Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социально-медицинской работы. Социально-медицинская работа – это вид профессиональной деятельности социального характера, направленный на восстановление






Социально-медицинская работа – это вид профессиональной деятельности социального характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья, а также на оказание социально-правовой и психологической помощи гражданам.

Объект - различные контингенты лиц, находящиеся в состоянии социальной, медицинской или психологической дезадаптации (мигранты, безработные, осуждѐ нные, лица, страдающие зависимостью от психоактивных веществ, инфекционные больные, психически больные, ВИЧ-инфицированные, онкобольные, инвалиды, симбиотическая диада и др.).

Специалист по социальной работе медицинского профиля обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) социально-медицинскую помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом;

изучает условия жизни курируемого населения (социально-экономический уровень, криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными заболеваниями);

внедряет программы социально-медицинской помощи населению обслуживаемого региона;

отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями;

содействует формированию социально-медицинских структур на базе лечебно-профилактических учреждений;

выявляет участки с неполным набором медицинских услуг, групп риска, связанных с повышением заболеваемости и социальной напряженностью; устанавливает масштабы необходимой для этих групп со-циальной и медицинской помощи;

предотвращает социальную и психологическую напряженность, приступы психологических и соматических заболеваний, профилактику психических срывов;

оказывает первую и неотложную медицинскую помощь пострадавшим и больным на месте происшествия или при приступе болезни;

содействует медицинскому страхованию подопечных;

организует правовую защиту курируемого населения;

применяет санитарно-гигиенические меры оздоровления территориальных, жилищных и экологических условий района в контакте с санитарно-эпидемиологической службой, ЖЭУ и т.д.;

занимается профилактикой травматизма, предупреждением инфекционных и хронических заболеваний;

обучает членов семей правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми;

обеспечивает здоровый досуг, семейный отдых, формирует здоровый образ жизни у детей и подростков;

определяет степень участия в трудовой деятельности вышедшего на пенсию пожилого человека; помогает адаптироваться к новым условиям;

помогает в трудоустройстве больных с ограниченными возможностями с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.);

оформляет и переоформляет документы для направления больного на медико-социальную экспертизу при стойких ограничениях жизнедеятельности и трудоспособности;

формирует у населения определенные правила поведения, здоровые привычки, здоровый образ жизни, что способствует предупреждению хронических неинфекционных заболеваний, повторных обострений, прогрессирования уже имеющегося заболевания, развития осложнений и неблагоприятных исходов;

содействует в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами;

обеспечивает продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам;

выявляет нуждающихся в ортопедической технике, протезах и ряда других проблем.

Медико-социальную работу можно условно разделить на две составляющие:

1. медико-социальную работу профилактической направленности,

2. медико-социальную работу патогенетической направленности.

На общих методических принципах такая группировка позволяет строить модели медико-социальной работы в различных областях медицины и в системе социальной защиты населения.

Профилактическая направленность – это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического, репродуктивного здоровья, формирование на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие и разработке целевых программ соцмед помощи на различных уровнях, социальное администрирование обеспечение соцзащиты прав граждан в вопросах охраны здоровья.

Патогенетическая предусматривает организацию помощи, проведение медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статус клиента, создание реабилитационной соц-бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает:

выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья,

формирование установок на здоровый образ жизни,

обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья,

участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях,

социальное администрирование,

обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает:

мероприятия по организации медико-социальной помощи;

проведение медико-социальной экспертизы;

осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;

проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения,

проведение коррекции психического статуса клиента,

создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры,

обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

В настоящее время с появлением специалистов по социальной работе с медицинским образованием представляется возможным организация в учреждениях здравоохранения специализированной медико-социальной помощи.

Краткая характеристика социально-медицинской работы в медицинских и немедицинских учреждениях:

В медицинских - сеть организаций для ухода и лечения на дому, а также стационары для длительно болеющих, хронических больных, дома сестринского ухода, реабилитационные центры, дневные стационары, стационарные ― дома милосердия, хосписы. Где специальные учреждения не созданы, возрастает число госпитализаций пожилых и инвалидов в общую больничную сеть. Это значительно усиливает существующую нагрузку на стационары. В связи с этим на базе амбулаторно-поликлинических учреждений или поликлинических отделений, специализированных диспансеров и медико-санитарных частей создаются специальные отделения медикосоциальной помощи. Они организуются для оказания долговременной медицинской (диагностической, лечебной и реабилитационной) и социально- медицинской помощи, преимущественно на дому, больным старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию.

