Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и этапы восстания






 

Правительство в середине восемнадцатого века ввело монополию государства на ловлю рыбы и добычу соли на реке Яик. Жизненно важные для казачества промыслы брали на откуп казацкие старшины. Местные жители непрерывно жаловались в Петербург, оттуда направленные следственные комиссии один за другим становились на сторону богатых казаков.

В конце 1771 года на Яик прибывает комиссия генерал-майора Траубенберга, задача которого состояла в том, чтобы привести казаков к послушанию, в связи с чем, начались допросы и аресты. В январе 1772 года в ответ на его действия казаки разгромили отряд карателей, убили генерала, атамана, некоторых старшин, разгромили дома ненавистных лиц, уничтожили документы следственной комиссии.

Власти решили в конце мая выслать в Яицкий городок войско во главе с генералом Фрейманом, который в июне вступил в Яицкий городок. Сто активных повстанцев были наказаны и сосланы в Сибирь, на остальных наложили огромные штрафы. Ликвидировав войсковой круг, войсковую канцелярию центр управления Яицким войском, а в домах казаков разместили солдат.

Казаки приутихли, но не смирились, что и привело в следующем году поднятию под знаменем «императора Петра II Федоровича». В народе стойко держалось представление о Петре III как о народном заступнике. О нем часто вспоминали, надеялись на его возвращение к власти. Таинственная смерть императора вызвала появление под его именем многих самозванцев, причем не только в России, но и в других странах, даже в Индии.[1]

В 1771 году на реке Яик вспыхнуло восстание казаков, возмущенных ограничением их старинных вольностей. Восстание было жестоко подав­лено, казаков вовсе лишили самоуправления. Волнения среди них продолжались, и в 1773 году на Яике появился «им­ператор Петр III». Новая вспышка самозванства не была случайна, Петр III был в народе популярен. Староверы бы­ли ему благодарны за прекращение гонений. Многие счита­ли, что дворяне убили его за попытку вслед за вольностью дворянской объявить крестьянскую вольность. А слишком быстрые похороны Петра III вызвали слухи, что дворяне по ошибке убили «не того», а сам царь бежал. В разное время появилось около 40 Лжепетров. Самый известный из них — Емельян Пугачев. Он отправился на беспо­койный Яик. Ему мешала полная неграмотность, но грамот­ный казак Почиталин помог ему сочинить первый «Указ»:

«Самодержавнаго амператора Петра Федаровича и прочая. Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: когда вы устоити за свое отечество, и не истечет ваша слава каза­чья. Будити мною жалованы: казаки и калмыки и татары. Во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершин и до устья и землею и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебным правиянтом».[2]

Ночью 15 сентября 1773 года Пугачев криком вошел в казачий круг из 60 чело­век со словами: «Я точно государь. Я знаю, что вы обижены, а напротив, бог вручает мне царство по-прежнему, то я намерен вашу вольность восстановить». Он прочел «Указ — образец народного красноречия» по словам Пуш­кина. Убедив казаков, они разошлись, с целью поднять на бунт своих товарищей.

Яицкие казаки, участники восстания 1772 года, охотно откликнувшись на его призыв, пошли за ним, хотя многие из них знали, что он простой казак, но в нём привлекало то, что новоявленный «император» обещал восстановить утерянные ими вольности.

В сентябре 1773 года Пугачев появился у Бударинского форпоста, расположенный в 5 верстах от Яицкого городка. Были высланы против него отряды, но они перешли на его сторону. Под его руководство начали стекать крестьяне, казаки, башкиры, татары, калмыки. 19 сентября под руководством Пугачева было уже четыреста казаков. Почти все крепости Яицкой линии одна за другой сдаются почти без сопротивления. Казаки и солдаты присягают «царю», пытавшихся со­противляться офицеров вешает, хотя они виновны лишь в верности присяге.

Непрерывно увеличивающиеся войско самозванца разбились на сотни и десятки, приняли присягу, назначили командиров. Форпосты и крепости чаще всего сдавались без боя, их гарнизоны увеличивали ряды восставших. Пугачев выступает в Илек, штурмом берет Татищевскую крепость, захватывает огромные запасы амуниции, продовольствия, пушки и казну.[3]

Подступившись к Оренбургу, 5 октября 2, 5 тысячное войско повстанцев осадили Оренбург, к которым присоединилась двухтысячная армия башкир во главе с Салаватом Юлаевым. Начались продолжительные штурмы, вылазки из города, сражения под его стенами. Высланные из города военные отряды не раз терпели поражения. Однажды во время штурма войско Пугачева ворвалась на оренбургский вал.

Лагерь восставших расположился под Оренбургом в Бердской слободе. Тут Пугачев и его сообщники создают Военную коллегию высший орган власти и управления всеми военными и гражданскими делами. Пугачевские манифесты, призывы к расправам с дворянами и чиновниками, обещания земли и воли, равенства народов и вер всколыхнули огромные массы людей, русских и нерусских. Пугачевские призывы привели к тому, что многие тысячи людей пошли под его руководство, собирая многочисленные отряды, которые действовали в Башкирии и Поволжье, Приуралье и Зауралье.

