Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология






Вслед за Е. Бобринской мы используем подход, описанный в ее работе «Русский авангард: границы искусства»[34]. Она вводит и изучает понятие «коллажное мышление»: коллаж состоит из многослойности смыслов и реальностей, демонстрирует принцип децентрации, рассеивания, сформированный иным типом созерцания, что в совокупности является отражением особого коллажного мышления.[35] Коллаж рассматривается Бобринской сквозь оптику различных явлений в культуре, с которыми он прямо или косвенно пересекается и взаимодействует.

Также важной для нас является теория литературоведа В. Шкловского, изложенная в статье «Искусство как прием»[36] (1917). По Шкловскому, искусство - это то, что качественно меняет наш режим восприятия. В повседневной жизни мы существуем поверхностно, многие вещи, действия после нескольких раз становятся автоматическими, мы их не замечаем. А произведение искусства позволяет услышать, увидеть что-либо как в первый раз. В литературе писатель, поэт достигает этого эффекта, используя прием остранения: с помощью затрудненности формы он создает эффект остранения, и чем более затруднительна форма знакомого объекта, тем сильнее работает наше восприятие. Искусство делает привычное странным, таким образом проблематизируя его. Для нас значима эта теория Шкловского, так как именно этим занимались все авангардисты – пытались кардинально изменить привычную логику мышления, автоматизм сознания при помощи новых художественных приемов, и, в частности, коллажа, создавая сложное, не миметическое искусство. И в данном исследовании мы показываем, как это работало. Наш метод заключался в том, чтобы выделить и описать алгоритм построения каждого конкретного коллажа как художественного высказывания и показать, как в нем проявляется мышление художника и каким образом он должен был изменить мышление зрителя.

Так как в коллажном приеме мы изучаем мышление художника, для нас значимой оказывается культурная антропология – особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры, на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры.[37] Такие ученые, как Тайлор, Леви-Брюль, Леви-Стросс и др. изучали особенности мышления на основе анализа деятельности человека в сфере культуры. В нашем исследовании таким источником служит искусство авангарда. Искусство является важнейшей составной частью духовной культуры, это особый род познания действительности человеком с помощью художественных средств. В нашем изучении механизмов презентации мышления в авангардном искусстве, мы выделяем его устойчивые характеристики.

Художник мыслит через зрительный опыт, процесс рассматривания. Поэтому важной для нас областью является визуальная культура. С позиций визуальной культуры мы рассматриваем художника как субъекта взгляда, то, как меняется логика зрения в художественной культуре авангарда, какие факторы влияют на эту новую модель зрения и т.д.

Для описания картины мира авангарда мы используем социокультурный анализ. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством: изменения в социальной структуре, практиках, отношениях и т.д. отражаются в трансформации культурных феноменов. Мы в данной работе выделяем ключевые изменения конца XIX - начала XX вв. и показываем, как они повлияли на формирование культуры авангарда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.