Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активность сознания






 

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте­кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль­ном. Психика вообще и сознание человека в частности об­ладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в обществен­ной жизни. Из этих многообразных качеств можно выде­лить два атрибута психики: свойства отражения и ак­тивности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это­го назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.

Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш­него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под­нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой. Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб­лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео­рий активность рассматривается так же, как субстанци­ональное качество «души», духовного начала, приводя­щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой­ства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со­знания необходимо рассматривать в широком философ­ском смысле.

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож­дают активность, являются ее основаниями, «генерато­рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст­венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со­циального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея­тельность опосредуется предварительно сознанием, является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи», (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внут­реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления

(деятель­ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте­ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взя­той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв­ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по­требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли­нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив­ность начинается непосредственно с чувственных импуль­сов, в других — с рациональных, познавательных про­цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.