Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень исследованности проблемы на данное время.






В республиканскую эпоху говорить о каком-либо особом пантеоне римской армии не представляется возможным. До реформ Гая Мария Римская держава не имела профессиональной армии. Армия была неотъемлемой частью гражданской общины. Даже специфические военные божества (dis militaribus) почитались всеми гражданами.

Для периода Республики характерно обратное: именно захватнические войны и участвовавшие в них легионеры способствовали расширению римского пантеона и эволюции римского религиозного сознания наряду с другими факторами: миграционные контакты населения средиземноморского региона, международная торговля, развитие классического рабства. Но воительный фактор среди них был определяющим, так как торговцы шли вслед за воинами, скупая военную добычу, войны же были и основными поставщиками рабов, наряду с пиратской работорговлей. Важнейшую роль в этих процессах играл обряд evocatio deorum.

Большое влияние на римский пантеон и римское религиозное сознание оказало включение в состав Римской державы эллинских колоний Южной Италии и Сицилии, а также завоевание самой Эллады. Именно греки внесли в римский культ антропоморфизм. В Риме появились статуи прекрасных богов, как вывезенные из Греции, так и скопированные с греческих образцов или изготовленные греческими мастерами, проживавшими в Риме и Италии. Появились ордерные храмовые постройки. В результате сложился единый греко-римский пантеон 12 старших богов.

Восточные заимствования периода поздней Республики не имели таких последствий, как греческие, так как большинство восточных культов носило оргиастический характер, что противоречило римскому религиозному сознанию. Храмы восточным богам строились лишь из «боязливого уважения» и только за границей города. Для отправления культа привозились восточные жрецы. Им выделялось все необходимое для отправления культа за высокими заборами, окружавшими иноземные храмы. Самим римлянам отправление этих культов категорически запрещалось. Восточные же культы, проникавшие в Рим неофициальным путем, в результате миграций населения и торговых связей запрещались, а их приверженцы подвергались гонениям.

Ситуация начала меняться, да и то крайне медленно, в эпоху Империи, когда появились новые факторы, ставшие причиной изменений в римском религиозном сознании и, как следствие, римском пантеоне.

Август заложил основы новой политической системы и положил начало превращению Рима в средиземноморскую мо­нархию. Главным итогом деятельности Августа стало учреждение постоянной им­ператорской власти и ее опоры - профессиональной армии. Это нашло своё отражение и в идеологии.

Центральной, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии идеей была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией Августа, - господствовать над всеми народами, принося им счастье и мир. «Непобедимый император» и «Вечный Рим», начиная с правления Августа и во все время существования Империи, стали теперь основой ее официальной системы ценностей. Отправление императорского культа во всех сферах стало пробным камнем лояльности подданных, от которых требовалось уже не только исполнение обрядов, но и искренняя вера. Неверие в вечность и божественность Императора и Рима стало трактоваться как государственная измена.

Войска получили новую нумерацию и постоянную дислокацию. Теперь легионы стояли только в пограничных императорских провинциях, где им придавались вспомогательные войска: когорты пехоты и алы конницы, а в прибрежных укреплениях и части флота. Общая их численность примерно равнялась численности легио­нов, но формировались они из провинциалов. 10 отборных когорт стояли в Риме, обра­зуя императорскую гвардию. Флот состоял из нескольких эскадр, две из которых находились в Мизене и в Равенне.

Эпиграфические памятники I в. существования Империи весьма малочисленны. Расцвет латинской эпиграфики приходится на правление династии Антонинов-Северов и последующие годы так называемого кризиса.

Обусловливалось это многообразными процессами, шедшими во всех сферах жизни государства. В сферу влияния римской культуры оказались втянутыми огромные массы людей с различными формами общественной организации. Резко возросла мобильность населения. Люди знакомились с новыми для них идеями и представлениями, осваивали новые языки. Племена, прежде не имевшие письменности, научались писать по-гречески и по-латыни, а там, где письменность уже существовала, она приобрела гораздо более широкое распространение. Простые люди могли теперь посвящать надписи богам, эпитафии умершим, читать написанную по-латыни и по-гречески литературу.

Во II-III вв. дислокация частей римских гарнизонов в провинциях имела ряд особенностей. Легионы, составлявшие постоянный гарнизон, делились на отдельные отряды и размещались по всей территории провинции. К этим отрядам присоединялись части вспомогательных войск, а в прибрежных укреплениях – и части флота. Вексилляции легионов были стержневым элементом дислокации войск. Войска размещались в стратегически важных пунктах, небольшими отрядами по 500-1000 воинов, что позволяло римлянам уверенно контролировать ситуацию не только на границе, но и внутри провинций. Это, в свою очередь, обеспечивало и более тесные контакты между армией и местным гражданским населением.

