Упражнения для коррекции осанки в какой-то степени помогают лучше владеть своим телом и исправлять недостатки фигуры. Для коррекции осанки и укрепления мышц спины подойдут следующие упражнения: встать, руки расположить за головой. С силой отвести руки в стороны, поднять руки вверх и прогнуться. Замереть на 2-6 секунд и вернуться в исходное положение; встать, поместить гимнастическую палку за спиной. Ее нижний конец прижать к тазу, а верхний – к голове. Наклониться вперед и вернуться в исходное положение, наклониться влево, затем вправо. Выполнить каждое движение 10-12 раз; лечь на живот. Прогнуться, опираясь на руки. Замереть в этом положении на 4-5 секунд, затем вернуться в исходное положение; встать на шаг от стены. Коснуться стены руками и прогнуться назад, подняв вверх руки, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. К упражнениям можно добавить висы на гимнастической стене в течение пяти-шести минут.
Упражнения для коррекции осанки (лежа на животе): руки вытянуть вперед, тело вытянуть в " струнку", тянуть кисти и носки в разные стороны в течение одной минуты; руки в упор, опереться на ладони и поднимать по очереди вверх прямую ногу (10 раз); руки над головой сложить в замок, поднять плечевой пояс и продержаться в таком положении от двух до десяти секунд (6 раз); поднять руки и голову вверх, прямыми руками делать " ножницы" в течение одной минуты; руки сложить в замок и вытянуть вперед, прямые ноги сложить вместе. Поднять ноги, руки и голову и держать в течение одной-двух минут; взяться руками за лодыжки и подняться вверх на животе, держаться в таком положении от двух до десяти секунд (10 раз). Следующие упражнения для коррекции осанки надо выполнять стоя на коленях: встать на колени, руки опустить вдоль туловища, а затем отклониться назад. Повторить 10-15 раз; садиться на пол справа и слева от ступней; достать до лба коленом, откинуть ногу и голову назад вверх. Повторить 10 раз. Все упражнения необходимо выполнять в среднем темпе, стараясь при этом максимально развернуть плечи назад.
3.Методика проведения фк паузы и фк минуткидля уч-ся образ.учреждений.комплекс ору. Физкультурную минутку необходимо проводить ежедневно. Время ее проведения зависит от характера и степени трудности того или иного урока, состояния учащихся и других причин. 2-3-х-минутные упражнения уместны не только на третьем-четвертом уроках, как это обычно рекомендуется, но иногда на втором и даже первом уроке.

В начале учебного года, когда школьники еще не освоились с учебными нагрузками и режимом, в 1 классе целесообразно проводить физкультминутки в течение одного - двух месяцев на каждом уроке, во 2 классе - в течение месяца на двух уроках, а в 3-4 классах в течение одной - двух недель на двух уроках. Затем физкультминутки в 1 классе проводят на двух уроках, а во 2-4 классах на одном уроке. Однако по усмотрению учителя количество физкультурных минут может быть увеличено, например, в понедельник и субботу, когда у детей наблюдается наиболее низкая работоспособность.

К концу учебного года учащиеся всех классов чувствуют значительную усталость. Поэтому в апреле — мае физкультурные минутки целесообразно повторять так же часто, как и в начале учебного года.

Упражнения в 1-4-х классах проводит учитель, а в 5-9-х классах - физкультурный организатор класса либо наиболее подготовленный ученик, которые хорошо знают комплекс и умеют его показывать.

Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Учитель или физорг показывает упражнение, сопровождая объяснением, а ученики выполняют его всем классом. Упражнение выполняется 3-4 раза в 1-2-х классах и 5-6 раз в 3-4-х классах. Таким же образом выполняется второе и последующие упражнения.

Учитель должен следить за правильностью выполнения упражнений и при необходимости вносить коррективы. Важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений. Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки, заменяя постепенно отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2-3 недели.

Если физкультминутка длится 1-3 мин, то физкультурная пауза проводится продолжительностью 5-10 мин на сдвоенных уроках. Содержание такой паузы определяется исходя из функционального состояния учащихся, а также особенностей учебной или производственной деятельности (темп работы, физическая нагрузка, характер поз и рабочих операций и т. п.). Во время работы, связанной с выполнением мелких операций, характеризуемых монотонностью, статическим и психическим напряжением (кулинария, шитье и т. д.), рекомендуется выполнять упражнения, вовлекающие в динамическую работу крупные группы мышц, а также уп­ражнения общего воздействия, на расслабление, координацию, внимание и потягивание.

