Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество М. Нестерова. Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в купеческой семье






Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников. Наибольшее влияние на него оказал Василий Перов. Его искусство волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу. Нестеров не может на первых порах определить свой собственный путь. Он мечется, и даже оставляет училище и поступает в Академию художеств в Петербурге, где учился у П.П.Чистякова. Но там он остро чувствует рутинность традиционного преподавания, и ему не пришлась по душе Чистяковская система преподавания. Академия не произвела на юношу должного впечатления, и он вернулся в Москву, где продолжил учебу в Художественном училище.

Лишь первая и самая истинная, как считал Нестеров, любовь и потрясение от смерти молодой жены (Марии Ивановна Мартыновской) совершают в нем психологический и творческий переворот. Он находит, наконец, свою тему и свой художественный почерк. В память о ней, Нестров, написал множество портретов. Он очень долго не мог расстаться с ее образом. В нестеровских иллюстрациях к Пушкину Мария Ивановна становилась Царицей, Машей Троекуровой, барышней-крестьянкой, Татьяной Лариной.

Нестеров пишет картины на исторические темы, а для заработка занимается рисование в журналах и книгах. В 1885 году получает звание свободного художника, за написание картины «Избрание Федора Михайловича Романова на царство». К концу десятилетия он приобрел славу исторического художника.

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство»), то позднее, как бы следуя по стопам В.М.Васнецова, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем»), атмосферу религиозной легенды («Пустынник»). Под воздействием живописи французского символизма Нестеров подчеркивает задушевное единство своих героев и окружающей природы.

Знаменитое полотно " Видение отроку Варфоломею" – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (О. М. Нестерова, или так называемая " Амазонка" (дочь художника); П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или " Философы").

В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления (" Великий постриг"; " Святая Русь"). Самое большое полотно мастера - " На Руси. Душа Народа» - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина " Молчание").

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова носит закрытый характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных, академика И. П. Павлова, скульпторов И. Д. Шадра и В. И. Мухиной и другие портреты.

Как ни странно, чем старше становился художник, тем более энергичным, страстным, мастеровитым делалось его искусство. Лучшие из его портретов были написаны после семидесяти лет.

Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. " Автопортрет" - это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни. Фоном портрета он делает высокий обрыв над излучиной реки Белой и бескрайними далями Предуралья. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова.

Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Ничто не могло оторвать его от работы - ни преклонный возраст, ни болезнь, ни лишения военного времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.