Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Магистерская программа «начальное образование






Содержание итогового государственного экзамена носит междисциплинарный практико-ориентированный характер и соответствует дисциплинам общенаучного и профессионального циклов учебного плана. Теоретические вопросы и практико-ориентированные задания экзаменационных билетов отражают современные педагогические основы и методические проблемы начального образовании

Теоретические вопросы представлены следующими научными основами и проблемами современной системы образования.

 

П е д а г о г и ч е с к и е о с н о в ы

 

1. Методология и методы научно-педагогического исследования.

2. Понятие «Наука». Наука как система знаний. Принципы организации научного знания

3. Структура и функции научной деятельности.

4. Генезис и основные этапы развития науки.

5. История педагогики как область научного знания. Методологические принципы исследовательской деятельности.

6. Понятия «методология», «метод», «подход». Классификация научных методов.

7. Методы эмпирической науки (наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент).

8. Принцип природосообразности - методологическая основа зарубежных концепций (XVII – нач. XX века).

9. Понятия «педагогическая концепция», «педагогическая система», «педагогические взгляды».

10. Антрополого-гуманистическое направление в русской педагогике XIX – нач.XX (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев).

11. Проблемы и тенденции развития современного образования.

12. Содержание управленческой деятельности. Характеристика основных функций менеджмента.

13. Современные образовательные технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений

14. Генезис понятия «педагогическая технология», научный подход к классификации педагогических технологий.

15. Компоненты профессионально-педагогической культуры учителя начальных классов.

16. INTERNET- технологии в науке и образовании.

17. Инновации в образовании: направления, успехи, трудности.

18. Тенденции развития современного образования за рубежом.

19. Современные образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

20. Факторы психологической и педагогической поддержки учащихся (пробуждение познавательного интереса; активизация субъективно-личностных основ развития; расширение границ предметного содержания социального опыта и т.д.).

21. Современные образовательные технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.

22. Становление инновационной школы: традиции и инновации в образовании. Характеристика инновационной деятельности.

23. Инновационный процесс: сущность, структура, закономерности протекания.

24. Гуманизация, фундаментализация и информатизация образования в высшей школе.

25. Сущность аналитической теории личности К.Г. Юнга.

Область начального обучения русскому языку

и литературному чтению

1. Характеристика современного вариативного начального общего образования в России: ключевые приоритеты и ценности. Умение учиться – основной результат начального общего образования. Анализ социокультурной значимости умения учиться. Умение учиться как механизм саморазвития личности. Онтологический статус умения учить себя самостоятельно.

2. Ретроспективный анализ идеи развития учащегося на основе формирования умения учиться в истории отечественной и зарубежной педагогической и лингводидактической мысли.

3. Современный урок русского языка в логике системно – деятельностного подхода. Сущность системно – деятельностного подхода к осуществлению развития при обучении. Системно – деятельностный подход как теоретическая основа формирования умения учиться при обучении русскому языку. Соотнесение структурных этапов урока русского языка со структурными компонентами учебной деятельности. Возможности этапов урока русского языка для формирования УУД. Затруднения практикующих учителей в реализации системно – деятельностного подхода к построению урока русского языка.

4. Методика формирования универсальных учебных действий постановки и решения учебной проблемы на уроках русского языка. Возможности современных вариативных УМК по русскому языку в развитии данных универсальных учебных действий. Характеристика затруднений практикующих учителей в постановке и решении учебной проблемы.

5. Методика формирования универсального учебного действия рефлексивного осознания границы знания и незнания на уроках русского языка. Возможности современных вариативных УМК по русскому языку в развитии данных универсальных учебных действий. Характеристика затруднений практикующих учителей в постановке и решении учебной проблемы.

6. Значимость умения учиться для усвоения предметных (лингвистических) знаний.

7. Методика формирования универсальных учебно-информационных действий при обучении русскому языку. Возможности современных вариативных УМК по русскому языку в развитии универсальных учебно-информационных. действий. Анализ методических недочетов практикующих учителей в развитии указанных УУД.

8. Методика формирования универсального учебного действия самоконтроля при обучении русскому языку. Закономерности и методические условия его становления. Возможности современных вариативных УМК по русскому языку в развитии самоконтроля. Характеристика затруднений практикующих учителей в формировании самоконтроля при обучении русскому языку.

9. Методика формирования универсальных познавательных (знаково-символических, логических) действий при обучении русскому языку. Возможности современных вариативных УМК по русскому языку в развитии универсальных познавательных (знаково-символических, логических) действий. Анализ методических недочетов практикующих учителей в развитии указанных УУД.

Методико-математическая область начального образования

1). Современное математическое образование младшего школьника. Соотношение развивающих и предметных целей обучения математике, математические компетенции младших школьников. Современные критерии отбора содержания начального математического образования. Сравнительный анализ действующих программ по математике в различных УМК для начальной школы. Основные содержательные компоненты начального курса математики, их взаимосвязь.

2). Методика организации исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе. Связь учебной исследовательской деятельности с развитием математической культуры младшего школьника. Формирование исследовательских умений. Исследовательские задачи для младшего школьника на математическом содержании.

3). Методика организации проектной деятельности в начальной школе. Роль проектной деятельности младших школьников при усвоении основных компонентов содержания образования: знаний о природе и обществе, видов математической деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально–ценностного опыта. Особенности учебной проектной деятельности младших школьников на математическом содержании. Виды проектов младших школьников по математике с учетом межпредметных связей.

4). Методика организации групповой работы на уроках математики в начальной школе. Задачи учителя при организации групповой работы на уроках математики.
Организации работы малых групп. Организация на уроке парной работы учащихся.

5). Методика обучения решению текстовых задач в начальном курсе математики. Общая характеристика методики работы над текстовой задачей. Реализация данной содержательной линии в программах и учебниках развивающего обучения Н.Б. Истоминой. Организации работы учащихся в рабочих тетрадях «Решение текстовых задач» Н.Б.Истоминой.

6). Методика использования информационных технологий в начальной школе. Теоретические основы использования информационных технологий в математическом образовании младшего школьника. Учет возрастных и психологических особенностей младших школьников при моделировании учебного процесса с применением информационных технологий.

7). Творческие способности младших школьников. Основные цели, задачи и принципы развития творческих способностей школьников. Соотношение математических и творческих способностей. Возможности развития творческих способностей младших школьников при изучении математики. Творчество, виды творчества, творческие процедуры. Возможности их формирования в начальном образовании. Развитие мотивации и интеллектуальных способностей - необходимое условие формирования опыта творческой деятельности младших школьников.

 

Область начального образования

по естествознанию

1. Развитие наблюдательности как важнейшей компетенции при организации изучения «Окружающего мира». Пути развития наблюдательности на уроках. Контроль за развитием наблюдательности.

2. Развитие логических УУД при организации изучения «Окружающего мира». Контроль за развитием логического мышления.

3. Понятия. Виды понятий. Способы формирования понятий при изучении «Окружающего мира».

4. Способы организации деятельности учащихся на уроках по «Окружающему миру». Методика организации индивидуальной, фронтальной, групповой работы и работы в парах. Сочетание разных способов организации деятельности учащихся на уроках.

5. Современный урок по «Окружающему миру». Цели урока и их характеристика. Методические требования к отбору содержания, выносимого на изучение. Назначение подготовительной работы учащихся к урокам.

6. Методы изучения предмета «Окружающий мир» и их характеристика. Отбор и сочетание методов и методических приемов на уроках.

7. Экскурсии в природу. Классификация, методика проведения. Количество и тематика экскурсий, необходимый для изучения раздела «Природа и человек».

Область начального образования по технологии и изобразительному искусству

1. Развитие эстетических чувств младшего школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе по разным видам изобразительной деятельности (тематического рисования, рисования по памяти и представлению, рисования с натуры, аппликации, лепки, конструирования).

2. Современные технологии художественно-эстетического образования младших школьников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.