Во время работы, характеризующейся высокой двигательной активностью, разнообразием выполняемых действий и длительными статическими усилиями (токарные, слесарные, плотницкие работы), в комплексы включаются динамические упражнения, первая половина которых выполняется активно, а вторая пассивно и заканчивается расслаблением мышц.

Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:

 


  • режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;

  • упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

  • чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;

  • при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - упражнения на расслабление работающих мышц;

  • темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся.


Примерное содержание комплекса физкультурной паузы:

 

1.
Ходьба на месте с движениями рук.

2.
Упражнения в потягивании.

3.
Подскоки или бег на месте.

4.
Наклоны или повороты туловища.

5.
Приседания, выпады вперед-назад, в стороны.

6.
Разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу.

7.
Упражнения на расслабление мышц рук и туловища.

8.
Ходьба на месте в сочетании с выполнением заданий на внимание.


Физкультурные паузы и физкультурные минутки оказывают на учащихся более благоприятное воздействие, если проводятся под музыку.

Билет №5.1.Особенности физического воспитания студенческой молодежи. В процессе физического воспита­ния студентов решаются следующие основные задачи [12]:

- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, фи­зическое самосовершенствование и самовоспитание, потребнос­ти в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспе­чивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое бла­гополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физи­ческой подготовленности, определяющей психофизическую го­товность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

На основе государственных образовательных стандартов выс­шего профессионального образования в учебных планах факультетов вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле дисциплин общекуль­турной подготовки предусмотрено выделение обязательных учеб­ных часов (408 ч) на дисциплину «Физическая культура» на весь период обучения с проведением ежесеместровых зачетов в соот­ветствии с требованиями учебной программы для вузов по физи­ческому воспитанию. Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:

- усиления социально значимой мотивации интереса;

- повышения качества учебного процесса;

- дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;

- сообщения студентам большего объема специальных знаний и формирования на этой основе осознанной потребности в заня­тиях физической культурой и спортом;

- установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусст­ву и пр.);

- более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта. Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении все­го периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осу­ществляется в следующих формах.

 

1.
Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и рас­писанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.

2.
^ Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи­сание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка­федрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам воз­можность их посещения. На факультативных занятиях (по 2-4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная фи­зическая подготовка, расширяются знания по теории и методике
физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об­щественной физкультурно-спортивной деятельности.


Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.

1. ^ Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим­настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни­тельные занятия и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8-10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготов­ленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

 

2.
^ Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3.
Самостоятельные занятия студентов физическими упражне­ниями в свободное от учебы время: а) на основе полной добро­вольности и инициативы (по желанию); б) по заданию препода­вателя (домашние задания).

4.
^ Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эста­феты, праздники физической культуры, соревнования различно­го уровня, туристские походы и др.


5. ^ Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстано­вительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эф­фекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортив­ные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образова­тельных задач физическое воспитание во внеучебное время при­звано повысить двигательную активность студентов; улучшить про­фессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напря­жения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортивных занятий.

2.Физиологическая классификация физических и спортивных упражнений. Физические упражнения — это двигательная деятельность, с помощью которой решаются задачи физического воспитания — образовательная, воспитательная и оздоровительная.

Физические упражнения чрезвычайно многообразны. Для их классификации невозможно применить один единственный критерий. Этим объясняется наличие различных систем физиологической классификации по разным критериям, положенным в их основу.

РАЗЛИЧНЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ

В связи с многообразием физических упражнений, различными их формами и физиологическими механизмами в основу классификации положены различные критерии. Среди них различают следующие основные критерии.

• Энергетические критерии — классифицирующие упражнения по преобладающим источникам энергии и по уровню энерготрат и суммарные, навею выполненную работу).

• Биомеханические — выделяющие по структуре движений упражнения циклические, ациклические и смешанные.

• Критерии ведущего физического качества — упражнения силовые, скоростные, скоростно-силовые, упражнения на выносливость, координационные или сложно-технические.

• Критерии предельного времени работы — подразделяющие упражнения по зонам относительной мощности.