Во II-III вв. возрастает роль военных в общественно-политической жизни провинций. Солдаты, офицеры и ветераны римской армии становятся основными проводниками римской политики и культуры среди местного населения. Некоторые избираются декурионами, магистратами и патронами городов. Становясь после отставки ветеранами, они занимают почетные места в городах и селах, входят в культовые и ремесленные коллегии, нередко являются инициаторами в демонстрациях лояльности своих односельчан к императорской власти.

Другим важным фактором стало реальное освоение римлянами ранее завоеванных ими территорий.

Армия была выведена Августом из Италии на постоянные места дислокации в пограничные императорские провинции. Это значительно повысило безопасность для жителей провинций как местных, как и пришлых, прежде всего римлян и италиков. Начавшаяся миграция гражданского населения приводила к неофициальному распространению по всей территории Империи перегринальных культов: восточных, кельтских, фракийских. С одной стороны, неримское население Империи стало активно почитать богов греко-римского пантеона, с другой – римские переселенцы и особенно их потомки стали обращаться к местным культам, объединяясь в совместные культовые коллегии с перегринами. Наиболее чтимые провинциальные боги стали включаться в официальный римский пантеон. Популярные провинциальные божества стали разноситься мигрантами по всей территории Империи. Примеры тому – кельтские Эпона и Кампестеры, фракийский Герой-всадник, памятники которым встречаются как в Малой Азии, так и в Британии, не говоря уже о Дунайско-Рейнском регионе и Италии. То же можно сказать и о восточных культах Митры, Кибелы, Долихена, Сераписа и Изиды, Сабазия etc.

Армия не осталась в стороне от этих процессов. «Оседлая» жизнь, пришедшая на смену походной республиканского периода, потребовала и создала условия для нового образа жизни и быта воинов. Помимо традиционных, чисто военных аспектов появилась проблема досуга. Легионы перестали собираться на период войн и распускаться по их окончании. Казарменное положение на 25 лет ставило и проблему межполовых контактов. Это можно было решить лишь в тесном контакте с местным населением. Создавались совместные культовые коллегии воинов и гражданского населения для отправления как официальных греко-римских культов, так и местных.

Это, так сказать, внешняя сторона явления. Не менее важные процессы протекали и в римских военных лагерях.

Фактически став военно-служилым сословием еще в период поздней республики, воины теперь стали им де-юре. Отделившись от гражданского коллектива, армия стала жить по своим правилам, диктуемым военными нуждами. Стал формироваться и пантеон собственно армии со специфическим набором культов, в который входили боги-покровители Римской державы и императоров, военные божества, самые различные божества-целители, а также повелители местных природных явлений, от которых зависело самочувствие и здоровье воинов.

Имея в виду специфику отношений римлян с местным населением, для удобства изложения материала о сакральной практике воинов территорию Ранней Римской империи мы подразделили на 5 регионов: западная часть Империи с преимущественно кельтским и отчасти германским населением в прирейнских областях; придунайские районы с фракийским местным населением; постэллинистическое пространство с разнообразным населением, но с единообразной, весьма эллинизированной культурой; африканский регион со специфическим климатом и разнообразием культур; Рим и Италия.

Ранее всего римляне покорили территории Западной Европы с преимущественно кельтским и частично германским населением Испании, Галлии, Британии и Германии.

Из этого региона мы имеем посвящения императорам: Тиберию, Марку Аврелию, Адриану, Люцию Северу и Марку Антонину, а также изваяния богам в честь божественного дома и за здравие императоров Юпитеру и другим богам, Гению поселения, Аполлону, Фортуне. Затем следуют памятники высшим богам римского пантеона - Юпитеру Наилучшему Высочайшему, в том числе в синкретичных связях с воточными божествами Сабазием и Митрой (Soli invicto), бывшими покровителями династии Антонинов-Северов, богам Капитолийской триады (Юпитеру, Юноне, Минерве), а также Меркурию, Марсу, Марсу и Виктории, Диане, Аполлону, Геркулесу, нимфам, Гениям, богам хранителям (dis conservatoribus), кельтским богам – покровителям коневодства и конницы Эпоне и Кампестерам, германскому божеству Вагдаверу.

В Британии же посвящения направлены только римским богам в честь императоров, божественных Августов, а также Юпитеру Наилучшему Высочайшему, богине-покровительнице Рима Роме, Фортуне как заздравному божеству, чисто военным Гениям и штандартам (signa). Отсутствие посвящений местным богам говорит о весьма слабых, а скорее всего и весьма враждебных отношениях между римлянами и коренным кельтским населением Британии.

Пограничная римская территория по дунайскому лимесу протянулась вдоль дунайских берегов от Восточных Альп до западного побережья Черного моря, то есть от истоков до устья, и включала в себя ряд провинций: Иллирию, Рецию, Норик, Далмацию, Паннонию (Верхнюю и Нижнюю), Мезию (Верхнюю и Нижнюю) и Дакию.

Преимущественно она была населена фракийскими племенами.

