I. Общие положения
1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».
Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
II. Описание уровней квалификации
Уровень
| Показатели уровней квалификации
| Основные пути достижения
уровня квалификации
|
Полномочия
и ответственность
| Характер умений
| Характер
знаний
|
1 уровень
| Деятельность под руководством
Индивидуальная ответственность
| Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)
| Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний
| Краткосрочное обучение или инструктаж
Практический опыт
|
2 уровень
| Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий
Индивидуальная ответственность
| Выполнение стандартных заданий
Выбор способа действия по инструкции
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
| Применение специальных знаний
| Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)
Практический опыт
|
3 уровень
| Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач
Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи
Индивидуальная ответственность
| Решение типовых практических задач
Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
| Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач
Применение специальных знаний
| Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)
Практический опыт
|
4 уровень
| Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений
Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
| Решение различных типов практических задач
Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
| Понимание научно–технических или методических основ решения практических задач
Применение специальных знаний
Самостоятельная работа с информацией
| Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Практический опыт
|
5 уровень
| Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
| Решение различных типов практических задач с элементами проектирования
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
| Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач
| Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
6 уровень
| Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
| Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
| Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
| Образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата
Образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
7 уровень
| Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
| Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных
Разработка новых методов, технологий
| Понимание методологических основ профессиональной деятельности
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
| Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
8 уровень
| Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли
| Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов
| Создание новых знаний междисциплинар–ного и межотраслевого характера
Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности
| Программы подготовки научно–педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры–стажировки
Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|
9 уровень
| Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами
Значительный вклад в определенную область деятельности
Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях
| Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов
| Создание новых фундаментальных знаний междисциплинар–ного и межотраслевого характера
| Программы подготовки научно–педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры–стажировки
Дополнительные профессиональные программы
Практический опыт
|