Предлагали также классифицировать упражнения по отношению мощности энерготрат к основному обмену; учитывали взаимодействие со спортивным снарядом и человека с человеком; классифицировали виды спорта по соотношению интенсивности статической и динамической работы и степени опасности для здоровья. Выделяли также 2 группы спортивных упражнений: 1) связанные с предельными физическими нагрузками и развитием физических качеств и 2) технические, требующие специальных психофизиологических качеств — автомотоспорт, санный, парусный, парашютный, конный спорт, дельтапла-неризмидр.. Существует также ряд педагогических классификаций упражнений, которые здесь не рассматриваются.

Классификация по энергетическим критериям рассматривает подразделение спортивных упражнений по преобладающему источнику энергии: анаэробные алактатные, анаэробные лактатные и аэробные. Соотношение аэробных и анаэробных источников энергии зависит от длительности работы.

При классификации по уровню энерготрат выделяют упражнения по величине суммарных и единичных затрат энергии. С увеличением длины дистанции суммарные энерготраты растут, а единичные снижаются.

СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Общепринятой в настоящее время считается классификация физических упражнений, предложенная В. С. Фарфелем. В этой системе в силу многообразия и разнохарактерности физических упражнений применены различные критерии классификации. Все спортивные упражнения разделены первоначально на позы и движения. Затем все движения подразделены по критерию стандартности на стандартные или стереотипные и нестандартные или ситуационные. Стандартные движения разбиты на 2 группы по характеру оценки спортивного результата — на упражнения качественного значения и количественного значения. Из последних выделены упражнения с разной структурой — ациклические и циклические Среди ациклических упражнений выделены собственно-силовые, скоростно-силовые и прицельные.

Циклические упражнения по предельному времени работы разделены по зонам относительной мощности — максимальной мощности, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. При этом учитывалось, что физическая нагрузка не равна физиологической нагрузке на организм человека, а основной величиной, характеризующей физиологическую нагрузку является предельное время выполнения работы. Анализ спортивных рекордов на различных дистанциях у бегунов, конькобежцев, пловцов и др. позволил построить логарифмическую зависимость между логарифмом интенсивности энерготрат и логарифмом предельного времени работы.

На графике этой зависимости выделились 4 различных участка:

1) с наивысшей скоростью — зона максимальной мощности;

2) со скоростью близкой к максимальной — зона субмаксимальной мощности;

3) с более медленным падением скорости и

4) зона с новым резким падением скорости — зона умеренной мощности.

3.Структура урока ФК.Особенности построения и методика развития общей выносливости. На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень сложная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средства и систематичности тренировок.

На втором этапе необходимо увеличить объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.

На третьем этапе, в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости.

3.1. Методика развития общей (аэробной) выносливости.
Целенаправленную работу над развитием общей выносливости удобнее всего выполнять в утренние часы на физической зарядке. Такая работа должна быть «фоном», на который накладываются все остальные объёмы специальных упражнений.

При решении задачи развития общей выносливости, наиболее приемлемым для всех категорий занимающихся, самым простым и доступным упражнением, является бег трусцой. При этом не надо спешить увеличивать скорость бега. Сначала надо освоить необходимый объём нагрузки, и лишь затем постепенно поднимать скорость бега. Прирост скорости бега должен стать следствием увеличения функциональных возможностей.

На следующем этапе рекомендуется, в зависимости от самочувствия и подготовленности, ежедневное непрерывное пробегание 5-6 км в равномерном темпе со скоростью от 6, 5 до 4, 5 минут на один километр.
3.2. Методика развития выносливости к скоростной работе.
Под скоростной выносливостью понимается способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий. Для «базовой» подготовки логика тренировочного процесса остаётся прежней: развитие общей выносливости и разносторонняя скоростно-силовая подготовка. По мере решения этой задачи, тренировочный процесс должен всё более специализироваться. В чём же заключается эта специализация? Она состоит в увеличении доли специализированных упражнений, по своим основным параметрам соответствующим трудовой деятельности, и в избирательном совершенствовании отдельных компонентов профессиональной работоспособности.

Как известно, существуют три источника энергии: фосфагенный (алактатный), гликолитический анаэробный и аэробный, которые оцениваются по трем параметрам: мощности, емкости и эффективности источника энергии. На эффективность использования энергии влияют технико-тактическая и психологическая подготовленность и прочие факторы, которые пока еще трудно учесть на количественном уровне и которые могут оказывать заметное влияние на физиологические показатели выносливости.

Для развития скоростной выносливости необходимы, прежде всего, соответствующий уровень развития силы, быстроты и гибкости работающих мышц, а также мощность фосфагенной (система быстрого реагирования) системы энергообеспечения. Увеличение алактатной анаэробной ёмкости приводит к увеличению продолжительности выполняемой работы с максимальной мощностью без включения анаэробного гликолиза, а совершенствование двигательных навыков, техники профессиональных действий – к экономии энерготрат и повышению эффективности использования энергетического потенциала. Одним из примеров упражнений такой направленности является бег на короткие (спринтерские) дистанции – 100 и 200 метров. Выносливость спринтерского типа совершенствуется уже при выполнении самых коротких (до 30 м) отрезков бега при отработке старта и стартового разгона, а также при быстром преодолении более длинных отрезков дистанции – 100-300 м.

Билет №6.1.Нормативно-правовые основы регулирования организации и проведения спортивных соревнований(правила спорт.соревнований,, положения о них и т.д.). Спортивные соревнования по характеру их проведения могут быть:

- личные, в которых определяются места, занятые отдельными спортсменами;

- лично-командные, в которых помимо личного первенства определяются места, занятые командами-участницами;

- командные, в которых определяются только места, занятые командами-участницами.

Соревнования могут проводиться в виде спартакиад и спортивных игр (комплексные соревнования), чемпионатов, первенств по возрастным группам спортсменов, розыгрышей кубков, турниров, матчевых и товарищеских встреч между командами.

В течение года в виде спорта может быть проведен один чемпионат, одни соревнования на кубок среди взрослых спортсменов и одно первенство для конкретной возрастной группы спортсменов в различных видах программы.

В видах спорта, где соревнования проводятся в помещении и на открытом воздухе, могут проводиться зимние и летние чемпионаты.

Организации, проводящие спортивные соревнования и учебно-тренировочные сборы, утверждают сметы на проведение каждого мероприятия в отдельности в соответствии с установленными нормами расходования средств.

При проведении спортивных мероприятий расходы несут:

- по проезду, выплате суточных за время нахождения в пути и возмещению среднего заработка участников – организации, направляющие команды, группы или отдельных спортсменов на эти спортмероприятия;

- по обеспечению участников жилым помещением, питанием или суточными за время нахождения на соревнованиях – организации, проводящие эти соревнования, или организации, направляющие команды, группы или отдельных спортсменов согласно Положению о данных соревнованиях;

- по материальному обеспечению спортивных судей – организации, проводящие эти соревнования;

- по аренде спортсооружений – организации, проводящие эти соревнования.

При проведении республиканских соревнований по футболу, хоккею и другим командным игровым видам спорта по планам Минспорта и республиканских спортивных федераций организации, направляющие команды на эти соревнования, перечисляют республиканским федерациям заявочные взносы в установленных размерах и в сроки согласно Положению о данных соревнованиях.

При проведении соревнований по командным игровым видам спорта с разъездами все расходы по материальному обеспечению участников (проезд, выплата суточных, возмещение среднего заработка, обеспечение бесплатно питанием, жилым помещением и др.) несут организации, направляющие команды на эти соревнования.

Положение о спортивном соревновании представляет собой нормативный документ, который регламентирует характер, цель, задачи, программу соревнований, порядок выявления победителей и другие организационные вопросы.

Структура и содержание положения о спортивном соревновании зависит от его масштабов, вида спорта и некоторых других факторов.

В наиболее полном виде структура положения о спортивном соревновании включает в себя:

наименование спортивного соревнования (например, московские детско-юношеские соревнования по легкой атлетике имеют такие наименования, как «Звезды XXI века», «Олимпийские надежды», «Шиповка юных» и т.д.);

характер спортивного соревнования, конкретный вид и ранг (например, Чемпионат и первенство Москвы в беге на милю «Кремлевская миля», Традиционная эстафета по Садовому кольцу на призы газеты «Вечерняя Москва», Чемпионат Москвы по легкой атлетике в помещении и т.д.);

цель и задачи спортивного соревнования (например: цель — выявление способной молодежи — резерва сборной команды Москвы и России; задачи — воспитание новых мастеровспорта и мастеров спорта международного класса, комплектование сборной команды Москвы для выступления на всероссийских и международных соревнованиях, подведение итогов работы по развитию легкой атлетики и т.д.);

