Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методы социальной психологии






1. Проблема предмета социальной психологии:

а) краткий исторический очерк развития социальной психологии;

б) определение предмета социальной психологии в западной психологической науке;

в) определение предмета социальной психологии в отечественной психологической науке.

2. Методы социальной психологии.

 

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология.

2. Петровский. Социальная психология.

3. Немов. Психология.

4. Журнал «Вопросы психологии».

 

1. Социальная психология выделилась из общей психологии благодаря:

- запросам практики (из всех сфер общественной жизни): изучение о рекламе, по средствам массовой информации, изучение социально-психологического климата в коллективе, управляя которым можно руководить коллективом;

- слишком ярко обозначился круг проблем, которые не могла решить ни одна из существующих отраслей психологии.

Родительскими дисциплинами социальной психологии являются психология и социология. Таким образом, исследователи дали определение предмета социальной психологии. Она была определена как наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп:

1) характеристики (психологические) социальных групп;

2) социально-психологические проблемы личности;

3) проблема общения в малых группах.

 

а) В настоящее время существует несколько подходов к этапам истории социальной психологии. Мы рассмотрим всего два.

1. Выделяются этапы:

- накопление социально-психологических знаний в сфере общественной психологии и философии. Условно этот период обозначают с 6 в. до н. э. до середины нашей эры;

- выделение описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знаний (60-е гг. 19 в. и 20-е гг. 20 в.);

- оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. 20 в. и до настоящего времени). Мы можем выделить 2 направления: развитие зарубежной социальной психологии; становление отечественной социальной психологии.

Основные концепции зарубежной социальной психологии: неофрейдизм социальной психологии; бихевиористическая концепция социального развития; социометрическое направление социальной психологии и т. д.

Основные концепции отечественной социальной психологии: беогезаторское направление во главе с Гехтелем; психогезаторское направление (Войтальский); марксистское направление в отечественной социальной психологии и т. д.

2. Второй подход выделяет 2 этапа:

- философский этап, связан с Древним миром, Древней Грецией (Аристотель впервые называет человека общественным животным; Теофаст впервые пытается дать социальные типы личности; Демокрит посвящал свои работы исследованию речи как средства общения); настоящее время (Олпот, Фейербах, Гегель);

- теоретический этап связан с определением предмета социальной психологии.

 

б) Неофрейдизм – в этом направлении работают многие психологи.

Трехмерная теория интерперсонального поведения (Шуц). Принципиальной основой этой теории является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь человека фатально предопределена опытом его детства. Щуц выделяет три основные потребности человека. Эти потребности заложены с рождения: потребность включения, потребность контроля, потребность любви.

Потребность включения – он понимает ее, как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими людьми. Степень включения можно ранжировать от интенсивного развития, от полного ухода контакта. Шуц пишет, что отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами. Эти отношения негативные, если общение сведено к минимуму. В зависимости от характера удовлетворения этой потребности в детстве, взрослый человек в межличностном отношении может проявлять недостойное социальное поведение (тенденция к интроверсии, уход от взаимодействия, тревожность, закрытость). Сверхсоциальный тип поведения (ярко выраженная экстраверсия, постоянный поиск контактов, постоянное требование внимания к себе, претензии на лидерство). Социальное поведение (человек не имеет проблем в межличностном отношении, счастлив как с самим собой, так и с другими людьми),

Потребность контроля. Суть – в отношении к «институту власти». Поведение в соответствии с потребностью в контроле, когда ребенок полностью контролируется в детстве взрослыми. Став взрослым, он становится человеком, отказывавшимся от власти.

Когда родители не вмешивались в воспитание ребенка, во взрослом возрасте он проявляет автократический тип поведения, то есть будет у власти и руководить.

Когда отношения с ребенком были демократичные. Во взрослом состоянии человек проявляет демократический тип поведения.

Потребность в любви – построении тесных эмоциональных контактов с другими людьми. Проявляется как желание нравиться, любить и быть любимым.

Недостаточное личностное поведение – человек избегает тесных взаимодействий с другими, он сомневается, может ли он вызвать любовь и уважение у других.

Сверхличностное поведение – человек, у которого ярко выражена потребность в темных эмоциональных контактах.

Личностный тип или гармоничный тип в отношении этих контактов.

Таким образом, в качестве предмета социальной психологии неофрейдистами предлагается семья, как малая группа и особенности взаимоотношений человека со старшими.

Бихевиоризм – стимул – реакция.

С точки зрения бихевиоризма, предметом социальной психологии является система социальных стимулов и система форм социального поведения.

Социальные стимулы: речь, жесты, мимика, соматические реакции (дрожание руки, побледнение). Социальные реакции – подражание, симпатия, заразительность форм поведения.

Таким образом, предмет социальной психологии сужается до социальных стимулов и социальных реакций.

 

в) В начале 20-х годов в отечественной социальной психологии выделились 2 основных направления:

- биогезаторское

- психологезаторское

С точки зрения биогезаторского направления предметом социальной психологии должны стать взаимоотношения людей, особенности социальной общности и особенности поведения личности в них. Это положительно. Но объяснять закономерности взаимодействия Бехтерев и его последователи решили с позиции биологических наук.

Представители психогезаторского направления были юристами и представителями других профессий. В качестве предмета социальной психологии они предлагали рассмотрение эмоционального состояния малых социальных групп, говоря о том, что события социальной жизни во многом зависят от настроения массы.

К концу 30-х годов сложилось мнение, что особенная наука не нужна, и, что ее проблемы могут быть решены на базе других наук. Только в конце 60-х годов возобновилась дискуссия по поводу предмета и методов социальной психологии.

В конце 60-х годов на страницах печати развернулась дискуссия по предмету социальной психологии. Шорохова свела все многообразие точек зрения к трем основным:

Первого направления придерживались Осипов, Коваленко, Колмановский, Горячева – определяли социальную психологию, как науку о массовых видных явлениях. Они предлагают изучать:

а) классы и нации;

б) традиции, нравы, обычаи;

в) паника, слухи, мода.

Второго направления придерживались Кузьмин, Платонов, Шорохова. Они считают, что социальная психология должна изучать личность в группах и коллективах:

а) изучение социально-психологических черт личности;

б) изучение положения личности в группе;

в) групповые явления и их влияние на личность и др.

Третьего направления придерживались Барыгин, Ольшанский, Рожин – считают, что социальная психология должна изучать явления в группах:

а) социально-психологический климат в группах и коллективах;

б) развитие группы;

в) форма духовной деятельности в группах и др.

Исходя из этого:

Социальная психология – это наука, изучающая психические закономерности и явления, которые проявляются в общении людей на трех уровнях: личностном, групповом и массовидном.

 

2. Наука, которая предлагает способы познания, называется гносеологией. Частью гносеологии является методология.

Три основных аспекта в рассмотрении методологии

1. Методология рассматривается как общий философский подход в изучении предмета социальной психологии.

Пример: для социальной психологии необходимо определение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания и о взаимоотношениях личности и общества.

2. Частная или специальная методология – это некоторая система принципов, принимаемых при изучении предмета социальной психологии.

Пример:

а) принцип детерминизма, то есть причина обусловленности всех социальных явления;

б) принцип развития сознания в деятельности;

в) принцип деятельности – применительно к социальной психологии этот принцип можно рассматривать в следующих положениях: понимание деятельности как совместной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи (межличностные отношения); понимание группы, как коллективного субъекта деятельности. Следовательно мы можем говорить о потребностях группы, о групповых средствах достижения цели, о групповых целях.

г) принцип общения;

д) принцип развития явления в развитии.

3. Как система методов. Методы по принципу значимости:

- опросные (беседа, анкета);

- методы компетентных судей;

- метод эксперимента;

- тестовые методики;

- метод изучения продуктов деятельности и т. д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.