В немедицинских:

Работа медико-социальных экспертных бюро по определению инвалидности и разработке реабилитационных программ.

Социально-медицинская работа в центрах реабилитации.

Социально-медицинская работа в организациях и учреждениях образования.

Социально-медицинская работа по профилактике беспризорности, безнадзорности, роста численности лиц БОМЖ.

Социально-медицинская работа в геронтологических учреждениях.

Социально-медицинская работа в армии.

Социально-медицинская работа в право- охранительных органах.

Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.

Научное исследование - деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.

МЕТОД (от греч.путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод - способ построения и обоснования системы философского знания.

Социальная работа как система научных знаний носит преимущественно прикладной характер. Все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования, разные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной своей практической направленностью. Фундаментальная наука занимается в основном приращением, апробацией нового знания, его обоснованием и проверкой, превращением текущих исследований в «твердое ядро» науки, то прикладна я наука занимается проблемами применения апробированных знаний в социальной практике.
Исследования не направлены на создание конкретного социального проекта, определяют долговременные тенденции и направления социального развития общества. Фундаментальные науки открывают новые направления в теории, тогда как прикладные — занимаются поиском путей практического использов ания открытий, превращения их в массовые технологии преобразования действительности.

Этапы организации исследования и их характеристика: разработка программы исследования:

Этап 1-й «определение проблемы» – начинается с конкретного запроса, поступившего от руководства предприятия руководителю отдела маркетинга, обосновывается необходимость проведения исследования и определяется круг вопросов, подлежащих изуче­нию. Составляется документ, санкционирующий проведение исследования, определяются исполнители и ответственные лица. Дальше исследование ведется в соответствии с поставленными целями, которые очерчивают и круг информации, необходимой для решения проблемы.

Этап 2-й «разработка плана исследования» – в нем четко формулируется цель исследования, оговариваются решаемые задачи, указываются предполагаемые результаты, а также приводится смета на проведение исследования.

Этап 3-й «Сбор данных» – самый емкий и продолжительный этап маркетингового исследования. Различные по характеру источники информации необходимы предприятию для проведения качественного маркетингового исследования. Источниками информации являются чаще всего материалы опросных листов, выставок, семинаров, рекламных проспектов, периодических и специальных изданий, статистических сборников, специализированных баз и банков данных.

Этап 4-й «Анализ данных и их интерпретация» – Когда информация собрана, для ее обработки и интерпретации применяются различные методы статистического анализа. Обработка данных проводится в соответствии со сформулированными целями исследования. При этом выделя­ют наиболее важные моменты, а исходные данные упорядо­чиваются, объединяются и сводятся в соответствующие таблицы для удобства анализа.

Этап 5-й «Обобщение результатов и подготовка отчета» – который содержит изложение вскрытых в процессе исследо­вания как позитивных, так и негативных для фирмы моментов, с учетом которых формулируются соответствующие рекомендации и дается их обоснование. Такие отчеты передаются всем заинте­ресованным на предприятии лицам.

Этап 6-й «Принятие маркетингового решения» – с учетом сделанных рекомендаций по ре­зультатам исследования руководством фирмы разрабатываются и принимаются соответствующие маркетинговые решения, при­званные устранить выявленные недостатки.

95. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления.

Первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.

Княжеская благотворительность в Древней Руси не переступала рамок частного призрения, отсюда исследователи и выделяют две основные черты:

княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государственной системы благотворительности не существует;

участие в призрении оказывается не обязательностью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.

В 11-12в особая система социальной помощи включала 2 компонента: подвижничество и нищенство.

Подвижничество от слова подвиг, подвиг к ближнему. Любовь к ближнему обращается в подвиг любви к ближнему. Все или ничего - максималистская формула.

Нищенство создало благополучную почву для развития слоя профессионального нищих. В Европе нищие божьи люди, живут близ монастырей. Нищий лучший богомолец (церковные братья, богомольцы за мир). У них особая форма одежды, рубаха оголявшая горло как у Иисуса. Жили ватагами (артелями).

