Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние отрицательных ситуативных эмоций на эффект наводящего действия при решении творческих задач






 

 

 

 

  Эмоциогенные раздражители (при решении основной задачи) Основная задача
  КГР, ком Пульс, уд/мин Ретроспективный отчет Результат решения при вторичном предъявлении (после наводящей задачи)
Испытуем до решения решение до решения решение
B. Ч. Б. В. д. ю. C. X. А. В. Отрицательные 36 70 8 34 65 70 80 90 Фотография сильно мешала решать задачу. Возникло очень неприятное чувство, но я сделал все возможное. Настроение мое испортилось, работать было трудно, хотя хотелось решить задачу. Если бы не «помехи», я нашел бы решение. Для меня подобные раздражители являются очень значимыми и поэтому у меня было плохое самочувствие. Я думаю, что в нормальных условиях решить эту задачу можно, а у меня не было таких условий, я испытывал неприятное возбуждение Не решена Не решена Не решена Не решена Не решена

закрепляющая наводящую задачу, выполняет положительную функцию, ибо наводящая задача не является объективно сложной и ее решение достигается даже при отрицательном эмоциональном возбуждении, которое и закрепляется у испытуемых с помощью этого отрицательного возбуждения. В результате эмоционально закрепленный принцип решения наводящей задачи, как бы «замыкаясь» с эмоциональной активацией, возникающей в процессе решения основной задачи (в частности, с эмоциональным возбуждением, предшествующим решению задачи), приводит к нахождению принципа ее решения. Причем одним из важных является тот факт, что некоторые испытуемые частично осознают обстоятельства наведения на решение основной задачи (см. высказывания испытуемых после опытов 3-й серии). Тем не менее, отрицательная эмоциональная активация, вызванная общей ситуацией (эмоции «извне»), при решении основной задачи (уровень трудности которой является высоким) подавляет необходимые для достижения объективно верного результата «интеллектуальные» эмоции и в итоге взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций дает отрицательный эффект.

Подводя итоги обсуждения полученных результатов, можно заключить, что экспериментально создаваемое в лабораторных условиях эмоциональное возбуждение положительного и отрицательного знака оказывало значительное влияние на мыслительную и в частности на творческую деятельность испытуемых. Следовательно, искусственно создавая эмоциональную активацию — вызывая эмоции «извне», представилась возможность не только проследить их функции в мышлении, но и в какой-то мере управлять творческим процессом, способствуя скорейшему нахождению объективно верного решения или, наоборот, делать его нахождение невозможным. Нам представляется, что использование «эмоционального допинга», выступающего в качестве стимулятора поискового процесса (типа эмоционального закрепления наводящей задачи), открывает значительные перспективы в исследовании процессов творческого мышления.

Выводы. 1. Влияние «ситуативных» положительных и отрицательных эмоций на мыслительную деятельность, не носящую творческого характера, всегда однозначно.

2. При решении творческих задач влияние «ситуативных» эмоций на мыслительный процесс не однозначно, в частности, отрицательные эмоции могут выполнять как отрицательную, так и положительную роль, в связи с тем что происходит взаимодействие «интеллектуальных» и «ситуативных» эмоций.

3. В результате эмоционального закрепления наводящей задачи испытуемые частично осознавали обстоятельстйа наведения на решение основной задачи.

4. Метод «эмоционального допинга» (эмоционального закрепления) раскрывает некоторые возможности управления творческим процессом.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.