Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы экспертных оценок




Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.

Экспертные оценки разделяются на индивидуальные и коллективные.

Коллективные экспертные оценки включают метод «комиссий», метод «мозговой атаки», метод Дельфи.

К индивидуальным экспертным оценкам относятся сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки.

Индивидуальные экспертные оценки постепенно стали особой разновидностью опроса экспертов, образовав как бы подсистему в общей системе методов опроса экспертов.

Для отбора экспертов все применяемые методы сводятся к двум основным подходам:

• объективному;

• субъективному.

 

Объективный подход имеет два варианта:

Документальный — предусматривает отбор экспертов по формальным характеристикам (ученая степень, звание, стаж работы, возраст, число опубликованных работ и т.д.).

Экспериментальный — использует два приема: • неформальная аттестация специалиста; • тестирование специалиста.

 

Субъективный подход также распадается на несколько приемов:

1) отбор экспертов с помощью открытого или тайного голосования; этот прием эффективен, когда члены будущей группы знают друг друга;

2) метод взаимной оценки (ранжирование);

3) метод самооценки, когда кандидата просят оценить самого себя, свою компетентность.

 

Формирование экспертной группы.

Экспертом считается лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, к которой относится объект экспертизы.

Во-первых, эксперт не должен являться лицом, принимающим решение на основе полученной информации, он должен быть только советником того, кто берет на себя ответственность за постановку цели, плана, программы, вообще за любое решение.

Во-вторых, не каждый специалист годится для работы в экспертной группе, тем более для целей прогнозирования.

Кроме перечисленного, для достижения более качественного результата требуется разумное сочетание экспертов разного возраста, темперамента, различных школ и т.д.

Метод комиссий.Это обычный обмен мнениями, в ходе которого каждый участник имеет право задавать вопросы выступающему, критиковать, выступать неограниченное число раз.

Такая процедура имеет относительно низкий коэффициент полезного действия. Сильной стороной этого метода является обеспечение мгновенной обратной связи и быстрое обучение экспертов, быстрое преодоление «взаимоотношения» экспертов. Главное — это привычная, простая и не требующая спецподготовки методика прогнозирования, которая эффективна, если поставленная проблема известна всем экспертам.



Метод отнесенной оценки.Существенный недостаток заочного опроса экспертов, заключающийся в низком коэффициенте полезного действия, породил другой вариант заочного опроса, т.н. «метод отнесенной оценки», получивший большую известность под названием: метод Дельфи, дельфийская техника, метод эвристического прогнозирования. Разработан известным экспертом из исследовательской корпорации «РЭНД» О. Хельмером.

В основу этого метода положена идея о потенциальной возможности самообучения экспертов при проведении заочного опроса в несколько туров.

Выделяют две его основные характеристики:

а) анонимность ответов: мнение экспертов получают посредством формального опросного листа, обычно по почте, что позволяет избежать проблем лидерства в группах;

б) контролируемая итерация и ретроакция: взаимодействие осуществляется путем систематической процедуры проведения нескольких итераций с тщательно контролируемой ретроакцией между всеми этапами. Каждый эксперт опрашивается несколько раз, и после каждой серии вопросов производится анализ результатов и согласование мнений.

После первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристиками. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с большинством, либо изучить и обсудить причину отклонения. В третьем туре новая информация позволяет еще раз пересмотреть точку зрения.

 

Мозговая атака - групповой метод решения проблем.

Мозговую атаку ведут два организатора: специалист по проблеме экспертизы и специалист по процедуре. Процедурный организатор дает возможность высказаться каждому, следит за тем, чтобы все участники выступали достаточно активно, не критиковали друг друга и не углублялись в анализ частностей отдельных предложений. Организатор-специалист готовит ориентирующую информацию и следит за тем, чтобы каждое высказанное предложение аргументировалось в понятных для участников терминах. Процедура должна проходить в атмосфере раскованности и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство и становятся общими.



Некоторые предварительные правила мозговой атаки:

- в группу генераторов идей должны входить люди различных специальностей;

- каждый из экспертов должен считать поставленную на рассмотрение проблему актуальной;

- при генерировании идей необходимо свободно высказывать любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические (идеи выдвигаются без обоснования);

- критика (не только словесная, но и невербальная — в виде скептических улыбок и тому подобное) предлагаемых идей и предложений, даже самых абсурдных, не допускается;

- следует внимательно рассматривать все выдвинутые идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными;

- каждую идею записывают в протокольный список идей и фиксируют на магнитофон, чтобы избежать неоднозначности в ее понимании (обычно на магнитофон записывается весь ход заседания);

- время для окончательной оценки идей и принятия заключительного решения необходимо четко заранее ограничить;

- в ходе мозговой атаки между его участниками должны быть установлены доброжелательные отношения;

- желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

Задачи участников: сгенерировать поток новых предложений, лавину идей.

Результатом процедуры считается мнение всей группы.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал