Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это первая пьеса в драматургии критического реализма.






Бестужев, Одоевский.

Отпуск в Москву и Петербург.

На юге у декабристов (не принадлежал официально к тайным обществам),

(дек. не брали, берегли поэтов-писателей, а он скептически смотрел на военный заговор: «100 прапорщиков хотят перевернуть Россию» – т.е. без народа?!).

1826 – Арестован по делу декабристов. Уверены были, что… Грибоедов отрицал. Улик не было. Николай 1-й по просьбе своего любимца генерала Паскевича веле освободить Грибоедова. За ним, однако, был установлен секрет. надзор.

В одиночке Грибоедов написал стих:

По духу времени и вкусу Он ненавидел слово «раб»…

За то попался в Главный штаб И был притянут к Иисусу…

Ему не свято ничего, - Он враг царю… Он друг сестрицын.

Уж не повесят ли его, Скажите правду, князь Голицын?..

Выйдя из одиночки, Грибоедов закончил стих. «Освобожденный»:

Луг шелковый, мирный лес!.. Ясная лазурь небес!..

Мне ль возвращены назад Все очарованья ваши?!..

Снова упиваюсь я Вольностью и негой чистой.

Но где друг?.. но я один!..

Горем скованы уста, Руки тяжкими цепями…(Соч.: В 2т, т.2, с.16, 18).

ИЗВЕСТНОСТЬ ГРИБОЕДОВА БЫЛА ВЫСОКА: (его комедию переписывали и знали наизусть декабристы):

Приехал в 1824 г. в Петербург, а потом писал в письме: «Вчера читал комедию Крылову, Жандру, Хмельницекому, Шаховскому, Гречу, Булгарину, Колосову, Каратыгину… Нет, не 8, а 12 раз читал… Еду сегодня Столыпину читать. Потом еще три чтения» (о его чтениях писали современники: «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет»). – Т.2, с.212.

Многие переписывали комедию и потом друг другу давали – с переписок опять писали.

1828 – дипломатическая ссылка в Персию – полномочным послом: там воен.действия.

Женитьба – по дороге – в Тифлисе на княжне на княжне Нине Чавчавадзе (дочь известного грузинского поэта-писателя Александра Чавчавадзе, основоположника романтизма в груз. лит-ре). Это не тот. Позже на 40 лет был еще писатель Илья Чавчавадзе, основоположник критич.реализма в груз. лит-ре (1837-1907).

1829 г., 30 янв. – Грибоедов вместе с посольством в Тегеране был убит во время бунта персов (они всех вырезали, обезглавили, изуродовали, накидали гору трупов во дворе). Найден Грибоедов в этой общей могиле по кривому пальцу (рана после одной из его дуэлей. А дуэли в начале 19 в. Были очень часты).

Могила его – в Тифлисе на Давыдовой горе. Надпись Нины Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны, Но зачем же пережила тебя любовь моя». Потом она до конца своих дней так и не вышла замуж.

 

КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» (1822-24 и после всё дорабатывал)

Это первая пьеса в драматургии КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.

Он – основоположник критич. реализма в драматургии.

1) Материал – жизнь барской Москвы после 1812 г., быт, нравы, взгляды, мировоззрение под критич. взглядом автора и передового дворянства. Автор потом: «У меня в пьесе 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».

2) Конфликт – (по содержанию) мировоззренческий: между двумя политич. лагерями, эпохами, их представителями: «Век нынешний» (передовая молодежь) и «Век минувший» (реакционная часть дворянского общества).

3) Конфликт – (по форме) между героями-людьми, а главное – между взглядами двух лагерей.

4) Сюжет – Мол.человек Чацкий, друг детства, приехал через 3 года учебы за границей в дом Фамусова (соседа), чтобы повидаться с Софьей, кот. он любил.

5) Сюжет внешне простой, бытовой. Режиссер Вл.И.Немирович-Данченко (вместе с Конст. Серг. Станиславским – руководители МХАТа, Малого Худож.Театра, передового в России конца 19- нач.20 в.), Немирович-Данченко ОДНАЖДЫ на собрании в нач. 20 в., где драматурги жаловались, что не о чем писать, нет жизненного материала, - ответил с трибуны: «А вы напишите, как главный герой после долгого отсутствия приехал из-за границы домой и что нашел…». Ему в ответ: «Так это же примитивно! С таким сюжетом и пьесы хорошей не будет». –

Немирович-Данченко ответил: «Ну не скажите… А вот Грибоедов на основе такого простого сюжета написал знаменитое «ГОРЕ ОТ УМА»!!!».

6) ВЗГЛЯДЫ БАРСКОЙ Росси, МОСКВЫ (Фамусов, Скалозуб, Максим Петрович, Молчалин, Репетилов):

а) Защитники крепостничества («Сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом»; «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…», о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»),

б) Культ богатства (Фамусов – дочери Софье: «Кто беден, то тебе не пара»),

Фамусов о дяде своем: «Не то на серебре, на золоте едал»,

«Богат, и на богатой был женат!»

в) Погоня за чинами (Скалозуб: «И награжденья брать, и весело пожить»).

Г) Клановые связи (Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки,

Всё больше сестрины, свояченицы детки»).

Фамусов: «А как не порадеть родному человечку».

Д) необразованность (о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду»;

Скалозуб: «Собрать все книги бы да сжечь»;

Фамусов о Софье и себе: «А в чтеньи прок-от невелик.

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится»);

е) Прислуживание начальству. Власть чинов. Карьера:

(Чацкий о Молчалине: «На цыпочках и небогат словами»).

(Чацкий о себе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!»)

ж) Бессловесность служащих:

(Чацкий о Молчалине: «Дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных»)

(Молчалин о себе: «Не д о лжно сметь своё суждение иметь»)

з) Отрицание всего нового, губители всего живого:

(Чацкий – монолог: «И точно начал свет глупеть,

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали о б пол не жалея!..

Тем, кто выше, лесть как кружево плели…

Прямой был век покорности и страха!»).

и) Ограниченность:

( Софья о Чацком: Ах, если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далеко).

к) Завистники: (Никто простить не может, зачем Чацкий умнее).

 

ВЗГЛЯДЫ ЧАЦКОГО:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.