В плане практической сакральной деятельности от римских легионеров до нас дошли следующие вотивные памятники. Прежде всего это памятники с упоминанием воинов-жрецов, связанных с культом императоров: имагниферы, понтифики и фламины Тита Флавия, божественнного Адриана, воины входившие в коллегии почитателей императоров: Августа, Адриана, Марка Аврелия. Также обнаружено большое число почетных посвящений и надписей на постаментах бюстов императоров: Адриана, Антония Пия, Марка Аврелия и Люция Вера, Септимия Севера, Александра Севера, Александра Севера и его матери, Гордиана. Далее идут посвящения Юпитеру в честь правящих императоров. Посвящение Капитолийской троице за здравие императора Адриана, несколько посвящений Юпитеру Наилучшему Высочайшему Долихенскому за здравие императоров, Юпитеру Долихенскому за здравие двух императоров Марка Аврелия Антонина и Пия Септимы Геты и Юлии Августе, матери Августов и военных лагерей. Особую группу посвящений составляют посвятительные надписи Юпитеру и другим Богам (cetersque Dei), за здравие императора Марка Аврелия Антонина, за здравие Римской империи. Посвящения Капитолийской триаде за здравие императора Адриана, Диане: два (Диане Бессмертной и Диане Августейшей) - за здравие императора Элагабала, одно (Диане Регине) – за здравие Александра Севера. Два посвящения воздвигнуты Геркулесу Непобедимому за здравие Антониа Пия и его цезаря Аврелия Вера. Несколько посвящений изваяны в честь восточных богов. Два – Юпитеру Долихенскому за здравие и спасение божественного императора Каракаллы. Непобедимому богу Митре за здравие императора и Непобедимому Солнцу в честь божественного дома. Одно посвящение - за здравие императора, в честь Возмездия Августа, Удаче и счастливому исходу Августа, храм Августу за благополучие Александра Севера и его матери. Далее идут памятники Юпитеру: жертвенник со статуей Юпитеру Наилучшему Высочайшему Хранителю, 18 посвящений Юпитеру, семь из них изваяны воинами действительной службы Юпитеру Наилучшему Высочайшему, четыре посвящения поставлены Юпитеру Наилучшему Высочайшему от ветеранов. Во-вторых, посвящения Юпитеру и Юноне Регине (царице, властительнице). В-третьих, посвящения Капитолийской троице. В четвертых, посвящения Юпитеру и богам-воителям. Есть посвящение Юпитеру Наилучшему Высочайшему Серапису и богам-воителям – небесной Фортуне и Гению места, Юпитеру Наилучшему Высочайшему Гелиополитанскому. В двух надписях Юпитер связан фракийскими божествами. В первом случае он имеет эпитет, произведенный от фракийского личного имени, во втором – с фракийским Героем-всадником. Посвятительная надпись Юпитеру Наилучшему Высочайшему Капитолийскому. Юнона в составе Капитолийской триады упоминается в двух посвящениях. В групповых посвящениях Юнона встречается гораздо чаще. В этих сочетаниях Юнона, несомненно, выступает в качестве божества-воителя. Два посвящения Юпитеру, Юноне, Минерве, Геркулесу, Фортуне, Меркурию, Фелицитате, Салюте, Фатуму, Кампестеру, Сильвану, Апполону, Диане, Эпоне, Сулевию и Гению sing. Августа. Сюда же следует отнести надпись в честь Юпитера, Юноны, Минервы, Виктории, Вулкана, Меркурия, божественной Судьбы. Два посвящения Юпитеру, Юноне Регине и Геркулесу. Юпитеру, Юноне Регине, Минерве, Нептуну, Дис Патрис, Диане, надпись Юпитеру Наилучшему Высочайшему Правителю, Юноне Регине, Минерве, Виктории, Вулкану, Меркурию, Фатуму. Посвятительная надпись Юпитеру Наилучшему Высочайшему, Солнцу Непобедимому, Аполлону, Юноне, Диане, Фортуне, Марсу, Виктории, Миру. Все памятники этой группы воздвигнуты воинами действительной службы, а также изображение Юноны на верхней части мраморной плиты из Фракии с фрагментом надписи. Так как в нижней части плиты сохранились фрагменты рельефа со сценами загробной жизни, то можно предположить, что памятник является надгробием воина фракийца. Следовательно, Юнона в данном случае выступает в качестве хтонического божества. Минерва предстает в двух ипостасях: императорского божества (в составе Капитолийской триады) и богини-воительницы (в составе группы «военных богов»). В надписи из Нижней Мезии, относящейся к I в. н. э., обнаруженной в Истрии, сообщается, что субпрефект Равенской эскадры выстроил храм Нептуну. Марс самостоятельно упоминается редко. Так надпись поставлена хранителем оружия и направлено Марсу и Гению армаментариев (оружейников). Вторая Марсу от легиона XIII Гемина. Посвящение направлено Юпитеру Наилучшему Высочайшему, Юноне Регине, Минерве, Виктории, Вулкану, Меркурию и божественной Судьбе. Известно шесть посвящений Диане. Два посвящения поставлены за здравие императора Каракаллы. Первое - Диане Августейшей, второе - Диане Бессмертной. Три надписи поставлены Диане Регине, жертвенник матери Дианы и Аполлона Латоне. В трех посвящениях Диана выступает как заздравное божество, оберегающее императоров. Два посвящения направлены Аполлону. Три памятника воздвигнуты Диане и Аполлону. О почитании Луны воинами свидетельствует одна вотивная надпись, обнаруженная в Новах. Посвящения Либеру происходят только из Нижней Мезии: Юпитеру Наилучшему Высочайшему и Либеру Патри, Либеру Патри и ряд посвящений Либеру и Либере. Посвящение Numini Liberis patris Ко II в. относится посвящение Сильвану. Два памятника воздвигнуты Сильвану и Диане. Надпись на рельефе Героя-всадника «Silvano et Silvestri». На рельефе изображены Сильван и нимфы. На почтительное отношение воинов к олицетворявшим различные природные силы нимфам указывает памятник обнаруженый близ села Мадара Шуменского округа и относится ко II в. Нимфам же обращены две заздравные надписи, Салюте, Виктории, Фатуму, Божественной Судьбе (Fatum divinitum), Фатуму, Удаче и Счастливому исходу Августа, Удаче и Счастливому исходу I Италийского легиона, Гению места, Гению. В одной эпитафии отслужившего свой срок воина V Македонского легиона упоминаются лары, да и то в связи с его возвращением после службы домой-reversus ad lares suos (вернулся к своим ларам) и, наконец, богам подземного царства на надгробиях.