Можно выделить категории нищих, их материальное положение резко отличается друг от друга:

дворцовые (почет среди князей), дворовые, монастырские (стабильный доход), кладбищенские, гулящие (нет постоянного места), лежанки (валяющиеся в общественных местах).

Нищих становится много, отношение к ним меняется. Происходит формализация милостыни, в 2х проявлениях:

копеечная подача (лишь бы кинуть); церковная милостыня.

Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.

Продолжателем реформ становится Екатерина 2, которая создает целую систему специализированных учреждений под названием «Приказы общественного призрения» в 1975 году.

Поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании:

народных школ;

установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот, оставшихся после родителей без пропитания;

установление и надзирание госпиталей для излечения больных;

установление и надзирание богаделен для убогих, увечных, престарелых, которые не имеют пропитания;

установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, которые не имеют пропитания;

установление и надзирание дома для сумасшедших;

установление и надзирание работных домов для обоего пола;

смирительные дома.

Таким образом, законодательство Екатерины 2 поворачивало дело призрения от общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением убогих занимались чиновники полиции и приказов.

Во время правления Николая 1 – бюрократизация государственной жизни, гипертрофированный централизм управления, подавление всяких ростков общественной самодеятельности – все это не могло не сопровождаться все большим падением роли монастырей и церквей в области благотворительности. Практически до 60-х гг. 19 века церковно-монастырская отрасль призрения находилась в состоянии кризиса.

В начале 2 пол. 19 века вопрос о реорганизации дела социальной помощи нуждающимся приобрел исключительную остроту, опыт организации централизованного государственного призрения продемонстрировал свою ограниченность. Церковь получила возможность развивать давнюю традицию призрения нуждающихся в монастырских и церковно-приходских богадельнях, странноприимных домах, лечебницах.

История благотворительности православной церкви неразрывно связана с функционированием церковного прихода. Церковно-приходские попечительства: социальная помощь в форме денежного пособия, на их содержании находились богадельни, приюты, др. заведения; существовали церковно-приходские школы. На их содержании были инвалиды, престарелые, дети.

Во всех крупных городах в 1915 г. были созданы комитеты попечения о беженцах. Создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Война – обострила проблему инвалидности их жизнеустройства и патронажа (сестринское милосердие).

После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство сразу же приступило к реализации страховой программы. Она предусматривала:

распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту;

распространение страхования на все виды потери трудоспособностей, а именно на случай болезни, увечия, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы;

возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей;

возмещение по меньшей мере полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;

полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Период социального планирования (1917—1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране нет ни тунеядцев, ни нищих.

Сегодня, благотворительность стала основой для формирования профессиональной деятельности такой, как «социальная работа». Развитие различных форм помощи материальная, гуманитарная помощь, расширилась социальная база личностей, нуждающихся в поддержке - инвалиды, многие пожилые люди, беженцы, переселенцы, бездомные и т.д. Миграция, безработица, преступность, разрушение семьи, рост социальных девиаций - это тот общественный фон, который определил масштаб и остроту проблемы развития благотворительного движения в стране. В благотворительной поддержке нуждаются не только инвалиды, мигранты или безработные, но и другие социальные группы, которые не смогли в ценностном, профессиональном и статусно-ролевом отношении адаптироваться к изменившимся реалиям, а также дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, с ограниченными способностями и т. д. Необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию благотворительности. На сегодняшний день в современной России серьезно стоят проблемы социальной помощи. Благотворительность в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возвращение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц.

В социальном смысле благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом. Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот, она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности и не может осуществляться с нарушением закона.

Благотворительный фонд - это организация, созданная и работающая с целью финансирования различных видов благотворительной деятельности за счет денежных средств учреждений и фирм, а также обычных граждан страны.

Благотворительный фонд не является инструментом защиты личного капитала или налоговой оптимизации. Время, когда законодательство той или иной страны позволяло заниматься коммерческой деятельностью под вывеской благотворительного фонда и таким образом уходить от уплаты налогов, прошло.

