Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практико-ориентированный компонент итоговой государственной аттестации






представлен следующими примерными заданиями.

Педагогическая область

1. На основе анализа ФГОС НОО соотнесите виды действий в структуре учебной деятельности и в Программе универсальных учебных действий. Сделайте выводы.

2. Назовите основные аспекты в деятельности учителя начальной школы, которые будут способствовать формированию у детей самоконтроля и самооценивания.

3. С позиции культурно-исторического и деятельностного подходов проведите методологический анализ научного аппарата своего магистерского исследования.

4. Предложите пример комплексного использования разных источников информации в образовательном процессе.

5. На основе анализа ФГОС НОО сделайте вывод о том, насколько в нем созданы возможности для развития личности обучающегося, какими методиками и технологиями они могут быть обеспечены.

6. Дайте аргументированную характеристику своих профессиональных качеств и компетенций и обоснуйте программу саморазвития.

 

Область начального обучения русскому языку

и литературному чтению

1. На формирование каких предметных и универсальных учебных действий нацелено задание, предложенное школьникам.

Ученики выделяли звуки в слове якорь. Они сделали такую звуковую запись: [якарь]. Проверьте эту запись. Согласны ли вы с ними? Укажите ошибки. Объясните, почему они появились.

Учащиеся допускают следующие ошибки в написании слов: шистерка, лежал на крыши, на свежим сене, скажит.

2. В чем причины появления данных ошибок? Несформированность каких

УУД лежит в основе этих ошибок?

3. После изучения правила о правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением, школьники допустили следующие ошибки: нонесла, огурчек, учет.

В чем причины подобных ошибок? Несформированность каких УУД является одной из возможных причин появления подобных ошибок?

4. Выявите обучающий и развивающий потенциал следующего упражнения, предложенного при изучении темы «Суффикс» (Какие предметные умения и УУД формируются при его выполнении?)

Выделите основание, по которому сгруппированы слова:

бананчик пальчик

карманчик мячик

5.Оцените правомерность профессиональных действий учителя по развитию у школьников УУД, который в 1-2 классов сосредоточил усилия на формировании у школьников способности проверять свою работу, а в 3-4 классе массированно использовал на уроке «ловушки», задания на взаимную проверку и т.д.

6. Вам дан дидактический материал для изучения темы «Изменение имен существительных по падежам». Осетры тут поклонились, в земский суд бежать пустились и велели в тот же час от кита писать указ, чтоб гонца скорей послали и ерша того поймали. (Ерш.)

Разработайте задание к упражнению, нацеленное на развитие универсального учебного действия взаимоконтроля.

7. Какие из предложенных упражнений по теме «Обозначение мягкости и твердости согласных на письме» (2 класс) Вы изберете для формирования знаково - символических действий, а именно, опыта перехода от одной знаковой системы к другой?

1) Тебе дана звуковая запись слова (звуковая «одежда» слова) [м`aт`]. Выбери правильную буквенную запись этого слова (буквенный «костюм»)

· мать

· мат

· мять

2) Собери слова из звуков и запиши его буквами [эд`с`з`]

3) Выпиши слова, в которых на месте пропуска ну нужно писать букву ь для обозначения мягкости согласных.

Мел…ница, воз…ми, бас…ня, ден…ги, пус…тить, д…ве.

 

8. На уроке анализа рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» учительница задала детям вопрос: Ребята, как вы считаете, почему уточка предприняла опасное путешествие с такими маленькими утятами?

Какой уровень понимания текста обеспечивает использование подобных вопросов?

Варианты ответа

1. осознание основной идеи произведения, его общего настроения, авторской оценки описываемых событий и собственного отношения к произведению;

2. восприятие фактического содержания текста;

3. понимания причинно-следственных отношений между событиями, мотивами, действиями героев.

 

9. Определите причину ошибки, допущенной детьми при чтении произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»:

Мальчики Петя и Шура остались одни. В комнате тепло (вместо темно).

Варианты ответа

1. незнание лексического значения читаемого слова;

2. незнание орфоэпических норм;

3. стремление ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент;

4. «чтение по догадке» вследствие антиципации (способности предугадывать смысл еще не прочитанного текста, т. е. субъективной догадки).

 

 

Методико-математическая область начального образования

1. Рассмотрите анализ задания с точки зрения реализации ключевых компетенций. С чем Вы согласны, чтобы вы скорректировали?

Задание: Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

1) Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

2) Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Анализ задания

­ Задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность.

­ Задание продуктивное, т.к. наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся.

­ Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.

­ Межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»

­ Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

­

2. Проанализируйте учебники математики для 1-4 классов. Найдите упражнения и задания в данных учебниках, которые прямо нацелены на формирование у детей

а) итогового самоконтроля;

б) процессуального самоконтроля;

в) взаимоконтроля в единстве с обучением математическим знаниям и умениям, формированием ключевых компетенций.

 

3. Прочитайте и выполните задание, которое учитель предложил учащимся:

«Верно ли утверждение, что значения выражений в каждом столбце одинаковые?:

а)(30+24): 3 б)(40+20+8): 4

54: 3 40: 4+28: 4

30: 3+24: 3 68: 4

10+8 (40+28): 4

(27+27): 3 10+7

Сформулируйте дидактические и развивающие цели этого задания и обоснуйте их. (Для обоснования каждой цели необходимо использовать содержание задания и способ его выполнения.). Опишите, как вы организуете деятельность учащихся при выполнении этого задания на уроке.

 

4. Используя содержание курса начальной математики, придумайте ситуации для теоретического и эмпирического обобщения при изучении понятия, свойства или способа действия.

5. Непроизвольному запоминанию табличных случаев умножения и деления способствуют задания, связанные с наблюдением, сравнением, поиском закономерностей. Также они могут быть связаны как с индуктивными, так и с дедуктивными умозаключениями. Найдите в учебниках Н.Б. Истоминой и М.И.Моро соответствующие задания и разработайте различные варианты организации познавательной деятельности младших школьников при выполнении этих заданий.

 

6. При выполнении некоторых заданий учащиеся используют дедуктивные рассуждения. Какой математический тезис выступает в качестве общей посылки при выполнении следующих заданий? Описать ход рассуждения учащихся: «не выполняя вычислений, вставь знак > или < так, чтобы получились верные неравенства: 12*9...12*11, 15*7...15*9, 24*7...24*5». Найдите в учебниках математики или составьте самостоятельно задания для изучения смысла всех арифметических действий, при выполнении которых учащиеся используют дедуктивные рассуждения.

 

7. Составить или подобрать задания развивающего характера для изучения основных вопросов нумерации:

• на выполнение сравнительного анализа чисел;

• на классификацию;

• на конструирование чисел;

• на выявление правил (закономерности) построения ряда чисел.

Область начального образования

по естествознанию

1. В учебнике Дмитриевой Н.Я и Казакова А. «Окружающий мир» в теме «Растительноядные и хищные животные» авторы предлагают формировать понятие «растительноядные» животные следующим образом:

А) Сравните современных человекообразных обезьян орангутанга, гориллу и древнего человека. Чем они похожи? Чем питаются?

Б) По какому признаку можно объединить обезьяну с козой в одну группу? Кого еще можно отнести к этой группе?

В) Животные, которые питаются растениями, ученые назвали растительноядными. Растительноядными были и первые древние люди.

Г) 3 РИСУНКА: БЕЛКА, ГУСЕНИЦА, ЗАЯЦ. Что общего между этими объектами природы и чем они различаются?

Проанализируйте приведенный фрагмент, можно ли так формировать понятие «растительноядные животные»? Почему? Возможен ли другой вариант? Предложите свой вариант формирования этого понятия.

 

2. В пособии для учителя «Наблюдения и опыты на уроках природоведения» приводится описание зимней экскурсии в природу. При описании этой экскурсии авторы дают план наблюдения за конкретным деревом:

- Название;

- По каким признакам определили, что это за дерево?

- Общий вид дерева зимой. Сравните с общим видом его осенью.

- Изменились ли по сравнению с осенью ствол и ветки?

- Есть ли на дереве листья? Вспомните, что произошло с листьями?

- Есть ли на дереве плоды, какова их форма, окраска, особенности расположения на ветках. Провести сравнение с плодами других растений зимой.

Определите дидактическую задачу, место таким наблюдениям на экскурсии. Можно ли что-нибудь изменить в этом плане? Почему? Предложите свой вариант.

3. Учитель на уроке по теме «Луг – природное сообщество» дает домашнее задание следующего содержания: «Прочитать учебник на стр. 129-134, ответить на вопросы. Составить по одной цепи питания на лугу. Подготовить краткое сообщение об одном из обитателей луга (лучшие сообщения будут занесены в копилку творческих работ).

Проведите анализ предложенного варианта, выскажите собственное суждение. Какое бы вы дали домашнее задание на этом уроке? Зависело ли бы оно от того, по учебникам каких авторов изучают учащиеся эту тему?

 

Рекомендованный список литературы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.