Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Предмет, задачи и методы психологии и педагогики






 

Тема 1.1 Психология – наука о закономерностях, возникновения, развития и протекания различных психических явлений.

 

История развития и основные этапы психологии. Природа возникновения и протекания различных психических явлений. Природа возникновения и развития психики. История развития психологической науки. Принципы психологии. Важнейшие научные психологические школы: бихевиоризм, психоанализ, гештальпсихоогия, гуманистическая психология, генетическая психология, акмеология. Связь психологии с другими отраслями научных знаний. Особенности современного этапа развития психологии.

 

Тема 1.2 Природа возникновения и развития психики. История развития психологической науки. Принципы психологии.

 

Особенности психологии как науки состоят в том, что она изучает самый сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое психикой. Содержание понятия «психическое отражение». Виды отражения в материальном мире: физическое, физиологическое, психическое. Критерий психического отражения. Функции психики человека: регулятивная, коммуникативная, познавательная. Характеристика основных видов психических явлений, их взаимосвязь и взаимовлияние. Сознание человека как высший уровень развития психики. Возможности, предоставляемые человеку его сознанием. Соотношение понятий «психическое» и «сознательное».

Тема 1.3 Педагогика- наука о воспитании и обучении

 

Предмет и объект педагогики, проблемы исследования Роль педагогики в жизни общества. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, самообразование, развитие. Педагогика – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Воспитание в широком значении – целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой деятельности. Воспитание в узком значении – воспитательная работа, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы, физические качества человека; организованное, целенаправленное управление процессом формирования личности в соответствии с потребностями общества, осуществляемое специально подготовленными людьми. Обучение - двусторонний процесс, связанный с приобретением знаний, формированием умений и навыков, планомерно организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений и навыков; руководство его познавательной деятельностью и выработка у него мировоззрения; средство получения образования. Отличие обучения от воспитания состоит в том, что воспитание носит целостный характер, идет сразу по всем направлениям, это более длительный процесс, его результаты часто отсрочены во времени, воспитание сложнее в осуществлении, чем обучение.

 

Тема 1.4 Социальная природа образования. Место педагогики и психологии в системе научного знания.

 

Одной из основных проблем современного образования является быстрый темп приращения знаний и ограниченные возможности усвоения индивидом этих знаний. Одним из путей решения данной проблемы является формулы образования. Образование, как процесс и результат воспитания, обучения и самообразования систематизирует объем научных знаний, умений и навыков, которыми овладел обучаемый. Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливает сам субъект. Если ранее результат образовательного процесса был «знать немного обо всем», то в настоящее время более актуальной становится формула «знать о сущности всего, что бы познать новую сущность». Быстрое увеличение объема и старение знаний предполагает изменение установки обучения. Современные условия жизни диктуют необходимость внедрения в педагогический процесс децентрализованного образования. Отказ от узкой цели подготовки к профессиональной деятельности, увеличение значения образования как фактора духовного, культурного и социального развития личности, мировоззрения, творческих возможностей человека; переосмысление социальной роли образования в решении проблем человечества. В частности, это проявляется в гуманитаризации обучения, возникновении новой отрасли знания – акмеологии.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 2.1 Принципы и правила обучения. Виды и формы обучения. Особенности воспитательного процесса в производственной деятельности.

 

Понятие обучения как педагогического процесса, задачи и особенности. Знания, умения, навыки, способности. Взаимосвязь преподавания (обучения) и учения, их внутренняя структура, роль педагога и учащегося в образовательном процессе. Условия эффективного обучения. Учение как деятельность предполагает наличие сознательной цели усвоить определенные знания, умения, навыки. Основными условиями эффективности обучения являются обеспечение достаточной мотивации, соответствие методов и содержание обучения возможностям обучаемых, позитивное взаимодействие обучаемого и педагога.

 

Тема 2.2 Общие закономерности процесса воспитания. Принципы и общие методы воспитания.

 

Сущность воспитания, его роль в жизни общества. Понятие закономерности воспитания. Соотношение понятий «воспитание», «самовоспитание», «формирование», «социализация», «развитие». Соотношение воспитания, влияние среды и наследственности как основных факторов развития личности. Концепция целей воспитания. Этапы формирования качества личности. Направления воспитания. Методы воспитания как способ воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение, формирование убеждений и навыков поведения. Выделяют методы формирования сознания, методы организации деятельности и методы стимулирования. Основными методами воспитания являются убеждение, положительный пример, упражнение, одобрение (осуждение), предъявление требований, контроль, создание перспективы, наказание и поощрение,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.