Несмотря на обилие вспомагательных частей, проходивших через придунайскую территорию, вотивных памятников, воинов auxilia очень мало: Меркурию, за здравие императора Антонина Пия, Юпитеру Наилучшему Высочайшему от триерарха Паннонской Флавиевой флотилии, Виктории.

Очень много надгробий без посвящений богам и даже рельефов. Некоторые из них весьма интересны. Так, на надгробии всадника алы Тита Флавия Кренскиса, судя по когномену и месту рождения - романизированного при флавиях фракийца, наличествует рельеф фракийского Героя-всадника.

Таким образом, во фракийских землях воины отдавали предпочтение официальным божествам греко-римского пантеона, изредка почитая наиболее значимых кельтских и фракийских богов.

На постэллинистическом пространстве Империи, несмотря на то что этот регион Римской империи был самым развитым в культурно-историческом плане, ибо он включал в себя бывшие западные регионы Персидской державы Ахеменидов, державы Александра Македонского, его диадохов и их потомков: Греко-Македонское царство, владения Селевкидской Сирии и Птолемеевского Египта, и был крайне эллинизирован и даже романизирован через греко-римский пантеон, сложившийся еще в IV в. до н. э., воины также почитали лишь официальные римские божества, имеющие отношение к государству, армии и погребальному культу.

Северо-африканское побережье Средиземного моря также прошло длительный путь историко-культурного освоения цивилизованными народами задолго до римского завоевания. С древнейших времен эти области были заселены берберскими кочевыми племенами.

Август, проводя военно-административную реформу, объявил все африканские владения личной собственностью императорской фамилии. С этих пор и до вторжения вандалов это была самая «замиренная» область из всех владений Рима. Прекрасные природные условия, отсутствие военной угрозы превратили этот регион фактически в курортную область. Здесь лишь для поддержания внутреннего порядка и охраны подходов к проливам Сицилийского моря на всякий случай в крепости Ламбези был размещен III Августов легион, ставший любимым местом службы для начала военно-политической карьеры «золотой римской молодежи». Этот легион никогда не покидал в полном составе своей стоянки, а лишь изредка отправлял вексилляции для участия в императорских походах.

Остальную же территорию императорского домена контролировали вспомогательные части. Это показывают памятники, поставленные действующими воинами.

Обилие же надгробий создает впечатление, что здесь побывали части всей императорской армии. Однако внимательный анализ этих посмертных изваяний позволяет утверждать, что здесь находили последний приют лишь высшие офицерские чины большинства легионов, вспомогательных частей, флота и императорской гвардии, хотя подчиненные им подразделения никогда в Африке не дислоцировались. Скорее всего, это были отставники, так или иначе связанные с III Августовым легионом.

Из вотивных изваяний до нас дошли следующие: группа посвящений императорам династии Антонинов-Северов: Адриану, Марку Аврелию, Септимию Северу, Септимию Северу и Каракалле, Септимию Северу, Каракалле и Гете, Каракалле, Каракалле и Гете, Александру Северу, божественному дому трех Августов, а также посвящения за здравие и благополучие божественного дома Марсу, Минерве, Фортуне, Виктории, Диане и Гению лагеря III Августова легиона, Меркурию за здравие Каракаллы.

