Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетная несбалансированность: понятие и управление






 

Бюджетная несбалансированность — это несоответствие общей суммы бюджетных доходов совокупным расходам бюджета. Несбалансированность бюджетов имеет две формы проявления:

- дефицит;

- профицит.

В современной теории и практике под дефицитом бюджета принято понимать превышение расходов бюджета над его доходами (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).

Содержание дефицита бюджета может быть различно в зависимости от причин его обусловивших:

- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций (обосновывается Дж.М.Кейнсом);

- дефицит, возникающий в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия)

- дефицит, отражающий кризисные явления экономики.

Наиболее серьезной является третья причина дефицита государственного бюджета, так как ликвидировать его в краткосрочный период времени невозможно.

В России в после реформенный период проводились мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Основными мероприятиями по сокращению дефицита государственного бюджета являлись:

- изменение направления инвестирования бюджетных средств (инвестиции в отрасли, дающие максимальную отдачу);

- использование только финансовых льгот, реально обеспечивающих рост общественного производства;

- сокращение сферы государственной экономики;

- снижение военных расходов;

- сохранение лишь важнейших социальных программ.

В настоящее время федеральный бюджет РФ является профицитным, его доходы превышают совокупные расходы.

Превышение доходов направляется в резервный фонд, таким образом, Россия использует метод цикличного балансирования бюджета, создавая бюджетные резервы для покрытия возможного дефицита государственного бюджета в будущем.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактический заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

После наполнения Резервного фонда до установленного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Это фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сбалансированность бюджета достигается различными методами; первый метод применяется исходя из формирования бюджета, а другой метод применяется при его исполнении.

На протяжении последних 15 лет в бюджетной системе России произошли большие изменения, которые были направлены на улучшение бюджетного планирования, повышающее эффективность бюджетных расходов [1, с. 77].

На сегодняшний день при формировании бюджета Российской Федерации, значительное внимание отводится топливно-энергетическому, агропромышленному, транспорту, военному и промышленному комплексам. На долю национальной экономики приходится более 50 % дотации, которые направлены на приоритетные отрасли экономики.

Особое место занимает социальная направленность бюджетных расходов. Наибольшее значение в социальной политики России приобретает правительственная поддержка наименее защищенных слоев общества (малообеспеченных семей, инвалидов и т.д.), и финансирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономических реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47, 4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, можно отметить, что экономический рост, который наблюдается в эти годы являлся восстановительным, это вызвано реформами после смены общественного строя. В настоящее время его темпы постепенно начали спадать [2, c. 512].

В 2008—2010 гг. бюджет России был профицитным, это связано с значительным непрерывным экономическим ростом в 1999—2010 годах, с быстрым возрастанием реальных доходов населения и повышением уровня жизни.

В 2010—2011 гг. наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году мы столкнулись с мировым экономическим кризисом, который негативно отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации.

Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2013 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2013 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1. Завершение процесса вступления России в ВТО

2. Невысокие темпы инфляции и стабильный курс валют

3. Сравнительно невысокий уровень безработицы

Далее перейдем к рассмотрению государственного бюджета на 2014 год. Главной особенностью, которая сразу бросается в глаза является значительное уменьшение расходов на образование, медицину и жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2014 году сокращается на 88 млрд. рублей, то есть, оно уменьшится на 13 % по сравнению с 2013 годом. На финансирование здравоохранения планируется затратить 44, 3 млрд. рублей (уменьшается на 8, 6 % от уровня 2013 года); на жилищно-коммунальное хозяйство отводится 36 млрд. рублей (23, 7 %).

Но при этом стремительными темпами происходит увеличение расходов на национальную оборону. За последние три года оно увеличилось на 1, 27 трлн. рублей, что составляет 40 млрд. долларов — 60 %. По прогнозам аналитиков расходы на поддержание безопасности обойдутся нашей стране в 106, 4 млрд. долларов.

Теперь рассмотрим нефтегазовые доходы, составившие 50 % из всех доходов российского бюджета. Следуя проекту бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов, планируется постепенное снижение его доли до 43 % 2016 году. Но, несмотря на это степень зависимости России от сырьевого экспорта останется достаточно высокой. Согласно исследованиям Счетной Палаты нефтегазовый дефицит бюджета составит 8, 4 % валового внутреннего продукта (в 2013 г. — 10, 3 %).

Федеральный бюджет, несмотря на сырьевые доходы в 2014 году все равно будет являться дефицитным. В 2014 году — 0, 5 % ВВП (389 млрд. рублей), в 2015 году — 1 % (796 млрд. рублей), в 2016 году — 0, 6 % (486 млрд. рублей). Покрывать дефицит денежных средств планируется за счет заимствований на внутреннем и внешнем финансовом рынках.

Также предлагается продолжать программу приватизации крупных предприятий.

Еще одной особенностью планирования бюджета, является высокий процент расходов под грифом «секретно». Власти засекретили 24, 8 % всех расходных статей (4, 06 трлн. рублей). С 2005 по 2012 год данная цифра не превышала 11 %.

Рассмотрим основные цели бюджетной политики в 2014—2016 годах.

Проект федерального бюджета на 2016 год базируется на таких подходах как:

Формирование бюджетных параметров основывается на необходимости обязательного исполнения расходных обязательств, учитывая их оптимизацию и увеличение эффективности использования финансовых ресурсов.

Минимизация рисков несбалансированности бюджетной системы России, при планировании бюджета.

Повышение устойчивости федерального бюджета, снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов долгосрочной перспективе.

Оценка сравнения эффективности расходных обязательств, учитывая сроки и механизмы их реализации.

Применение механизмов, которое стимулирует повышение эффективности бюджетных расходов, а также стимулов, направленных на выявление и использование резервов для достижения поставленных целей.

Рассмотрим способы покрытия бюджетного дефицита:

1. Через финансирование посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Этот способ создает скорое решение финансовой проблемы станы. Каждый дополнительный денежный знак, поступивший в обращение через «дыру» в бюджет, увеличивает разрыв реального предложения товара и инфляционного способа

2. Государство прибегает к займам у центрального банка для покрытия дефицита. Инфляция происходит здесь, но медленно.

3. Государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций. Такой вид финансирования не носит инфляционного характера [3, с. 56].

Таким образом, достижение равенства доходной и расходной части бюджета является редким случаем в практике составления бюджетов, но не смотря на это, его можно достичь, если сдерживать рост государственных расходов и установить в стране такой уровень налогообложения, который способен в достаточной мере покрыть все основные общественные потребности. Обеспечение стабильного развития национальной экономики и благополучия населения страны является главной целью цивилизованного государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.