Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая работа с использованием терапевтических метафор






Полностью все возможности терапевтической метафоры рас­крываются на групповых занятиях с детьми. Здесь не имеет боль­шого значения форма ваших занятий — тренинг, развитие вни­мания или урок английского. Метафора органично «вписывает­ся» в контекст любой вербальной деятельности человека.

Организация работы здесь предельно проста и строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация», уже описанной нами, когда мы обращались к родителям.

И, безусловно, каждый этап только выиграет от подробно­го обсуждения с детьми сюжета сказки, тем рисунков и их чувств, вызванных разыгрыванием истории.

Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возмож­ности рассказать о своем рисунке, выразить отношение или принять участие в игре. Если вы ставите сказку — имейте в виду, что каждый желающий должен получить возможность побыть ее главным героем.

Наибольшую сложность всегда вызывает именно драмати­зация, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Занимаясь с детсадовской группой, ведущий назначает глав­ного героя, а тот в свою очередь сам выбирает остальных. Ос­тавшиеся дети — зрители, однако необходимо по возможности привлекать и их — в качестве «массовки» (звери в лесу и т. п.). После распределения ролей, дети размещаются в «ска­зочном пространстве» (например в домике из стульев) и веду­щий начинает читать текст, одновременно давая инструкции детям, что им нужно делать. Вся прямая речь должна быть четко проговорена каждым героем (повторена за вами). По возможности герой должен озвучивать свои мысли: «зайчик обиделся на свою маму» — ребенок с обиженным лицом гово­рит «я обиделся на маму, мне обидно».

Ключевые фразы обязательно акцентируются четкостью и громкостью проговаривания, а также повторениями. Необхо­димо приветствовать любые детские импровизации, мягко на­правляя их развитие в основное русло повествования.

Особое внимание необходимо уделить окончанию. Оно дол­жно быть торжественно по форме и эмоционально по содержа­нию и обязательно включать в себя «залог» на будущее: «с это­го дня.., теперь зайчик стал...».

Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, Андрей (6 лет) после прочтения сказки о «зайчике, который обиделся на свою маму» высказался так: «И со мной, похожее было, — я разбросал вещи, мама меня поругала, а я обиделся».

Важно, чтобы ведущий в этой ситуации еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог пере­нести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.

С младшими школьниками разыгрывание сказки может про­ходить более «вольно». После того как дети освоятся с подоб­ной деятельностью, можно начинать организовывать самосто­ятельные постановки, в которых роль режиссера выполняет один из детей. Дети 3—4 классов могут читать текст на память, сверяясь с полученным от вас материалом. Ваша роль здесь — либо «супервизора», стороннего наблюдателя, либо равноправ­ного участника, играющего вместе с детьми, что, конечно же, более эффективно.

Также здесь могут начаться сложные импровизации либо развивающие сюжет сказки, либо «уводящие» в сторону. При­чем последние могут дать вам очень интересную информацию, являющуюся поводом для размышления о причинах такого «ухода» и их исследования. Все интересующие вас вопросы можно и нужно обсуждать в процессе групповой работы — часто это может превзойти эффект, полученный непосредствен­но от метафор, от их сюжета.

Часто уже в процессе обсуждения дети делают достаточно серьезные выводы. Так, после работы со сказкой «Облачко» мальчик Стас (10 лет) сказал, что некрасивый неуклюжий че­ловек может быть красивым душой, добрым и приносить больше помощи людям, чем красивый. Галя (9 лет) заметила, что, если к некрасивому человеку относиться с теплом и с любо­вью, он станет намного красивее.

Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последую­щие дни. «Как тот ежик» — через полгода после чтения сказки говорили дети о ребенке, который привлекал к себе внимание деструктивными выходками.

Если же вы собираетесь использовать метафоры в работе с подростками, то здесь ситуация одновременно и сложней и проще. Проще — потому, что у них больше возможностей са­мостоятельной работы. Сложней — потому, что подростков не так-то просто подвести к необходимости участия в такой работе. Здесь уже трудно давать конкретные советы. Можно лишь подчеркнуть, что результат вашей работы будет нахо­диться в прямой зависимости от вашего отношения к детям. Основа для общения с подростками — это естественность, ис­кренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Отнюдь не нужно под них подстраиваться — необ­ходимо просто быть самим собой.

Хухлаев О.Е.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.