Далее идут обращения к богам римского пантеона по различным поводам. Статуя Марсу воинственному в честь III Августова легиона, стела Аполлону отцу Августейшему, Сильвану Августейшему, Фортуне Предводительнице Августейшей, Марсу Августейшему и Гению священному корпорации бенефициариев, (Марсу) Gradivo отцу, Гению стационариев Вазаиви и богам хранителям, Гению табулариев и Минерве Августе, Гению центурии и Гению своей корпорации и, наконец, Памяти, посвящения иноземным божествам: Юпитеру Долихенскому и, возможно, Исиде, а также двум местным божествам: богу священному Aulisvae и богам Mauris. Упоминаются и священные военные должности аквилифера, имагнифера и сигнифера. И наконец, многочисленные посвящения Богам подземного царства Манам на надгробных плитах.

Таким образом, в африканских владениях Рима воины почитали не только официальные римские божества, но также восточные и местные.

На территории Италии в период Империи регулярные воинские части постоянно не расквартировывались. Они появлялись там лишь во время гражданских войн, но каждый римский воин, отслужив положенный срок, обязан был прибыть в Рим и там, в храме Верности получить из рук императора почетную отставку, диплом на владение участком земли или деньги на приобретение оного. Каждое такое лицо, а иногда и группа лиц считали вопросом чести поставить в знак этого события памятник какому-либо божеству. Коренные же римляне завещали, по возможности, похоронить себя в Риме или Италии. Именно этими факторами определялся комплекс памятников, по которым мы можем судить о сакральных представлениях римских воинов в этом регионе.

В самом Риме была расквартирована преторианская гвардия.

Первое, что бросается в глаза в сакральных представлениях и пантеоне личной гвардии императоров, расквартированной в городской черте, – это отсутствие посвящений императорам как богам, что было на первом месте у воинов провинциальных гарнизонов. Видимо, лица, приближенные к императорам, не воспринимали их и членов императорской фамилии как богов, что было характерно для провинциалов. Эта особенность пантеона преторианцев весьма заметна, на фоне вотивных памятников, поставленных там же в Риме воинами провинциальных гарнизонов, получивших почетную отставку, которые сплошь посвящены императорам, их матерям и женам наряду с высшими богами римского пантеона. Таким образом, напрашивается вывод, что преторианцы не воспринимали своих подопечных императоров в качестве богов.

Прочие надписи, не связанные с преторием и обрядом получения honesto missio, дают нам обычный набор культов, характерный для всех других регионов Империи. Это посвящения императорам, богам за здравие, победы и согласие императоров и благополучие божественного дома, богам Капитолийской триады, военным божествам (Геркулесу Непобедимому, Фортуне, Гениям частей, военных специальностей и должностей), восточным божествам, бывшим в эпоху Антонинов-Северов покровителями династии и Отечества, и, наконец, заздравным божествам.

Весьма интересны два надгробия III века из Рима и Италии воина и военного трибуна с монограммами Христа, ибо ранее считалось, что христианство до IV в. в римскую армию не проникало. Возможно, что покойные хранили свои религиозные пристрастия в тайне, тем более что со времен императора Деция начались массовые регулярные гонения на христиан, и лишь на надгробных плитах их взгляды нашли отражение, возможно, по воле их родственников и единоверцев.

Итак, внимательный анализ эпиграфического материала разного характера позволяет сделать следующие заключения о сакральных представлениях римских воинов в I-III вв.

Среди культов, почитавшихся воинами, наиболее популярны были культы живых и умерших императоров и членов их семей. Образы царствующих особ и их священные атрибуты сопровождали воинов повсюду: в походах, в бою, во время триумфов и в лагере. Для отправления культов воины объединялись в коллегии почитателей Августов, избирали жрецов-августалов. За здравие, благополучие и согласие божественных императоров и членов их семей приносились жертвы, ваялись памятники и строились храмы самым могущественным римским, греческим и восточным богам. Широкая популярность культа императоров среди гражданского населения и воинов, как уже отмечалось выше, определялась официальным характером этого аспекта религиозной жизни Империи. Воздаяние почестей живым и умершим императорам служило актомпроявления лояльности населения по отношению к правящей династии и Римской империи в целом.

На втором месте были культы старших богов римского пантеона: Юпитера, Юноны, Минервы, Нептуна, Марса, Вулкана, Меркурия, Дианы и Аполлона. Они почитались как боги-покровители Отечества, императоров, военные и заздравные божества в различных сочетаниях с греческими, восточными и местными богами.

Среди них особо выделялись боги патрицианской троицы или Капитолийской триады: Юпитер, Юнона и Минерва. Они были достаточно популярны среди всех слоев населения и почитались прежде всего как покровители божественных императоров.

Юпитер, среди гражданского населения, почитался богом, дарующим дождь, хранителем римского войска и т.д. В эпоху Империи он превратился в главного покровителя императоров и служил делу создания религиозного единства римской державы, дополнявшего ее политическое и военное единство. В посвящениях воинов и ветеранов Юпитер выступает в основном как бог-покровитель императоров, Отечества, бог-воитель и, что удивительно, в качестве заздравного божества. Дедиканты Юпитера – простые воины и командный состав легионов и вспомогательных войск, ветераны римской армии и члены их семей, совместные культовые объединения ветеранов, граждан римских и местного населения. Популярность культа Юпитера среди военных обусловливалась не только желанием поставить себя под покровительство могущественного бога, который будет помогать им переносить тяготы службы, но и тем, что отправление культа являлось актом проявления лояльности к правящей династии и «вечному» Риму.

Юнона, в вотивных памятниках воинов предстает в первую очередь как божество, покровительствовавшее императорам. В этом качестве она выступает совместно с Юпитером и в составе Капитолийской триады. Во-вторых, Юнона почиталась и как божество-воитель совместно с Юпитером и Геркулесом, с группой военных богов. Все памятники этого рода воздвигнуты воинами действительной службы, занимавшими различное положение в армии. Юнона почиталась и в качестве хтонического божества, а также богини-врачевательницы. Дедикантами Юноны являлись как ветераны, так и воины действительной службы, различавшиеся по этническому происхождению и по положению, занимаемому ими в армии.

Минерва, в Риме стала покровительницей ремесла, в том числе оружейного, поэтому римские полководцы приносили в храм Минервы военные трофеи. Также она почиталась как богиня мудрости, покровительница ученых и врачей. В императорскую эпоху Минерва редко почиталась самостоятельно, а, как правило, в составе Капитолийской троицы или более широких групп старших богов. В посвящениях воинов Минерва предстает в двух ипостасях: императорского божества (в составе Капитолийской триады) и богини-воительницы (в составе группы «военных богов»).

Таким образом, из всего многообразия функций богов Капитолийской триады воины отдавали предпочтение их общегосударственным, воительным и врачевательным (заздравным) функциям. Отправление культов этих божеств определялось не только желанием воинов поставить себя под покровительство наиболее чтимых богов римского пантеона, которые будут помогать переносить тяготы военной службы, но и официальным характером их культов.

Нептун так же, как и другие старшие боги римского пантеона, имел ряд функций. Как верховный покровитель водных стихий он был патроном мореплавания и рыболовства. В эллинистический период по примеру греческого Посейдона он был наделен функциями покровителя коневодства и конных состязаний. В памятниках, поставленных воинами, он выступает как покровитель флота.

В императорскую эпоху существовали культы Марса Виктора, Марса Патера, Марса Патера Ультера (Мстителя). Все эти культы носили военный характер, были обязательными для римских граждан, имели отдельные праздники, которые отмечались во всех частях империи. Чаще Марс упоминается в составе группы военных богов и реже самостоятельно. Все памятники этой группы воздвигнуты воинами действительной службы. Странно, но еще чаще Марс в памятниках воинов из Западной части Империи, встречается в качестве заздравного божества. Иногда военные входили в гражданские коллегии почитателей Марса и занимали там солидные должности.

Вулкану, который, по-видимому, являлся божеством-покровителем оружейного ремесла как части кузнечного, даровали снятые с врагов доспехи.

Меркурий в вотивных памятниках встречается так же редко, как и Вулкан.

Культы Весты, Венеры и Цереры вообще не упоминались в вотивных памятниках воинов.

Хотя Церера в посвящениях воинов не встречается, ее соратник по плебейской троице (Церера, Либер и Либера) Либер был весьма популярен.

Диана представлена в посвящениях воинов в чисто римском варианте, в качестве божества-покровителя императоров и их легатов, в составе групп военных богов и как заздравное божество, оберегающее императоров. Дедиканты являются либо ветеранами, либо занимают высокое положение в римской армии, прежде всего в легионах.

Брат-близнец Дианы Аполлон, особенно в балканских провинциях, по популярности, пожалуй, может сравниться разве что с богами Капитолийской триады, особенно в паре со своей сестрой. Воины же римской армии как на Западе, так и на Востоке почитали Аполлона исключительно как божество врачевания.

Таким образом, воины почитали всех старших богов, ведавших политическими, воительными и врачевательными аспектами их повседневной жизни. К божествам-покровителям любовных, семейных и хозяйственных дел военнослужащие не обращались.

За старшими следовали культы младших богов римского пантеона, такие как Янус, Сатурн, Солнце, Рома, Луна, Океан, Либер, Плутон, Сильван, нимфы, Фортуна, Салюта, Фатум, Фелицитата, Виктория, Немезида, Мир, богиня Удачи и Счастливого исхода (Bonus Eventus), Добрая Богиня (Bona Dea), Гении, Лары и Маны. Эти божества в надписях воинов также представлены в качестве богов-воителей и заздравных божеств.

Помимо отправления культов, высшие должностные лица армии из патрицианских родов выполняли обязанности жрецов этих богов. Получили ли они жреческие звания в период службы или до нее при получении образования, а может быть, и по наследству, определить весьма сложно. Однако следует отметить, что все воины-жрецы имели патрицианское происхождение и занимали самые высокие посты в иерархии римских военачальников.

