Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 9.






Тема: Предложение.

a продолжать формирование понятия «предложение», учить дошкольников самостоятельно составлять предложения и обозначать слова на его схеме; упражнять детей в подсчете слов в предложении, учить детей преобразовывать предложения, изменяя в нем порядок слов.

 

1. Составление предложений по однофигурной сюжетной картинке и заданному слову

- Вспомните, дети, что мы произносим, когда рассказываем что-нибудь? (Предложения)

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Кто изображен на картинке? (Кролик)

- Что вы сейчас сказали? (Слово «кролик»)

- Вы рассказали сейчас что-нибудь о кролике или только его назвали? (Назвали)

 
 


- Составьте предложение, в котором бы рассказывалось что-нибудь

о кролике.

КРОЛИК ЕСТ МОРКОВКУ

КРОЛИК СПРЯТАЛСЯ В ТРАВЕ

КРОЛИК МЯГКИЙ И ПУШИСТЫЙ

- О ком эти предложения? (О кролике)

- О чем мы узнали из первого предложения? Из второго предложения?

- Посмотрите на наборное полотно. Здесь изображено на картинках много разных животных. Выберите себе одну картинку и составьте об этом животном предложение.

- Давайте выберем самое интересное предложение из сказанных.

- Послушайте мое предложение.

ЗИМОЙ МЕДВЕДЬ КРЕПКО СПИТ

- Повторите мое предложение. Какое слово в этом предложении первое? Второе? Последнее?

- Составим схему предложения

 

- Покажите на схеме слово «МЕДВЕДЬ», слово «ЗИМОЙ», слово «СПИТ», слово «КРЕПКО»

- Сколько всего слов в предложении?

- В этом предложении есть одно короткое слово. Какое? (Спит). Замените его на схеме короткой полоской.

 

- Давайте заменим полоски на схеме линиями:

               
       


- Начало предложения обычно обозначают черточкой (Дорисовывается на схеме)

- Что вы видите на доске? (Схему предложения).

- Что обозначает каждая линия? (Одно слово)

- А теперь возьмите карандаши и начертите схему своего предложения с помощью линий. Не забывайте о коротких и длинных словах.

 

2. Подсчет количества слов в предложении.

- Слушайте предложения. Положите на стол столько фишек, сколько слов в предложении.

МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ

МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ БРАТУ

УЧИТЕЛЬ ПИШЕТ МЕЛОМ

МАЛЫШ ПЛАЧЕТ

МАЛЫШ ГРОМКО ПЛАЧЕТ

БАБУШКА ВЯЖЕТ

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ

БАБУШКА ВЯЖЕТ НОСКИ СВОЕЙ ВНУЧКЕ

- Предложения, точно так же как и слова, могут быть длинными и короткими. Если много слов в предложении, значит оно … какое? (длинное), а если слов мало, если предложение можно сказать быстро, значит оно короткое.

3. Расширение объема предложения

- Карандашслышал, как вы определяли, сколько слов в предложении. Он хочет открыть вам один секрет.

Карандаш:

- Знаете, ребята, а ведьможно из короткого предложения сделать длинное. Для этого нужно добавить в короткое предложение несколько слов. Давайте станем на несколько минут волшебниками и будем из коротких предложений делать длинные.

ДИМА СТРОИТ – ДИМА СТРОИТ ДОМ – ДИМА СТРОИТ ДОМ ИЗ ПЕСКА

КАТЯ ПОЕТ – КАТЯ ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ПЕСНЮ – КАТЯ ГРОМКО ПОЕТ ВЕСЕЛУЮ ПЕСНЮ

СОЛНЦЕ СВЕТИТ – СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ – СЕГОДНЯ СОЛНЦЕ ЯРКО СВЕТИТ

Педагог:

- Я думаю, что если из короткого предложения можно сделать длинное, то, наверно, и из длинного можно сделать короткое. Давайте попробуем? Главное, чтобы не изменился смысл, когда вы сократите предложение, уберете из него одно или несколько слов.

