Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толковый словарь






 

Адам Кадмон (евр.) — Первоначальный Человек; Чело­вечество; «Небесный Человек», не впавший в грех; каббалисты относят его к десяти сефиротам на плане человеческого восприятия.

Адепт (лат.) — «Достигший». В оккультизме — тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером в нау­ке эзотерической философии.

Ади-будда (санскр.) — первый и наивысший Будда, не признаваемый в южном буддизме Вечный Свет.

Акаша (санскр.) — тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изна­чальная субстанция.

Анима Мунди (лат.) — Мировая Душа, или Алайя север­ных буддистов, божественная сущность, которая пронизывает, одушевляет и наполняет все: от ато­ма материи до человека и Бога. В своем высшем аспекте это нирвана, в низшем — астральный свет.

Арупа (санскр.) — «бестелесное», бесформенное, в про­тивоположность рупа, «телу» или форме.

Архат (санскр.) — «достойный», букв., «заслуживающий божественный почестей». Имя, даваемое джайнийским, а впоследствии буддийским святым, посвя­щенным в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и поэто­му, освободился от повторных рождений.

Астральный свет (оккульт.) — невидимая сфера, окружа­ющая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса лингашарире, или астральному двойнику в человеке.

Атма (санскр.) — Вселенский Дух, божественная Мона­да, так называемый седьмой принцип в семерич­ном строении человека. Высшая Душа.

Аум (санскр.) — священный слог; трехбуквенное един­ство; отсюда — троица в одном.

Бодхисатва (санскр.) — букв., «тот, чья сущность (сат-тва) стала разумом (бодхи)»: тот, кто нуждается лишь в одном воплощении для того, чтобы стать совер­шенным Буддой, т.е. иметь право на нирвану. Это относится к Мануши (земным) Буддам. В метафи­зическом смысле бодхисатва — это наименование, данное сынам небесных Дхьяни-буян.

Брахма (санскр.) — изучающий должен отличать Брах­му, бесполого, от Брамы, творца мужского рода в индийском пантеоне. Первый, Брахма, или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все ис­ходит и в кого все возвращается, который бестеле­сен, нематериален, нерожден, вечен, безначален и бесконечен. Он всенаполняющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и мельчайший минераль­ный атом. С другой стороны, [Брама] мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и затем снова погружается в пралайю, т.е. исчезает и уничтожается.

Брахмарандра (санскр.) — место на макушке головы, связанное посредством сушумны — хорды в позво­ночнике — с сердцем. Таинственный термин, имеющий значение лишь в мистицизме.

Буддхи (санскр.) — Вселенская Душа или Разум. Маха-Буддхи есть название Махата; также Духовная Ду­ша в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически — седьмой.

«Бхагавадгита» (Песнь Господа) — религиозно-фило­софская поэма, входящая в «Махабхарату». Пост­роена в форме беседы между двумя героями эпоса — Арджуной и его колесничим Кришной перед нача­лом великой битвы. Кришна произносит проповедь, заключающую в себе вероучение, которое развива­ет идеи упанишад и выдвигает новые концепции, легшие потом в основу религиозноэтической док­трины индуизма.

Вак (санскр.) — в индуизме: 1) «речь», с помощью ко­торой человеку было передано знание свыше; 2) «мистическая, сокровенная речь», которая нисходит на первых Риши и входит в них, как языки пламени, по евангельскому преданию, вошли в Апостолов.

Веды (санскр. знание) — древнейшие памятники индий­ской литературы, священные книги индуизма, со­ставляющие канон Откровения (шрути), которому традиция приписывает божественное происхожде­ние. Обычно под словом «Веды» понимают четыре книги священного знания: Ригведа, Самаведа, Яд-журведа и Атхарваведа.

Гуны (санскр.) — «качества», «свойства»; Тригуны (санскр.) — три подразделения врожденных качеств диффе­ренцированной материи, т.е. полный покой (саттва), деятельность и желание (раджас), застой и гниение (тамас). Они соответствуют Вишну, Браме и Шиве, иначе, Тримурти — троице.

Гупта-видья (санскр.) — то же, что Гухья Видья; эзотери­ческая или тайная наука; знание.

Гуань-инь (кит.) — Женский Логос, «Матерь Милосер­дия».

Джива (санскр.) — Жизнь, как Абсолют; также Монада, или Атма-Буддхи.

Дживатма (санскр.) — Единая. В общем смысле — все­общая жизнь; но также божественный Дух в Чело­веке.

Дхиан Коганы (санскр.) — букв., «Владыки Света». Выс­шие боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым пору­чен надзор за Космосом.

Дхьяни-будда (санскр.) — имеющие «Сострадательное Сердце»; им особенно поклоняются в Непале. Так­же имеют тайное значение.

Индивидуальность — одно из названий, данных в теосо­фии и оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и божественное Эго и смертное человеческое Эго, которое погибает. По­следнее, или «личность» (личное Эго), переживает мертвое тело лишь на незначительное время в камалоке; Индивидуальность же существует вечно.

Ишвара (санскр.) — «Владыка» или личный бог — бо­жественный Дух в человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или верховный дэва.

Калиюга (санскр.) — четвертый, черный или железный век, наш настоящий период, длительность которо­го 432 000 лет. Последний из ряда веков, на кото­рые разделен период эволюции человека. Он на­чался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Криш­ны, и его первый цикл в 5000 лет закончился меж­ду 1897 и 1898 годами.

Логос (греч.) — проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, по­этому и переводится соответствующим образом как «Глагос» и «Слово» в его метафизическом смысле.

Майя (санскр.) — иллюзия; космическая сила, делаю­щая возможным феноменальное существование и вследствие этого — восприятия. В индусской фило­софии лишь то, что неизменно и вечно, называет­ся реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей — иллюзией.

Макрокосм и микрокосм (греч.) — Макрокосм — Вселен­ная, универсум, весь мир в целом, в отличие от микрокосма — человека.

Манас (санскр.) — букв., «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравствен­ное существо и отличающая его от простого живот­ного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чув­ствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его Буддхи-Манасом, или Духовной Душой, в противо­положность его человеческому отражению — кама-манасу.

«Махабхарата» («Великое сказание о битве потомков Бхараты») — знаменитая древнеиндийская эпиче­ская поэма на санскрите. В основу сюжета положе­но повествование о лишении царства сыновей царя Панду (пандавов) их двоюродными братьями кауравами, о жизни пандавов в изгнании и о возвращении ими царства после великой битвы на Куру-кшетре. В этот сюжет были включены по принци­пу «обрамленного повествования» многочисленные мифы и легенды, а также тексты религиозно-фило­софского содержания, например «Бхагавадгита».

Махатма (санскр.) — букв., «великая душа». Адепт вы­сшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими прин­ципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны «человека из плоти» и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами.

Монада (греч.) — Единство, единица; но в оккультизме это часто означает объединенную триаду, Атма-Буддхи Манас, или дуаду, Атма-Буддхи, ту бессмертную часть человека, которая перевоплощается в низ­ших царствах и постепенно продвигается через них к человеку и затем к конечной цели — нирване.

Мулапракрити (санскр.) — Парабрахмическая основа, абстрактный божественный женский принцип — недифференцированная субстанция. Акаша. Букв. — «корень Природы» {Пракрити) или Материи.

Нирвана (санскр.) — согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это состояние абсолютного существо­вания и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и свято­сти в жизни, входит после смерти тела, а иногда, как в случае Гаутамы Будды и других, и при жизни.

Парабрахман (санскр.) — букв., «за пределами Брахмы». Верховный Беспредельный Брахма, «Абсолют» — реальность, лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и безымянный всемирный Принцип.

Праджна (санскр.) — синоним слова Махат, Вселен­ский Разум. Способность к восприятию. Сознание.

Пракрити (санскр.) — природа вообще, в противопо­ложность Пуруше — духовной природе, или духу. Они вместе являются «двумя первичными аспекта­ми Единого Непознаваемого Божества».

Прана (санскр.) — Жизненный Принцип или дыхание Жизни.

Пранава (санскр.) — священное слово, эквивалент Аума.

Пуруша — «Человек», небесный человек. В другом аспек­те — дух, то же, что Нараяна. «Духовное Я».

Религия-Мудрость — единая религия, лежащая в основе всех ныне существующих верований. Та «вера», ко­торая, будучи предвечной и открытой непосред­ственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго (хотя церковь считает их «падшими ангелами»), не требовала ни «привлекательности», ни слепой веры, ибо она была знанием. (См. Гупта Видья, Сокровенное Знание.). Именно на этой Религии-Мудрости и основана Теософия.

Ригведа (санскр.) — первая и самая значительная из че­тырех Вед. По преданию, была «сотворена» из вос­точных уст Брахмы; согласно оккультной тради­ции, поведана великим мудрецам на берегу озера Манасаровар десятки тысяч лет тому назад.

Риши (санскр.) — Адепты; вдохновленные. В ведийской литературе этот термин используется для обозна­чения тех, через кого были раскрыты различные мантры.

Рудры (санскр.) — Могущественные; владыки трех верх­них миров. Один из классов «павших» или вопло­щающихся духов; все они рождены от Брамы.

Самадхи (санскр.) — в индийской традиции состояние высшей сосредоточенности и гармонии, мистиче­ское просветление, которое достигается созерца­тельной практикой. В йоге — последнее и высшее из восьми средств очищения ума, когда ум погло­щен объектом созерцания настолько, что сливается с ним.

Свабхават (санскр.) — мировая субстанция и вещество, дух и пластическая сущность материи, из которой исходит вся природа и в которую все возвращается в конце жизненных циклов.

Сефира (евр.) — эманация божества, родитель и синтез десяти сефиротов, когда стоит во главе Древа сефиротов; в каббале сефира, или «священный старец», есть божественный Разум, первая эманация из «Бесконечного», или Эйн Софа.

