Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и принципы финансов.






Финансы представляют собой часть экономических распределительных денежных отношений, складывающихся по поводу распределения стоимости ВВП путем образования из субъектов финансово-экономической деятельности фондов денежных средств и использования ими этих денежных средств для выполнения возложенных на них задач.

Функции финансов – это проявление их внутренних свойств в процессе использования хозяйствующими субъектами.

По распределительной концепции:

· распределительная – внутреннее свойство проявляющееся в процессе распределения стоимости ВВП путем образования фондов денежных средств у субъектов финансово-хозяйственной деятельности и их использованию по целевому назначению.

· контрольная – проявление внутренних свойств финансов в процессе распределения стоимости ВВП путем контроля за складывающимися пропорциями распределения, законностью образования и использования фондов денежных средств.

Объект – движение денежных фондов. Субъект – государство, юридические и физические лица.

Проявляется в финансовом контроле. Значение – позволяет поддерживать финансовую дисциплину, заставляет выполнять взятые обязательства, содействует укреплению финансовой безопасности.

По воспроизводственной концепции:

· стимулирующая

· регулирующая

· формирование доходов

Принципы финансов:

· принцип единства

· принцип организации во времени – финансовый план

· правовая регламентация финансовых отношений

· целевой характер

· принцип сбалансированности

· принцип «диверсификации»

 

4. Финансовая политика: содержание, структура и задачи.

Финансовая политика представляет собой использование финансов соответствующим субъектом управления в интересах достижения поставленных им целей и задач.

Включает:

· выработку концепций на длительное использование финансов;

· выработку программы действий на ближайшую перспективу;

· отработку соответствующего финансового механизма для реализации выработанной финансовой политики.

Делится:

- по субъектам:

- государство

- юридические лица

- физические лица

- по территориям:

- общегосударственная

- региональная

- муниципальная

- по масштабам и времени:

- финансовая стратегия

- финансовая тактика

- по объектам и сферам:

- государственные и муниципальные финансы

- финансы хозяйствующих субъектов

- по компонентам:

- бюджетная политика

- налоговая политика

- ценовая политика

- инвестиционная политика

- валютная политика

- таможенная политика

- страховая политика

Задачи:

1. Реализация финансовыми методами задач и экономической политики (чему должна служить финансовая политика – увеличение ВВП, борьба с бедностью, экономическое развитие регионов)

2. Рост финансовых ресурсов общества

3. Оптимизация соотношения финансовых ресурсов общества и товарной массы в обществе

4. Оптимизация доли федерального бюджета в консолидированном бюджете и направлений расходования бюджетных средств

5. Увеличение сроков – перспективности финансового планирования

6. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты.

Управление – это процесс сознательного целенаправленного воздействия субъекта управления на объект.

Управление финансами – это сознательное целенаправленное воздействие субъекта финансов на объект финансов.

Управление с помощью методов:

- административных

- социально-психологических

- экономических

Инструментами экономических методов являются планирование, прогнозирование, учет, контроль.

Органы управления финансами:

1. Министерство финансов осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денеж­ной политики и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудитор­ской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

2. Федеральное казначейство осуществляет переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их га­рантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

3. Федеральная налоговая служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законо­дательства, правильностью исчисления, полнотой и свое временностью внесения в соответствующий бюджет нало­гов и других обязательных платежей, установленных за­конодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

4. Федеральная служба страхового надзора осущест­вляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое прогнозирование – это инструмент управления финансами, состоит в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию о финансах, закономерностях ее изменениях и получить представление о направлениях развития и о состоянии на будущее.

Бывает: среднесрочное (5-10 лет), долгосрочное (более 10 лет).

Функции финансового прогнозирования:

1. научный анализ социально-экономических процессов – оценка финансово-экономической ситуации, выявление узловых проблем финансового развития.

2. Оценка выявленных тенденций на будущее и предвидение новых проблем, требующих своего разрешения.

3. Выявление возможных альтернатив развития для выбора решения в области управления финансами.

Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию, но оно не является директивным.

Финансовое планирование – вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, направленных на достижение сбалансированности между имеющимися денежными средствами и направления их использования.

Виды финансового планирования:

- общегосударственный финансовый план – составной частью является бюджет

- отраслевые финансовые планы

- территориальные финансовые планы

- баланс денежных доходов и расходов населения

Методы финансового планирования:

1. метод экономического анализа (учет прошлых ошибок)

2. нормативные

3. балансовый метод

7. Бюджетно-налоговая политика – как составная часть финансовой политики.

Финансовая политика представляет собой использование финансов соответствующим субъектом управления в интересах достижения поставленных им целей и задач.

В структуре: бюджетная и налоговая политики.

Бюджетная политика – это использование доходов и расходов бюджетов для выполнения целей и задач органов государственной власти в сфере социально-экономического развития общества, региона, муниципального образования.

