Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система современного законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.






Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

· Закон РФ " О средствах массовой информации"

· Федеральный закон " О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

· Федеральный закон " О рекламе"

Следует отметить, что даже в странах, не имеющих базовых национальных законов о печатных СМИ и правах журналистов, есть законы о телерадиовещании, регулирующие вопросы функционирования общественного и частного телевидения и радио, выдачи лицензий и т.п. В некоторых западных государствах приняты законы, серьёзно ограничивающие сбор и распростра­нение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 года).
Как и в России, важное значение в праве зарубежных стран занимают подзаконные акты. Например, в США до сих пор большую роль играет распоряжение президента Г. Трумэна о де­лении государственных документов по грифам секретности: «для служебного пользования», «секретно» и «совершенно секретно».
До 1990 в стране не было закона о СМИ (1917 - Декрет о печати, обещавший Закон в ближайшее время). 1990 - Закон СССР о печати и др. СМИ (1 августа 1991 - в действие). Революционность этого закона: отмена цензуры в СССР; удар по системе партийной советской печати; права и свободы ж-та, доступ к информации. Закон РФ о СМИ - февраль 1991 (1992 - в силу). За исключением некоторых несущественных деталей повторяет Закон СССР. Линия поддержки свободы печати в России. Позже было принято около 30 законов, имеющих отношение к СМИ (о рекламе, об авторском праве и смежных правах, о государственной поддержке СМИ, о государственной тайне, об основных гарантиях избират прав и т. д.). Т.о., сфера, которая раньше регулировалась постановлениями партии и правительства, стала регулироваться законами, принятыми демократическим путем. Совр закон-во РФ о СМИ состоит еще и из указов Президента, и из постановлений прав-ва (регулируют более частные сферы деятельности СМИ). кроме того, поскольку Россия - федеративное государство, каждый субъект федерации вправе принимать собстве законы о СМИ. В совр закон РФ о СМИ нет законов: о теле/радиовещании; о праве граждан на информацию. (Законопроекты существуют, но они еще обсуждаются). 7 разд – 1. общ полож (свобода масс инф, осн понятия, недопустим цензуры, незлоупортеб свободой). 2. Об организации деят-ти (учредитель, правила регистрации, отказ о регистрации, сбор, причины прекращ деят-ти, права и обяз-ти, статус учред). 3. Распр-е (выходн данные, куда направ-ся обяз экземпляры, хранение ТВРВ передач, СМИ эрот х-ра). 4. Отн СМИ с гражд и орг-ями (конфиденц, положения авт.права, право на опроверж). 5. Права и обяз ж-та. 6. Межгосуд сотруд-во. 7. Ответств за наруш закона. Порядок учреждения, регистрации, перерегистрации, прекращения и приостановления деятельности СМИ. У и Р связывает устав Р или договор, определяющий взаимные права и обязанности У, Р и глав.ред.; полномочия и обязанности сотрудников; порядок образования редколлегии и назначения или избрания глав.ред.; основания и порядок приостановления, прекращения или реорганизации Р, в том числе изменение У и статуса Р; порядок утверждения и изменения ее устава. Журналист (Ж) - полноправный участник разработки инф. политики СМИ. Ж - обязан соблюдать устав редакции, но вправе отказаться от публикации чего-либо под своим именем. Отказаться нельзя, если материал идет без подписи. Безоговорочное право отказаться от задания, если его выполнение требует нарушения закона. При сборе инф. прежде всего действует право " искать, запрашивать, получать инф." + предъявлять " по первому требованию редакционное удостоверение" + право посещать учреждения и орг. или их PR + " получить доступ к документам", если это не тайна + копировать материалы, производить записи (предупредив информанта). Особо оговорено право " посещать спец. охраняемые места аварий" и т.п. Важный запрет - " на сбор информации в пользу постороннего лица". Использование инф. также регламентируется законом (конфиденциальность, авторство цитат и т.п.). Ж может писать со своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Запрещается: " порочить гражданина или отдельные категории граждан", порнография, эротика без согласия модели. Те, кого оклеветали, имеют право выступить с опровержением в том же СМИ. Нарушение прав Ж влечет админ., дисципл., и уголовн. (до 2х лет) ответственность.

Закон о СМИ " О праве на получение информации"

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (ст.38).

Закон о средствах массовой информации «О не допустимых методах получения информации». Недопустимо проводить аудио-, кино- и фотосъемку при получении информации от граждан и должностных лиц, если они об этом не предупреждены.

Недопустимо использование скрытой аудио- и видео-, кино- и фотосъемки, если это нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, если это не является необходимой мерой для защиты общественных интересов и не приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц (все это - за исключением того случая, если деонстраиця записи производится по решению суда).
Ж-т не должен скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения, распространять слухи под видом достоверных сообщений, недопустим сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право ж-та на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Из Хартии телерадиовещателей (может пригодиться):

Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.
Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.
Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.