Сефироты (евр.) — десять эманации Божества; высшая сотворена концентрацией Эйн Соф Аура, или Бес­предельного Света, и каждая сефира производит эманацией другую сефиру. Имена десяти сефиротов следующие: 1) Кэтер — Венец; 2) Хокма — Мудрость; 3) Бина — Понимание; 4) Хезет — Милосердие; 5) Гебура — Власть; 6) Тиферет — Кра­сота; 7) Нэцах — Победа; 8) Ход — Великолепие; 9) Иесод — Основание; и 10) Малкут — Царство.

Скандхи (санскр.) — букв., «свёртки» — группы атрибу­тов человеческой личности, конечных и неприме­нимых к вечному и абсолютному.

Тарака раджа-йога (санскр.) — одна из браминских сис­тем йоги для развития чисто духовных сил и зна­ния, ведущих к нирване.

Таттвы (санскр.) — фундаментальные космические принципы существования; также тонкие элементы, соответствующие чувствам.

Теджаси (санскр.) — сияющий, пламенный — от шед-жас, «огонь»; иногда употребляется для обозначе­ния манасарупы, «тела мысли», а также звезд.

Тешраграмматон — четырехбуквенное имя Бога, его греческое название; четыре буквы на древнеев­рейском — это: «Йод Хе Bay Xe», или на англий­ском — IHVH. Подлинное древнее произношение ныне утеряно; искренние иудеи считали это имя слишком священным, чтобы произносить его, и при чтении священных текстов заменяли его име­нем Адонай, что означает Владыка. В каббале I свя­зывается с Хокмой, Н — с Биной, V — с Тифере-том, а конечное Н — с Малкутом. Христиане обычно называют IHVH Иеговой, а многие совре­менные ученые-библеисты пишут его как Яхве.

Тетрактис — пифагорейская священная четверка. Преж­де всего, это — Единство, или Единый в четырех различных аспектах; затем — это фундаментальное число четыре, Тетрада, содержащая в себе декаду, или 10, число совершенства; и, наконец, оно означает первичную триаду, слитую в божественную монаду.

Упанишады (санскр.) — переводится как «эзотерическая доктрина», или толкование Вед с помощью методов веданты. Третье подразделение Вед, добавленное к Брахманам и рассматриваемое как часть шрути, или «открытого» слова. Индусские пандиты объясняют термин Упанишада как «то, что уничтожает неве­жество, и таким образом производит освобождение» духа, путем познания высшей, хотя и скрытой ис­тины; следовательно, то же, на что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан., VIII, 32). Именно из этих трактатов Упанишад — кото­рые сами суть отголоски первичной Религии-Муд­рости — и выросла система философии веданты. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ны­не неискаженными остались приблизительно не более двадцати. Они касаются очень глубоких, ме­тафизических вопросов, таких как происхождение Вселенной, природа и сущность Непроявленного Божества и проявленных богов, связь (основная и первичная) духа и материи, всеобщность разума и природа человеческой Души и Эго.

Фохат (тибет.) — Термин, представляющий активную (мужскую) мощь Шакти (женской производящей силы) в природе. Сущность космического электри­чества. Оккультный тибетский термин для обозна­чения дайвипракрити, предвечного света; а в про­явленной вселенной — вечно присутствующей электрической энергии и непрестанно действую­щей разрушающей и созидающей силы. Эзотери­чески это есть то же самое; Фохат является всемир­ной движущей жизненной силой, одновременно движителем и движимым.

Чакра — 1) Колесо, диск, символ солнца, силы и побе­ды. В гимнах Ригведы связан со временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндий­ских текстах. Ассоциируется также с космическим порядком и равновесием. 2) Боевой диск — атрибут Вишну и его оружие, воплощает в себе охранительную функцию божества. 3) Невидимый энерге­тический центр. Количество чакр в человеческом теле различается в разных традициях, согласно ин­дуистским воззрениям их шесть: муладхара, свад-хиштхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна.

Шакти (санскр.) — активная женская энергия богов; в оккультизме — венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенская энергия.

Элементалы — Духи стихий. Существа, развивающиеся в четырех царствах или стихиях — земле, воздухе, огне и воде. Эти силы, будучи послушными посред­никами оккультистов, могут производить самые разные действия; но, служа элементариям — а в этом случае они порабощают медиумов, — будут лишь вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порожденные на 5-м, 6-м и 7-м планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дэвы, джинны, сатиры, фав­ны, эльфы, гномы, тролли, домовые, водяные, при­видения, феи и т.д., и т.п.

Элементарии — Строго говоря, это развоплощенные души развращенных людей; эти души, еще живя на земле, отделили от себя свой божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие; но при настоящем уровне знаний считается лучше от­носить этот термин к привидениям или фантомам развоплошенных личностей, вообще к тем, чьим временным обиталищем служит камалока. Однаж­ды отделившись от своих высших триад и своих тел, эти души остаются в своих камарупических оболочках и неодолимо притягиваются к земле, к элементам, родственным их грубым натурам. Их пребывание в камалоке разнится по длительности, но неизменно кончается распадением, растворени­ем, атом за атомом, в окружающих элементах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.