- по уровням власти:

- политика федерального центра – реализуется через доходы и расходы федерального бюджета

- политика субъекта – поменьше

- местные

8. Денежно-кредитная политика – как составная часть финансовой политики.

Финансовая политика представляет собой использование финансов соответствующим субъектом управления в интересах достижения поставленных им целей и задач.

- это составная часть финансовой политики.

Денежно-кредитная политика – это использование государством и ЦБ денег и кредита для воздействия на достижение цели и задач установленных экономической политикой государства.

Цели:

- удвоение ВВП денежными методами

- борьба с бедностью

- стабильность денежной единицы государства

- стабильность денежной системы

- обеспечение бесперебойных расчетов безналичных

Денежно-кредитную политику разрабатывает ЦБ совместно с правительством.

Методы исполнения денежно-кредитной политики (глава 7 Закона о ЦБ):

1. Ставка рефинансирования кредитных организаций (с января 2007 года кредитования – 10, 5%)

2. Операции на открытом рынке (операции с гос.ценными бумагами)

3. Валютные интервенции – это купля-продажа иностранной валюты с целью регулирования валютного курса рубля или иностранной валюты по отношению к рублю.

4. Нормативы фондов обязательного резервирования коммерческих банков в ЦБ. Пред. ставка – 20%

5. Применение количественного ограничения (коммерческий банк начиная с 5 млн. евро)

6. Эмиссия облигаций ЦБ для увеличения своего капитала

7. %-ные ставки по операциям ЦБ

8. Установление ориентиров роста денежной массы.

 

9. Финансовый механизм: понятие, типы.

Финансовый механизм – это совокупность нормативной правовой базы регламентирующей финансовые отношения органов управления финансами и функциональных подсистем. (финансовое прогнозирование, финансовый учет, отчетность, контроль, анализ)

Разделяют:

- по сферам и звеньям:

- государственные и муниципальные

- хозяйствующие субъекты

- по государственному устройству:

- в целом РФ

- субъекты

- местные органы

- по воздействию на производство:

- механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов

- механизм финансового регулирования

- механизм финансового стимулирования

10. Финансовая система РФ: понятие, структура.

Финансовая система РФ представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых соответствующими органами.

Включает:

 
 


СФЕРЫ


финансы некоммерческих предприятий
ЗВЕНЬЯ

бюджет
с о

о р

финансы индивидуальных предпринимателей, домашних хозяйств хозяйствующих субъектов
б г

государственные внебюджетные фонды
с а

т н

в и

е з

ГУП
государственный и муниципальный кредит
н

11. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы.

Бюджетное устройство – это организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющие выделить в ее составе структурные подразделения (фед. бюджет, регион. бюджет, местный бюджет) и определить взаимосвязи между ними.

На бюджетное устройство влияет государственное устройство.

Бюджетная система РФ в связи с федеративным и государственным устройством включает (ст.6 БК) федеральный бюджет, региональные бюджеты или бюджеты субъектов, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность бюджетов (ст.6 БК РФ).

Бюджетная система организуется в соответствии (ст.5 БК) принципами:

1. единство бюджетной системы

2. разграничение доходов и расходов между уровнями

3. самостоятельность бюджета

4. равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

5. полнота отражений доходов и расходов

6. сбалансированность

7. эффективность и экономность использования бюджетных устройств

8. общего покрытия расходов бюджетов

9. гласности

10. достоверности

11. адресность и целевой характер бюджетных средств

12. Государственный бюджет: понятие, функции и задачи.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Функции:

- распределительная – это внутреннее свойство, проявляющееся в распределении ВВП путем образовании и использования бюджетных фондов для обеспечения функционирования органов гос. власти и самоуправления в том или ином периоде;

- контрольная – это внутреннее свойство бюджета, проявляющееся в процессе контроля за формированием, распределением и расходованием бюджетных ресурсов на различных уровнях власти по экономическим, ведомственным и функциональным признакам (критериям);

- регулирующая – это внутреннее свойство, проявляющееся в процессе воздействия с помощью бюджета на том или ином уровне власти на отраслевые и территориальные пропорции экономического развития.

Задачи (изложены в бюджетном послании Президента на 2008-2010 гг.)

1. превращение федерального бюджета в инструмент макроэкономического регулирования. Цель – снижение темпов инфляции.

2. обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета.

3. удлинение срока бюджетного планирования

4. обеспечение исполнения расходных обязательств

5. повышение эффективности бюджетных расходов

6. совершенствование финансирования государственных капитальных вложений (переход на финансирование под контракты)

7. стимулирование качества и результативности деятельности бюджетных учреждений

8. улучшение управления гос. финансами

9. определение стратегии пенсионной реформы

10. первоочередное внимание реализации федеральных целевых программ и национальных проектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.