Греческие боги почитались воинами лишь в романизированных вариантах, в сочетании с божествами высшего римского пантеона, а чаще их наименования применялись воинами как эквиваленты римских богов в грекоязычных надписях. В вотивных памятниках воинов представлены в различных ипостасях Зевс и Гера, Аполлон, Артемида, Посейдон, Геракл, Дионис, Асклепий, Гигиейя, Телесфор.

Проникновение восточных культов в части римского гарнизона также обусловливалось несколькими факторами: во-первых, религиозной политикой императорского дома, тем, что наиболее чтимые и могущественные из восточных богов были тесно связаны с почитанием императоров; во-вторых, присутствием в частях выходцев с востока и, наконец, влиянием местного населения восточных провинций. Эпиграфические свидетельства позволяют включить в состав пантеона армии Митру, Бога Бессмертного, Юпитера Долихенского, Юпитера Гелиополитанского, Сабазия, Кибелу и Атиса, Изиду и Сераписа.

Перегринальные божества находились в различных связях с традиционными богами греко-римского пантеона. Особенность этих связей зависела от длительности и, как следствие, степени романизации покоренных римлянами народов.

Так, кельтские божества Кампестер, Эпона, Матери Сулевии были органично включены в состав римского пантеона и почитались совместно с богами римского пантеона.

Придунайско-балканские территории были менее романизированы. Однако выходцы из этих провинций во II-III вв. играли значительную роль в военно-политической жизни Империи. Достаточно вспомнить, что именно из фракийцев в это время формировались пешие подразделения преторианской гвардии, или хотя бы об императоре Максимиане Фракийце. Поэтому фракийские божества почитались либо в синкретичных связях с высшими римскими богами, либо в эллинизированных или чисто фракийских вариантах воинами-фракийцами.

Германские боги присутствуют в вотивных язваяниях винов лишь в качестве эпиклес высших римских небожителей, наиболее часто – Юпитера Наилучшего Высочайшего.

Следует отметить, что воины, отправляя культы богов, не входивших в официальный римский пантеон, никогда не являлись их жрецами, даже если и входили в состав их культовых коллегий. Это можно сказать и о восточных божествах, и о почитании местных перегринальных культов.

Таким образом, пантеон богов римской армии определялся конкретно-историческими факторами, имевшими место в Ранней Римской империи, а также непосредственными жизненными потребностями и бытом воинов.

Главными факторами, определявшими религиозное мировоззрение воинов, являлись: религиозная политика правящей династии, военный быт армии, этническое происхождение воинов и наконец, определяемая в свою очередь местными традициями и религиозной политикой императорского дома религиозная ситуация в провинциях, в которых несли службу воины.

Возможно, что именно тесная связь между армией и императорами, зависимость материального положения воинов от благосклонности царствующих династий, находившая отражение и в сфере религиозных представлений, была одной из причин, препятствовавших широкому проникновению в среду воинов римской армии I-III вв. христианских религиозных представлений. К тому же обязательное публичное отдание почестей легионным святыням ассоциировалось для христиан с идолопоклонничеством.

Сведения источников не позволяют говорить о существенной разнице в религиозных представлениях воинов различных родов войск. Это обусловливалось не в последнюю очередь тесным взаимодействием легионов, вспомогательных войск и флота, что находило отражение в совместной дислокации различных частей и подчинении их единому командованию.

Не видим мы и принципиальных различий в сакральных представлениях воинов по должностному принципу.

Старший командный состав римской армии обращался только к официальным богам римского пантеона, императорам и их богам-покровителям, а также к старшим и младшим богам по поводу решения своих проблем и нужд своих родственников. Обращения к восточному божеству Митре и кельтским Кампестерам относятся к этому же порядку, так как в эпоху Антонинов – Северов эти божества входили в состав официального римского пантеона и даже являлись покровителями императоров.

Сакральные предпочтения младшего командного состава те же, что и старших командиров, лишь больше посвящений кельтским и восточным богам, что, помимо романизированных кельтских и греческих имен, свидетельствует о наличии их носителей на данных должностях.

Хотя до нас дошли в большинсве лишь надгробия рядовых воинов, есть и памятники, показывающие, что они почитали тех же богов, что и их командиры.

Таким образом мы можем утвеждать, что пантеон богов и характер культов в подразделениях римской императорской армии, где бы они ни дислоцировались, был единым для всех родов войск и служивших в них военных, вне зависимости от их этнической принадлежности и положения в иерархической структуре армии, и он значительно отличался от пантеона гражданского населения Империи по набору и, главное, характеру культов.

Из всего многообразия функций богов (природных, хозяйственных, семейных, военных, заздравных и государственных) воины отдавали предпочтение богам, обладавшим воительными, государственными и заздравными функциями. Эти культы отправлялись воинами всех родов войск, имевшими различное этническое происхождение и занимавшими должности от простых воинов до командиров легионов, когорт, флота. Культы богов-покровителей хозяйственной деятельности, покровители городов и сел, семейные божества не обладали большим влиянием на воинов действительной службы.

Научные публикации руководителя темы.

