Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билль о правах» и английская концепция свободы печати.




На консультации: Либертарианская модель прессы: -право на свободу слова, - право на конкуренцию, - долг не сотрудничать с властями, - приоритет интересов частного человека, - доступный массовой аудитории язык (и стиль). Впервые газета становится интересной с точки зрения ЧТЕНИЯ. Публицист = журналист = писатель.

“Билль о правах” принят парламентом в октябре 1689 в результате “Славной революции” 1688 - ограничивает права короны, ведет к переходу к парламентской монархии. Полное название - “Акт декларирующий права и свободы поданных и устанавливающий преемственность престола. Установил ряд конституционных ограничений королевских прав, позволявших крупной буржуазии и землевладельцам диктовать короне свою политику. Согласно '' Б. о П. '' без согласия парламента король не имел права издавать, отменять, ограничивать действия законов, также запрещался сбор денег на нужды короны без санкции парламента. Запрещалось содержание армии в мирное время, были ликвидированы особые суды по церк. и др. делам ('' Звездная Палата'' и ''Высокая Комиссия ''). '' Б. о. П. '' право подачи петиций свободы парламентских дебатов и выборов в пар-т ( для аристок-ии и бурж. )сделал первые шаги к компромиссу круп. бурж. И дворянства. Свобода слова была провозглашена как право ( никто не может преостановить - она регулируется парл-ом. Наряду с '' Декл. Прав чел-ка '' и первой поправкой к Конст-и США ''Б. о. П.'' играл огромную роль для свободы и норм. функционирования печати того времени. В период англ. бурж. рев. Все классы общества вовлечены в идейно-полит. борьбу. В неё родились основные общ. Теории того времени. Борьба, которая велась между королём и парл., парл. и народом отражалась столкновениями на стр. печ. изданий. В англ. публи-ке отражались все основные аспекты бурж. рев. Публ-ка была рупором идеологов рев-ии. Они оценили роль печатного слова для формирования общ. мнения. Развив. Англ. жур. участвуя в рев. боролась за своё право на существование и своб. печати. (эта борьба проходила в условиях борьбы против кор. монополий на печать. Освобождение от королевской монополии давало большую свободу прессе, но все видные деятели рев. выделяли свои взгляды на свободу прессы. Не Мильтон не Лильберн не рассматривали св. печати как нечто абсолютное. (Мильтон признавал необходимость ограничения для папистских сочинений и клеветнических изданий. А Лильберн выдвигал ограничения на свободу слова для роялистов т.к. протиранические издания не имеют право на существование. Памфлетная пуб-ка стала мощнейшим оружием во время англ. рев. во многом предопределившем исход рев. и несмотря на то, что жур-ка не была тогда столь мощной как сейчас её роль в рев. трудно переоценить.



 

Буржуазная революция (22 августа 1642 – 3 сентября 1651) дала толчок развитию печати в Англии. Была упразднена Звездная палата (суд), что способствовало ликвидации контроля со стороны государства за печатными изданиями, из-за этого резко увеличилось число печатных изданий: книг, памфлетов, газет. Но в процессе революции был предпринят ряд мер, поставивших английскую печать в строгие рамки цензурного надзора: борьба между 4 политическими блоками (индепенденты, левеллеры, диггеры и пресвятореанцы) повлекла за собой усиление нападок на парламент, что спровоцировало восстановление цензуры. В 1641 г. был издан первый закон о печати <<Постановление палаты общин о воспрещении публикаций отчетов о заседаниях парламента>>, а в 1643 г. парламентом была введена предварительная цензура.

1647 г. - парламентом установлена необходимость предварительного разрешения на печатание, а в 1649 г. - издан <<Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и лучшем упорядочении книгопечатания>>, повторявший и ужесточавшийпрежние запреты.

Одним из первых против цензуры выступил Джон Мильтон, в 1644 г. – он написал памфлет <<Ареопагетика>>. Блестяще используя приемы античной риторики, Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом.

Мильтон считает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь, дать ему объективную оценку. Один человек не может судить о верности или пользе той или иной идеи. Поскольку идеи <<добра и зла произрастают одновременно>>, человек, по мнению Мильтона, должен познать и то, и другое, чтобы научиться отличать первое от второго и должен быть сам для себя цензором. <<Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство>>. Еще один важный момент в <<Ареопагитике>> - неизбежность столкновения цензуры с культурой: цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. Мильтон отстаивал право на свободу слова только для своего класса (среднего), а не для всех (не для низов). Мильтон считается основоположником буржуазной теории свободы печати, он заложил основы идеалистического понимания принципа свободы слова, на базе которых развивалась впоследствии буржуазная наука о журналистике.



Несмотря на то, что предварительная цензура не была отменена ни во времена английской революции, ни в правлении Кромвеля, ни в период Реставрации, <<Ареопагитика>> получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном, развил Джон Лильбёрн (глава партии левеллеров). Ни Мильтон, ни Лильберн не рассматривали свободу печати как нечто абсолютное: Мильтон признавал необходимость ограничения для папистских сочинений и клеветнических изданий, а Лильберн выдвигал ограничения на свободу слова для роялистов.

В 1688 году, когда династия Стюартов была свергнута и началась либерализация жизни в Англии, начался быстрый рост количества и тиражей газет.

1689 г. - парламент принял <<Билль о правах>>, который установил конституционные ограничения королевских прав и сыграл огромную роль для установления свободы печати. Памфлетная публицистика стала мощнейшим оружием во время революции и во многом предопределила ее исход.
Итоги. Английская революция побудила к развитию печати – качественной и количественной. Философский аспект теории естественного права и общественного договора имеет широкое распространение. На этой теории основаны работы Руссо и Гоббса (они оказали огромное влияние на формирование мировоззрения участников буржуазных революций). Памфлетная публицистика Мильтона, Лильберна и Уинстенли. Они являлись противниками монархии и сторонниками парламента а источником власти считали народ (как и Руссо), то есть требовали политического и экономического равенства. 1641 – первый закон о контроле печати, в 1643 – новое ограничение свободы печати, в 1647 – третий запрет, 1649 – ужесточение прежних запретов. Мильтон и Лильберн выдвигают требования о свободе печати.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал