Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный кредит, его сущность, особенности.






Государственный кредит является частью государственных финан­сов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных от­ношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и га­рантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные фи­нансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпо­рации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.

Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического роста.

Через фискальную функцию государственного кредита осуществля­ется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства.

Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени.

Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Используя государственный кредит, государство оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на эко­номику страны.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Чаще всего по внутрен­нему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты.

Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производитель­ные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет.

Особенность государственного кредита как экономических отно­шений проявляется также в том, что он реализуется посредством при­менения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Имеются в виду кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, вы­пуски еврооблигаций. Несмотря на их различия, экономическое со­держание у них одно — кредитная основа, т.е. движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности.

24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными ор­ганами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, ус­тановленных государством и собственниками.

Он помогает формировать полную и объективную кар­тину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельнос­ти экономических субъектов.

К общим принципам финансового контроля, способствующим ре­шению его задач, относятся:

• законность;

• объективность;

• независимость;

• разграничение функций и полномочий между различными орга­нами финансового контроля;

• подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

• гласность

Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансо­вого контроля законность означает прежде всего, что содержание кон­троля определяется Конституцией страны, законодательными и дру­гими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отно­шений, банковской деятельности.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценива­ет их всесторонне и беспристрастно.

Независимость финансового контроля гарантируется Конститу­цией и соответствующими законами.

Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно не­сколько органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что госу­дарственная власть, как правило, делится на законодательную и ис­полнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть со­зданы свои органы финансового контроля.

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны.

Различают следующие объекты контроля:

бюджет;

внебюджетные фонды;

налоговые поступления;

валютные поступления;

кредит;

страхование;

инвестиции;

денежная масса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.