В зависимости от целей создания благотворительные фонды можно условно разделить на социальные и научные. Первые - организованы для оказания помощи и материальной поддержки населению страны, а вторые - с целью финансирования исследований в различных областях, то есть для развития образования, просвещения, науки, культуры и искусства.

Благотворительная помощь институтам, научным коллективам и работникам в основном оказывается посредством пожертвований и грантов. Пожертвованием называется предоставление финансовой помощи, передача определенных вещей в собственность той или иной научной организации или конкретных людей.

Волонтёрская деятельность (от лат. — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Волонтеры - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

98. Рынок социальных услуг: роль бизнеса в развитии социальной сферы.

Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

основные виды:

социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга;

социально-правовые, направленные на оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан:

социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обществе;

социально-трудовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

срочные услуги:

дополнительные платные услуги.

Необходимость социального развития общества принимает характер объективной закономерности вне зависимости от политического и экономического его устройства, что усиливает государственное воздействие на последовательное расширение данной сферы приложения труда, путем различных методов стимулирования деятельности по оказанию услуг, имеющих не только социальную направленность и значимость непосредственно для общества в целом, а также для удовлетворения развития и непосредственно производства. Особое место в системе социально-экономического развития общества занимает сектор социальных услуг.

В настоящее время многие коммерческие организации, не относящиеся к социальному сектору, в борьбе за потребителя практикуют в своей деятельности благотворительность, в частности оказывают населению услуги, которые носят социальный характер. Поэтому большинство организаций социальной сферы конкурируют не только между собой внутри сектора за ресурсы, влияние, место на рынке, но и с конкурентами из других секторов, в том числе и с государством.

Некоммерческие организации функционируют, не имея равных с государственными и муниципальными организациями условиях, преимущество которых, прежде всего, заключается в бюджетном финансировании услуг, которые монопольно предоставляются государственными структурами. Например, государству принадлежит монополия в сфере ЖКХ, системе занятости и др. Существует модель «идеальной конкуренции», включающая:

информацию о поставщиках услуг и описание услуг;

свободный вход на рынок услуг;

большой круг поставщиков;

право выбора клиента.

Переход от чистой государственной монополии к олигополистической конкуренции в настоящее время не является идеальным, поэтому включение третьего сектора может оказать положительное влияние на сложившуюся ситуацию. Прежде всего, это меры по формированию конкурентного рынка:

снижение правовых, экономических, организационных и административных барьеров, препятствующих вхождению новых поставщиков услуг на рынок;

создание конкурентной среды;

развитие инфраструктуры информационного обеспечения получателей услуг.

На сохранение конкуренции и защиту потребителей нацелено государственное регулирование рынка социальных услуг через лицензирование, разработку стандартов, аккредитацию, но лишь теоретически. На практике регулирование рынка – это, по сути дела, не что иное, как административное средство борьбы с конкурентами. Наглядным примером служит применяемая государством схема лицензирования образовательных учреждений. Сведения о материально-технической базе и персонале предоставленные непосредственно поставщиком, оцениваются еще до получения лицензии поставщиком, а не по результатам его деятельности, что противоречит природе услуг. Клиент из процесса оценки выведен.

Наибольшую опасность в конкурентной борьбе для некоммерческих организаций представляет бизнес. Особенно это касается нелегального или неформального (скрытого) бизнеса, т.к. его услуги не облагаются налогом, дешевле, а потому более привлекательны для потребителя. Кроме того, бизнес имеет богатый опыт в конкурентной борьбе, владеет более эффективными технологиями, что дает ему преимущества перед некоммерческими организациями.

100. Социокультурный фактор в социальной работе.

Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно, называют социальной материей.

Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

Формы социальной работы: милостыня, призрение, благотворительность, милосердие:

Милостыня - это подаяние нуждающемуся в этом подаянии человеку, который по своим возможностям не может себе чего-то позволить. Милостыня может принимать форму множества вещей и услуг, начиная от денежной помощи, заканчивая услугой, которая поможет принимающему эту услугу.

Призрение - действие по значению глагола призреть; забота о ком-либо, опека кого-либо.

Благотворительность – это осуществляемая физическими и юридическими лицами, исключая государственные органы и организации, деятельность по безвозмездному оказанию помощи либо предоставлению материальных ценностей, услуг, выполнению работ на льготных условиях.

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.