 

РЕБЯТА СОБРАЛИСЬ ПОЙТИ В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ И ЯГОДАМИ – РЕБЯТА

СОБРАЛИСЬ ПОЙТИ В ЛЕС – РЕБЯТА СОБРАЛИСЬ В ЛЕС

ЯРКО СВЕТИЛО СОЛНЦЕ – СВЕТИЛО СОЛНЦЕ

БЫЛ ЯСНЫЙ ТЕПЛЫЙ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ – БЫЛ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ – БЫЛ ТЕПЛЫЙ

ДЕНЬ

В ЛЕСУ ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТЕМНАЯ ТУЧА – ОНИ НЕ

ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТЕМНАЯ ТУЧА – ОНИ НЕ

ЗАМЕТИЛИ, КАК НЕБО ЗАКРЫЛА ТУЧА – ОНИ НЕ ЗАМЕТИЛИ

ТЕМНУЮ ТУЧУ

4. Развитие интонационной выразительности речи

- Ребята, предложения, как и слова, можно произносить по-разному: можно спрашивать, можно сообщать что-либо, можно, например, приказывать. Послушайте, с какой интонацией я скажу эти предложения:

СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ.

СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ?

СЕГОДНЯ СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ!

- Одно и то же предложение прозвучало по-разному. Хотите попробовать сказать предложения с разной интонацией?

- Повторите мое предложение. Представьте, что вы очень рады солнечному дню.

- А теперь спросите, солнечный ли сегодня день.

- Сообщите всем о том, что сегодня солнечный день.

- Придумайте свое предложение-вопрос и задайте его нам.

- Скажите свое предложение с восторгом, радостно.

 

 

5. Развитие слухового внимания, изменение порядка слов в предложении

- Я сейчаспрочитаю знакомые вам стихи А. Барто, а вы слушайте внимательно, поднимите вверх красный сигнал, если заметите ошибку.

БЫЧОК ИДЕТ, КАЧАЕТСЯ,

НА ХОДУ ВЗДЫХАЕТ. (Идет бычок качается, вздыхает на ходу)

 

 

ПЛАЧЕТ ТАНЯ НАША ГРОМКО,

УРОНИЛА МЯЧИК В РЕЧКУ. (Наша Таня громко плачет, уронила в речку

мячик)

У МЕНЯ КОЗЛЕНОК ЖИВЕТ,

Я ПАСУ ЕГО САМА. (У меня живет козленок, я сама его пасу)

- Какие ошибки я сделала? (Вы переставили слова в предложении)

- Изменился ли от этого смысл стихотворения? (Нет)

- Можно ли переставлять слова в стихотворении? (Нет, потому что стихи написал поэт, автор, и все слова должны следовать друг за другом без изменений)

- А в предложениях в рассказе можно ли менять местами слова? (Да, потому что смысл от этого не изменяется)

- Давайте попробуем переставить слова в предложении. А Карандаш нам поможет - придумает для нас предложения.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ ДЕТИ ХОДИЛИ В ПАРК – ДЕТИ ХОДИЛИ В ПАРК В ВОСКРЕСЕНЬЕВ ПАРК ДЕТИ ХОДИЛИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ – В ВОСКРЕСЕНЬЕ В ПАРК ХОДИЛИ ДЕТИ

 

МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ В ПРУДУ – В ПРУДУ МАЛЬЧИК ЛОВИЛ РЫБУ – МАЛЬЧИК ЛОВИЛ В ПРУДУ РЫБУ

 

В ТРАВЕ СТРЕКОЧУТ КУЗНЕЧИКИ – КУЗНЕЧИКИ СТРЕКОЧУТ В ТРАВЕ – КУЗНЕЧИКИ В ТРАВЕ СТРЕКОЧУТ

 

(При изменении порядка слов в предложении следует обратить внимание на логическое ударение. Слова, на которые делается акцент, подчеркнуты)

 

6. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик»

МЕЖ ЕЛОВЫХ МЯГКИХ ЛАП (поглаживание подушечками пальцев поверхности

стола)

ДОЖДИК КАП-КАП-КАП. (постукивание пальцами по столу)

ГДЕ СУЧОК ДАВНО ЗАСОХ,

СЕРЫЙ МОХ, МОХ, МОХ (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой

кисти рук)

ГДЕ ЛИСТОК К ЛИСТКУ ПРИЛИП,
ВЫРОС ГРИБ, ГРИБ, ГРИБ. (поднимание рук над столом, пальцы то

складываются вместе, то раздвигаются широко)

КТО НАШЕЛ ЕГО, ДРУЗЬЯ? (касание указательным пальцем правой руки

поочередно всех пальцев левой руки)

ЭТО Я, Я, Я! (сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ)

6. Формирование графических навыков. Прописывание элементов овальной формы на линии.

«ЯБЛОКИ»

 

 
 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.