Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудитория СМИ: социальные потребности и интересы, особенности информационного поведения аудитории российских СМИ, методы изучения.






Аудитория – (от латин. auditorium - место для слушания) – специальный социологический термин, который обозначает устойчивую совокупность людей, возникающую на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.

Аудитория СМИ — совокупность людей, пользующихся и привлекаемых определенным типом средств массовой информации (газетами, радио, телевидением, ресурсами Интернета), либо публика конкретного СМИ (газеты, журнала, радиостанции, телеканала, интернет-сайта), либо потребители единичного текста или медиатекста(радиопередачи, телепрограммы и т. п.).

Количественные и качественные исследования аудитории — важный элемент маркетинга СМИ, определения рекламной политики и проверки эффективности рекламы в СМИ. Они служат как самим издателям СМИ, так и рекламным агентствам и рекламодатели. Исследования аудитории СМИ с точки зрения маркетинга — составная часть медиаисследования. Один из важных количественных показателей аудитории СМИ — доля рынка

Социальные характеристики аудитории:

соц.-демографические

соц.-профессиональные

социокультурные

политические и идеологоческие

потребительские

Врожденные и приобретенные статусы, характеристики: социально-демографические, возраст, пол, место жительства, язык, национальность,.

Социально-профессиональные характеристики: профессия, род занятий, профессиональный статус, тип предприятия (организации, учреждения).

Социально-культурные: образование, вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга.

Политические: партийность, политическая активность, участие в выборах.

Идеологические (системы ценностей): консервативные, либеральные, коммунистические, социально-демократические.

Потребительские: покупательское поведение по активности поведения, по приверженности торговой марке, бренду.

Естественно, что мотивы выбора изданий, теле- и радиопрограмм, представления о функциональном назначении СМИ связаны с коренными потребностями и интересами аудитории. Поэтому практически во всех исследованиях аудитории, начиная с 1920-х гг., выясняются тематические интересы аудитории, ее представления о формах подачи публикаций.

Существует два подхода к аудитории в теории средств массовой информации: с точки зрения теории коммуникации и эмпирический.

В рамках теоретико-коммуникативного подхода последовательно сменились три концепции. В 1930-х — 1950-х годах аудитория понималась как совокупность разрозненных, анонимных и пассивных потребителей сообщений, а массовая коммуникация определялась как однонаправленный процесс. В 1950-х — 1970-х годах в аудитории увидели совокупности малых групп, члены которых связаны между собой информационным взаимодействием. Процесс восприятия коммуникации аудиторией перестал рассматриваться как полностью пассивный, и стал рассматриваться как двухступенчатый: от СМИ к «лидерам мнений» и уже в их интерпретации — к остальным членам малых групп. Внимание исследователей привлекла обратная связь от аудитории к СМИ. С 1970-х годов аудитория рассматривается как постоянно изменяющаяся социальная общность, а члены аудитории — как совершающие активный выбор.

В рамках эмпирического подхода аудитория рассматривается с маркетинговой (экономической) либо пропагандистской (политической) точек зрения. Этот подход рассматривает аудиторию, как ресурс, объект воздействия в рекламных или PR-кампаниях. СМИ, привлекая в свою аудиторию ту или иную долю населения, предлагают этот ресурс для использования заказчикам. Этот подход привел к развитию методов количественного исследования аудитории, а в области качественных исследований — к развитию методик эмпирического изучения закономерностей в поведении.

Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.

Социологические методы исследования аудитории СМИ:

-опрос (интервью и анкетный опрос; телефонный, очный, Интернет-, СМС-опрос; уличный, в местах событий, домашний)

-дневниковые исследования

-технических замеров

-наблюдение

-фокус-группы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.