участвующие организации и участники (например: в Кубке Москвы по кроссу принимают участие сборные команды административных округов, команды ДЮСШ, СДЮШОР, общеобразовательных школ-победительниц кросса в округах, спортсмены ДСО и ведомств, спортивных клубов, клубов любителей бега; на соревнования «Звезды XXI века» допускаются по приглашению лица 1981 года рождения и моложе; в открытых соревнованиях Кубка Москвы «Рождественский кубок» принимают участие сильнейшие спортсмены Москвы и иногородние спортсмены по приглашению, имеющие квалификацию не ниже кандидата в мастера спорта, и т.д.);

организация, проводящая спортивное соревнование (например: Федерация легкой атлетики Москвы, спортивный клуб «Луч» и т.д.);

место и сроки проведения спортивного соревнования (например: московские соревнования «Шиповка юных» — зимний стадион имени братьев Знаменских, 16-17 декабря 2000 г. и т.д.);

программа спортивного соревнования с точным указанием дисциплин, дней и времени начала и окончания соревнований (особое значение этот раздел положения имеет при проведении спортивных соревнований по «многоборным» видам спорта, например по современному пятиборью, по легкоатлетическим многоборьям и т.д.);

условия участия в спортивном соревновании и зачет (например, Чемпионат Москвы по легкой атлетике в помещении: соревнования лично-командные; состав команды не более 22 человек-система зачета — по местам; в зачет командного первенства принимаются 15 лучших результатов и по одной эстафете у женщин и у мужчин; дополнительно команда может заявить по 2 участника на каждую эстафету и т.д.);

медико-санитарное обеспечение и техника безопасности (например: медицинское обслуживание спортивных соревнований осуществляется Городским врачебно-физкультурным диспансером № 1; техника безопасности спортивных соревнований обеспечивается работниками спортивного сооружения и т.д.);

состав судейской коллегии (особое значение этот раздел положения имеет в связи с тем, что присвоение спортивного разряда или звания при выполнении необходимых для этого нормативов может состояться только в том случае, если количественный и качественный состав судейской коллегии соответствует регламентирующим проведение спортивного соревнования документам, в первую очередь правилам спортивного соревнования);

порядок и сроки подачи заявок на участие в спортивном соревновании (например, Традиционная эстафета по Садовому кольцу на призы газеты «Вечерняя Москва»: предварительные заявки (не более 45 человек) и карточки участников (с фотографиями) принимаются только в печатном виде 29 апреля 2000 г. с 10.00 до 13.00 в Спорткомитете Москвы по адресу Милютинский пер., 18, комн. 311; окончательные поэтапные заявки сдаются не позднее, чем за 2 часа до начала соревнований и т.д.);

условия приема участников и судей спортивного соревнования (особое значение этот раздел положения имеет в том случае, когда на спортивное соревнование приезжают иногородние спортсмены и судьи; в данной ситуации в разделе оговаривается, за чей счет оплачиваются проездные документы, проживание, питание и другие расходы участников, размеры «стартового» взноса и т.д.);

порядок подачи протестов и их рассмотрения (особое значение данный раздел положения имеет при проведении крупных, в первую очередь международных, спортивных соревнований определяя, кто и в какой промежуток времени должен подать протест, кто и в какой промежуток времени должен этот протест рассмотреть, и т.д.);

порядок награждения победителей личного и командного первенства (например: победители и призеры чемпионата и первенства Москвы среди молодежи, юниоров, юношей и девушек старшего и младшего возраста, занявшие 1-3 места, награждаются дипломами и медалями; победители соревнований, взрослые спортсмены и молодежь, выполнившие нормативы мастера спорта, юниоры — нормативы кандидата в мастера спорта, юноши и девушки старшего возраста — I спортивный разряд, юноши и девушки младшего возраста — II спортивный разряд, дополнительно награждаются призами; спортсмены и команды могут награждаться денежными и иными призами, установленными спонсорами, только по согласию с федерацией и т.д.).

2.Основные закономерности роста и развития детей, предъявляющие требования к организации занятий ФКиС.Понятие сенситивных периодов, их значение для воспитания физических качеств. Установление закономерностей в процессе роста и формирования организма составляет одну из основных задач учения о физическом развитии детей и подростков. Теоретики физического воспитания понимают под физическим развитием «процесс становления и изменения биологических форм и функций организма человека, совершающийся под влиянием условий жизни и особенности восприятия» (Л.П. Матвеев, 1967).

Физическое развитие подчиняется объективным законам природы: закону единства организма и окружающей его среды, закону взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, закону перехода количественных изменений, происходящих в организме, в качественные. Известно, что социальные факторы, особенно экономические, оказывают, большое влияние на физическое развитие человека. Наряду с социально-экономическими факторами физическое развитие человека обусловлено рядом эндогенных факторов, к которым относятся передаваемые по наследству признаки, а также экзогенных, среди которых необходимо указать на экологические условия, особенности постнатального развития.

Неблагоприятные экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма. Исследования, проведенные во многих городских и сельских школах, показали, что только меньше половины учащихся начальных классов можно отнести к практически здоровым. У большинства же отмечаются функциональные нарушения и различные отклонения в здоровье.

Создавшееся положение требует безотлагательно принятия мер, в том числе по усилению контроля за здоровьем и физическим развитием школьников. И поэтому как никогда возрастает сейчас роль школьного учителя физической культуры.

По данным ученых [32], одним из значимых критериев здоровья детей и подростков является их физическое развитие.

Для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп - плечевого пояса и спины, брюшного пресса, ног.

Уже на первых уроках физической культуры учитель отметит детей, выделяющихся по росту или полноте тела, ведь «крайности» часто указывают на имеющиеся заболевания или на снижение способности к двигательным действиям, к проявлению силы, быстроты, выносливости.

Замедление ростовых процессов и малые размеры тела как итог отрицательного влияния внешней среды часто свидетельствует о неблагоприятных условиях жизни. Хотя здесь, несомненно, не исключается и определенная роль наследственности. Однако наследственность детерминируется только в продольных размерах тела и в предпочтительном для данной местности, где долго проживали родители, типом обмена веществ.

В многолетних исследованиях Ю.В. Высочина [32] и его лаборатории ГАФК имени П.Ф. Лесгафта было установлено, что существуют люди, способные быстро расслаблять мышцы (релаксанты), и люди, отличающиеся низкой скоростью произвольного расслабления мышц (СГТР). Установлено, что люди с низкими показателями СПР имеют больше предпосылок для травм и заболеваний.

Напряженная мышечная деятельность способствует противодействию, повреждениям и самосохранению организма. Вырабатывается комплекс приспособительных реакций, получивших наименование тормозно-релаксационной функциональной системы защиты (ТРФСЗ) при экстремальных воздействиях. Активизируется тормозные процессы, снижается возбудимость центральной нерв ной системы, нормализуются процессы расслабления, существенно повышается СПР всех скелетных мышц.

Было выявлено, что у детей 6-7 лет способность к защитной реакции довольно высокая, но к 11-15 годам она ухудшается. Очевидно, это связано с недостаточной двигательной деятельностью.

Было проведено обследование более 200 человек юных спортсменов и школьников, не занимающихся систематически спортом. Сравнение показало, что дети 6-14 лет, занимающихся в различных спортивных группах, по показателям нервно-мышечной системы (СПР и ТРФСЗ) существенно отличаются от школьников-неспортсменов такого же возраста.

Выяснено также, что школьники с превышением роста или веса по отношению к средневозрастным данным имеют более низкие показатели.

Многолетние исследования лаборатории И. А. Аршавского [19] по адаптации детей к физическим нагрузкам показали, что мышцы, и сердце так тесно связаны меж собой, что их взаимодействие определяет развитие и здоровье человека на всех этапах его жизни. Повышая скорость произвольного расслабления мышц и, активизируя с помощью специальных средств и упражнений тормозно-релаксационную функциональную систему защиты, можно повышать защищаемость организма, его приспособительные возможности. Доказано также, что именно повышение скорости произвольного расслабления мышц способствует формированию наиболее выгодного для организма релаксационного этапа долговременной адаптации. Детям, отличающимся увеличенными по отношению к средневозрастным ростом и весом, в первую очередь надо повышать гиноксическую устойчивость, увеличивать скорость произвольного расслабления мышц. Сензитивный период

лат. sensus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции. В отечественной Психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.