Сначала недооценив всю опасность мятежа, у власти началась паника. Их «разъяснения» к народу о самозванстве «царя», написанные грамотным, но невразу­мительным канцелярским языком, не убеждали людей. В руки войск повстанцев один за другим переходили крепости. Офицеры и не признававшие «императора», подверглись жестким наказаниям. Территория боевых действий быстро расширялся, только тогда власти забили тревогу и против пугачевцев отправили карательный отряд.[4]

Об «оренбургских замешательствах» доходит до Петербурга, в результате чего власти собирают полк под руководством генерала В. А. Кара и направляют их к Оренбургу. Главнокомандующий шел к осажденному Оренбургу с северо-западной стороны, а с востока, от Верхнеозерной крепости, приближалась армия бригадира Корфа. Другому сибирскому коменданту полковнику П. М. Чернышеву было приказано завоевать Татищевскую крепость, это не позволило бы Пугачеву отступление и бегство. А в это время командующий сибирскими войсками де Колонг с тысячной сибирской армией стоял у Орска. Пугачев решил выслать против Кары отряд казаков под руководством атаманами А. А. Овчинниковым и И.Н. Зарубиным-Чикой.

В трехдневном сражении армия Кара была разгромлена, а часть его солдат перешла в сторону восставших. Генерал смог сбежать с поля боя. То же самое произошло спустя несколько дней с отрядом Чернышева. В результате чего Екатерина I решила назначить нового главнокомандующего вместо Кара. Им стал генерал-аншеф А. И. Бибиков. Был человеком умным и способным, понимал, что сила Пугачева основан в поддержке. Повлиял и его опыт, знание военной артиллерии.[5]

Пугачев решил посылать в разные стороны своих помощников, полковников и атаманов. Восстание охватывает все большую территорию - Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Поволжье, Дон. Восставшие почти 60 уральских заводы и их рабочие присылали повстанцам пушки и припасы к ним, вступали в их отряды. Отряд И. Арапова занял Бузулукскую и Самаркую крепости. Отряд Ф. И. Дербетева захватил Ставрополь на Волге. Войско Салавата Юлаева взяли Стерлитамакскую пристань, затем приступили к Уфе, куда вскоре подошел по приказу Пугачева Чика-Зарубин.

Отряды повстанцев занимают Сарапул, Красноуфимск, осаждают Кунгур. Ведущий под Челябинском бои Грязнов вынуждает де Колонга отступить, что привело, к тому, что восставшие захватили город. И. Н. Велобородов, уральский рабочий, действует с отрядом под Екатеринбургом, занимает несколько крепостей и заводов, а в Западной Сибири восставшие захватывают Курган, осаждают Шадринскидолматов монастырь.

Несмотря на это вскоре властям все-таки удалось переломить ход событий. Бибиков переходит в наступление, повстанцы терпят поражение. Они оставляют захваченные ранее города, такие как Самара, Заинск, Мензелинск.

В Татищевой крепости состоялось генеральное сражение между силами Пугачева и войском генерала Голицына. В результате несколько часовых боев обе стороны потеряли более тысячи солдат.

Почти полугодовая осада не дает результатов. Высланные на подавление восстания карательные отряды несколько раз терпели поражения. Враги были удивлены тем, как мужественно сражались пугачевцы против них. Ведь у многих повстанцев не было огнестрельного ружья. Большинство пользовались только с самодельными пиками, а крестьяне приходили к Пугачеву с топорами, вилами, косами, дубьем. Рабочие уральских заводов высылали Пугачеву пушки, ядра и другие вооружения. В Оренбургском крае, на Урале, в Башкирии действовали большие отряды сподвижников Е. И. Пугачева — И. Н. Зарубина-Чики, И. Н. Белобородова.[6]

Зи­мой Пугачев нанес поражение нескольким отрядам, направляющимся на выручку в Оренбург. Армия Пугачева к весне выросло до 50 тысяч повстанцев. Он разделил войско на полки, сотни и десятки во главе с полковниками, есаулами и хорунжими. Пугачев создал " Военную коллегию", завел артиллерию, но ружья все ровно было мало, подходившим к нему крестьянам пришлось вооружиться вилами и топорами.

Главнокомандующим назначили генерала Бибикова, в марте 1774 года разбил восставших у Татищевской крепости. Пугачеву пришлось отступиться от Оренбурга, но он снова был разбит. Власти праздновали победу, но Бибиков умер, а Пугачев бросил пушки и, взяв остатки войск, ушел в Уральские горы, где в Башкирии снова смог собрать двадцать тысяч человек. Среди которых было много рабочих башкир. Пугачев двинулся на запад и двенадцатого июля взял Казань.[7]

Это поражение заставило Пугачева вывести оставшиеся военные силы из-под Оренбурга. Это привело к тому, что под Самарским городком Голицын вновь разбивает армию восставших. Весной 1774 года повстанцы понесли тяжелые поражения. Пугачеву пришлось уйти из Оренбургского края на Урал, где к нему примкнули новые отряды башкир. Его армия вновь стала грозной силой, и он смог многие заводы с их населением присягнуть к себе. Еще шире развернулось движение в Башкирии, где во главе восставших сражались Кинзя Арсланов и юный Салават Юлаев, бесстрашный воин и талантливый поэт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.