1. Соловьянов Н.И. О культах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в I-III вв. н. э. // Проблемы идеологии и культуры в раннеклассовых формациях. М.: МГПИ им. Ленина, 1986. С. 45-62.

2. Соловьянов Н.И. Религия римской армии (к постановке проблемы) // Тез. докл. X Всесоюзной авторско-читательской конференции Вестника древней истории. М.: АН СССР. Ин-т всеобщей истории, 1987.

3. Соловьянов Н.И. Рецензия на книгу: Тачева-Хитова М. История на източните культове в Долна Мезия и Тракия V в. пр. н. э.-IV в. от н. э. // Советская археология. № 1. 1987.

4. Соловьянов Н.И., Федоров И.Г. Краткие сведения из истории латинского языка // Соловьянов Н.И., Федоров И.Г. Латинский язык: учебник латинского языка для студентов исторического факультета КГПУ. Красноярск: КГПУ, 1997. С. 3-5.

5. Григорьев Д.В., Соловьянов Н.И. Краткое изложение лекционного курса // Григорьев Д.В., Соловьянов Н.И. История древнего мира. Учебное пособие для студентов очного, заочного и филиалов КГПУ. Красноярск, 1998. С. 3-17.

6. Соловьянов Н.И. Римская армия и жречество // VI чтения памяти профессора В.Д. Блаватского: материалы конференции. М.: РАН. Институт археологии, 1999.

7. Соловьянов Н.И. Религиозная практика римских воинов в I-III вв. Красноярск, 2006. 144 с.

8. Соловьянов Н.И. Римское религиозное сознание и его отражение в пантеоне армии в I-III в. Красноярск: КГПУ, 2007. 280 с.: ил. ISBN 978-5-85981-279-0

9. Соловьянов Н.И. Сакральные представления воинов римской армии // Вестник Томского государственного университета. Томск: ТГУ, 2008. № 312. С. 95-100. ISSN 1561-7793

10. Соловьянов Н.И. Полис – город – государство в современной отечественной историографии // Власть и общество в истории мировых цивилизаций: социальные проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею С.И. Кангуна. Красноярск, 15 мая 2008 г. Красноярск, 2008. С. 59–70.

11. Соловьянов Н.И. Культы преторианцев в Риме // Материалы международной конференции: Вторые исторические чтения Томского государственного педагогического университета, посвященной 105-летию ТПГУ. Томск: ТПГУ, 2008. С. 144-151.

12. Соловьянов Н.И. О специфике римского военного присутствия и культах римской армии в африканских владениях // Проблемы истории, филологии и культуры. М.; Новосибирск; Магнитогорск: МаГУ, 2008. № 22. С. 54-63. ISSN 1991-9484

13. Соловьянов Н.И. Сакральные представления римских воинов в западной части Империи // Проблемы истории, филологии и культуры. М.; Новосибирск; Магнитогорск: МаГУ, 2009. № 1. С. 43-53. ISSN 1991-9484

14. Соловьянов Н.И. О культах преторианцев в Риме // Вестник Томского государственного университета. Томск: ТГУ, 2009. № 317. С. 116-119. ISSN 1561-7793

15. Сериков Л.Г., Соловьянов Н.И. Культ императоров в римской армии как средство политической пропаганды римских властей в I-III вв. // История мировых цивилизаций: человек во власти и перед лицом власти: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 15 мая 2009 г. Красноярск, 2009.

16. Соловьянов Н.И. О характере отражения культов местных этносов в пантеоне римского гарнизона на верхнее-дунайском лимесе и иллиро-далматинском регионе // История мировых цивилизаций: этнонациональные проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 29 ноября 2009 г. Красноярск: КГПУ, 2009. С. 75–81.

17. Соловьянов Н.И. Культы римской армии в Британии// Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук», 2011, № 8 (8). С. 44-47. ISSN 2222-1484

18. Соловьянов Н.И. Культы римской армии на постэллинистическом пространстве Империи // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук», 2012, № 1(9). С. 39-43. ISSN 2222-1484

19. Соловьянов Н.И. Культы римской армии в римско- италийском регионе // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук», 2012, № 2(10). С. 31-38. ISSN 2222-1484

20. Соловьянов Н.И. Культовая практика высших должностных лиц римской армии в I-III вв. // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук», 2012, № 2(10). С. 39-43. ISSN 2222-1484

21. Соловьянов Н.И. Культовая практика младшего командного и рядового состава римской армии в I-III вв. // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук», 2012, № 3(11.) С. 20-27. ISSN 2222-1484

22. Соловьянов Н.И. Воины Христа и римская армия. К дискуссии о присутствии христиан в римской армии во II-III вв. // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук», 2012, № 4(12.) С. 9-17. ISSN 2222-1484

23. Соловьянов Н.И. Религия римской армии. К историографии проблемы // История мировых цивилизаций: культурные события как отражение общественных процессов: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 27 апреля 2012 г. Красноярск: КГПУ, 2012. С. 25-31.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.