Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЭ-2. Наука и ее социокультурный статус






ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Критерии и структура научного познания. Метатеоретические основания науки. Этика науки.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: абстрагирование, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, гипотетико-дедуктвный метод, идеализация, метод, наука, научная картина мира, научное открытие, проблема, теория, факт.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:

1. Обратите внимание на логику определения сущности науки.

Науку можно рассматривать как деятельность, знание и социальный институт. Но данная дифференциация сущности науки носит условный характер, поскольку в ней, как минимум, невозможно отделить деятельность от знания и наоборот.

1.1. Наука как деятельность.

Однозначное определение науки вряд ли возможно. Об этом свидетельствуют многообразие ее трактовок, дискуссии по проблеме разграничения науки и других форм познания. Но при всей непохожести определений у них есть общее — это то, что наука есть производство знаний или деятельность по генерации нового знания. Наука, как правило, ориентирована на изучение тех объектов, которые прямо или косвенно могут быть включены в преобразовательную деятельность человека, а потому в качестве приоритетной своей цели полагает предвидение процессов преобразования предметов практической деятельности в соответствующие продукты. Поскольку же любое преобразование обуславливается сущностными связями, законами изменения и развития объектов, а сама деятельность может быть успешной только тогда, когда она согласуется с этими законами, постольку основной задачей науки является выявление законов, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.Таким образом, наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности.

1.2.1. Наука как знание.

Формой существования и систематизации результатов научной деятельности является научное знание. Приращение нового знания – это естественный итог любой научной деятельности. Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений. На каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, переосмысливает и уточняет их.

Научное знание не относится к случайным событиям, поскольку ориентировано на фиксацию лишь существенных, устойчивых, необходимых связей в явлениях самой различной природы, т.е. законов. Определяющими признаками научного знания являются логическая последовательность, непротиворечивость, обоснованность, максимальная обобщенность и объективность.

1.2.2. Запомните следующие формы развития научного знания:

ФОРМА ЗНАНИЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФАКТ - достоверное знание о единичном; фрагмент объективной действительности, зафиксированный в науке как реально существующий.
ПРОБЛЕМА - знание, фиксирующее некоторое противоречие или противоположные позиции в объяснении каких-либо явлений и требующее адекватной теории для их разрешения.
ГИПОТЕЗА - предположительное суждение о закономерной связи явлений; предположительное решение некоторой научной проблемы.
НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ – это такое объективно-истинное знание о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности, которое устанавливается в результате творческой деятельности ученых, реализующих определенную научно-исследовательскую программу и отличается общественной значимостью и принципиальной новизной.
ТЕОРИЯ – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляет собой идеально-знаковую модель этой сферы.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; Картина мира всегда характеризуется большей широтой охвата изучаемых явлений, чем любая отдельно взятая теория. Поэтому на одну и ту же картину мира может отображаться несколько теоретических схем, составляющих ядро различных теорий, в том числе и фундаментальных.

1.3. Наука как социальный институт.

Наука как социальный институт есть совокупность устойчивых форм организации и регулирования общественных отношений в сфере производства и практического применения научного знания. В этом смысле под наукой подразумевают не только специфического рода деятельность или знание, но и различные по статусу учреждения, в которых эта деятельность целенаправленно осуществляется, непосредственно сами субъекты научной деятельности, т.е. ученые, система правовых норм и т.п.

1.4. Примите к сведению следующую классификацию науки:

По мере накопления объективных знаний о действительности, а также усложнения разделения труда, в истории отмечается сложная дифференциация науки на целый ряд отраслей. Исторически первой в качестве самостоятельной науки начинает развиваться математика, с 17-го века – естествознание, с 19-го века – социология и т.д. Сегодня насчитывается около 400 отраслей научного знания, которые можно классифицировать по разным основаниям.

 

 


Фундаментальные науки, в отличие от прикладных, ориентированы на выявление базисных структур и законов соответствующих областей действительности (первой или второй природы, общества или мышления), которые изучаются безотносительно к их возможному использованию.

2. Охарактеризуйте специфические признаки научного познания.

1) Специфика научного познания определяется, прежде всего, непосредственно спецификой самого объекта научного познания. Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте по причине их бесконечно малого или большого размера, или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она также зачастую оперирует моделями таких объектов, явлений, процессов, в действительности не существующих, для которых в реальном мире имеются лишь некоторые прообразы

2) Наука предполагает с необходимостью использование специального языка, поскольку возможностей обыденного языка принципиально не хватает для научного описания по ряду причин. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику человека (наука же выходит за ее рамки). Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же стремится, как можно более четко фиксировать свои понятия и определения, и, как следствие, она вырабатывает свой, специальный (искусственный) язык описания.

3) Научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий (приборов), которые, непосредственно воздействуя на объект, позволяют выявить возможные его состояния. Орудия, применяемые в производстве и быту, как правило, для этой цели непригодны.

4) Стремление науки к исследованию объектов относительно независимо от обыденного опыта предполагает специфические характеристики субъекта научной деятельности. Занятия наукой требуют особой специальной подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида.

3. Проанализируйте структуру научного познания.

уровни ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ
эмпирический уровень Базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Предполагает осуществление наблюдений, индуктивных обобщений и экспериментальную деятельность. На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается их описание на ступени явления. Средства этого уровня включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. Данное познание доставляет материал, который затем обрабатывается теоретическим познанием. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Эмпирические объекты — это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений. На этом уровне выявляются явления и их связи; в этих связях возможно даже уловить проявление закона (эмпирического).
теоретический уровень На этом уровне отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия. Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта (конструкции ума исследователя). Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования и т.д. Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений. Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность явлений.
метатеоретический уровень науки идеалы и нормы научного исследования - это инвариант, который констатирует науку, отличая ее от других форм познания, выражая стиль мышления эпохи, позволяя отличить одну науку от другой. Они включают в себя идеалы и нормы: 1) доказательности и обоснования знания; 1) 2) объяснения и описания; 2) 3) построения и организации знания.
научная картина мира – это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов.
Философские основания науки Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Философские идеи и принципы обеспечивают эвристику поиска. Философия генерирует своеобразные «проекты», предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, тем самым, задавая научному поиску новые направления. Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности.

4. Обратите внимание на методы научного познания.

4.1. Определите понятие метода и методологии.

Методы – своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике. Следует заметить, что метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.