Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место специальной дошкольной педагогики в системе наук






В специальной дошкольной педагогике накоплен обширный материал практической деятельности педагогов, психологов, коррекционных педагогов по работе с детьми различных категорий отклоняющегося развития.

Для построения теоретических основ специальной дошкольной педагогики требуется междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать знания о детях с недостатками развития.

Важная роль в систематизации научного материала о развитии, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями принадлежит философии, которая выделяет основные закономерности развития, принципы, методы диагностики отклонений и организации воздействий для решения проблем специальной дошкольной педагогики.

Специальная дошкольная педагогика тесно взаимосвязана с циклом медицинских наук. С развитием медицины появились теоретические представления об этиологии и классификациях отклоняющегося развития.

В специальной дошкольной педагогике получили развитие идеи гуманистических психологов: А.Адлера — о развитии ребёнка с дефектом в процессе, направленном на адаптацию и компенсацию комплекса неполноценности, и К. Роджерса — о максимальной реализации потенциальных возможностей в процессе конструктивно-позитивного взаимодействия.

Специальная дошкольная педагогика, являясь составной частью специальной педагогики и психологии, рассматривает особенности развития и социализации детей с ограниченными возможностями и специфики образования различных категорий детей на разных ступенях психологического развития. По мысли Л.С. Выготского, объектом дефектологии должен являться не дефект, затрудняющий развитие, а ребёнок с ограничением возможностей.

К ведущим направлениям специального дошкольного образования относятся демократичность, научность и интегрированность.

Демократичность определяет субъект-субъектные отношения во взаимодействиях взрослых и детей, что позволяет создать зону психологического комфорта и включить ребёнка с проблемами в активную жизнедеятельность.

Интеграция позволяет объединить норму и патологию, преодолеть негативное отношение к детям с отклоняющимся развитием.

Большое значение придаётся ранней диагностике и своевременной коррекционно-педагогической работе, что предупреждает проблемы адаптации детей к микросреде и позволяет осуществить частичную интеграцию ребёнка в систему массового образования.

На протяжении 90-х гг. реализуется Федеральная целевая программа «Дети России», в которой предусматривается решение проблем детей с ограниченными возможностями.

На современном этапе развития общества признаются необходимыми гарантированные права лиц с проблемами на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей.

Система специального образования и службы социальной помощи руководствуются такими документами, как закон РФ «О социальной защите инвалидов», Семейный кодекс РФ, а также Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Закон «Об образовании» закрепляет государственные гарантии на получение образования лиц с отклонениями в развитии; создания развивающей среды, необходимой для воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.