Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система и источники финансового права






 

Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль.

Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественно однородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам. В особенную, часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулирование государственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования, правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетное финансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовое регулирование валютных отношений.

Источники финансового права - это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержатся нормы, регулирующие финансовую деятельность государства.

В Республике Беларусь финансовое законодательство в основном не систематизировано и не кодифицировано. Исключение составляют лишь три финансово-правовых института таких как: банковское право, бюджетное право налоговое право. В этом проявляется сложность в изучении источников финансового права. В Основном Законе Конституции Республики Беларусь содержатся нормы, имеющие прямое отношение к финансовой деятельности государства. Так, ст.56 Конституции Республики Беларусь, закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

П.2 ст.97, определяет компетенцию Палаты представителей по рассмотрению проектов законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении, установлению республиканских налогов и сборов. Согласно П.1 ст.98, Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты соответствующих законов;

Важное место в источниках финансового права Республики Беларусь принадлежит законам, закрепляющим основные принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений в финансовой сфере. В их число входит и ежегодно принимаемый закон о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год. Однако есть законы, которые носят комплексный характер и содержат нормы других отраслей права. Примером может служить Закон " О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в который включены нормы муниципального, административного и финансового права.

Наиболее важное место в системе источников права занимают кодексы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения регулирующие властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающий права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

К источникам финансового права относятся решения Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросам, касающимся государственных и местных финансов. В соответствии со ст.9 Закона " О Конституционном Суде Республики Беларусь" нормативные правовые акты, признанные Конституционном Судом не соответствующими Конституции либо актам обладающим более высокой юридической силой считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, Конституционный Суд обязывает государственные органы, их должностных лиц не применять эти акты.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют ведомственные нормативные правовые акты. Основное место среди них занимают нормативные акты Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Национального банка Республики Беларусь. Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений. Правление Национального банка принимает нормативные правовые акты также в форуме постановлений. Принимаемые указанными государственными органами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, Национального банка могут приниматься только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией, нормативными правовыми актами Президента, законами, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров.

К источникам финансового права относятся нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления, содержащие финансово - правовые нормы. К таким, например, относятся решения местных Советов депутатов: о местном бюджете на очередной год.

После приобретения Республикой Беларусь своей независимости и суверенитета источником финансового права стал выступать международный договор. Таким источником являются международные соглашения Республики Беларусь с другими странами в сфере налогообложения.

Признание международного правового договора в качестве источника белорусского финансового права основано на части 1 ст.8 Конституции, которая устанавливает, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.