Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О двух правдах 3 страница






Поэтому в определенном смысле можно сказать, что человек, не родившийся из социальной утробы, - безотцовщина, ибо не знает он отца своего. И когда слышит в утробе о нем, ощущает через мать, то ничего, кроме страха, не испытывает. И вместо того чтобы через любовь матери к отцу начать учиться любить отца так, как она его любит, начинается ревность к матери и попытка отбить мать у отца. Казалось бы, аллегория в духе Фромма, но разве то, что мы делаем с природой, разве то, что мы пытаемся доказать как неизбежность во взаимоотношениях с природой, это не есть попытка отбить мать у отца, отнять природу у мира, лишить ее этой любви?

Да, каждый человек потенциально от Бога, но не для утешения это сказано, а для ответственности каждого за свою потенциальность, личной ответственности, ибо это отцовский наказ, а не материнский завет. И тот, кто ничего не делает, никаких личных усилий для реализации этой потенциальности не прилагает, как он может рассчитывать на отцовскую любовь, как он может рассчитывать на то, что ничем не повредит матери, как он может рассчитывать на любовь, ибо ни через материнскую любовь к отцу, ни через любовь отца к матери он не проходит, не прикасается, он только слепо, неистово и агрессивно пытается все это разрушить, ибо эта любовь - упрек ему, а не радость. Но " Пусть будет не так, как я хочу, а как ты хочешь", - сказал Иисус Отцу своему. И когда мы говорим: поставить Закон над собой, Закон, избранный тобой по любви, - это ведь тоже шаг к Отцу. И когда мы говорим, что граница всякой технологии, всякого знания, всякой методики - любовь, это ведь тоже шаг к отцу, ибо Отец полагает границы, материнская любовь, как известно, границ не имеет и не должна их иметь, если она материнская. И когда мы оправдываем человека, предающего мать свою и отца своего, не себя ли мы оправдываем? И не про это ли сказано - увидь сначала бревно в своем глазу, а потом соринку в глазу ближнего. И когда люди приходят к вам, кто вы, если вы несете закон, знания миру, лицо, границу? Говорим - Отец, от имени Отца, точнее. Когда мы говорим о смерти Духа, о разрушении духовности, не об этом ли мы говорим, что забыты завет матери своей и наказ отца своего?

И, может быть, именно в этом, как ни в чем другом, главный источник патологий обыденной жизни. В потере отцовского и материнского начала, в потере соотношения потребления и производства. Это - великая мысль Флоренского о двух правдах: правде бытия и правде смысла. Помните, Сидоров цитирует древнюю мысль: " Из двух вы станете одним". Я бы поставил вопросительный знак и спросил у себя и у вас: " Когда из двух мы станем одним? " И вот когда станем, тогда сможем считать себя взрослыми людьми.

И тогда сможем по мере сил очищать жизнь свою от этой патологии, о которой мы говорили, в разных ее проявлениях. Есть, конечно, еще одно старое изречение: " Умножая знание, умножаешь печаль". Конечно, это очень трудно и непривычно - находиться в постоянном душевном напряжении, в постоянной душевной работе. Это стихи хорошо читать: " Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь". Тут три-четыре дня, и то уже, знаете, хочется уколоться и забыться, музыку погромче включить, выпить чего-нибудь покрепче, уехать куда-нибудь подальше. Труд души мучителен до тех пор, пока душа не знает любви. Труд души мучителен, мучительно осознавание, ибо осознавание, одушевление, точнее говоря, мыслей, смысла, порождение смысла - это есть труд души, душевный труд, а не интеллектуальный. И он мучителен, но без него душа не узнает любви. Без него, кроме волнений тела и некоторого возбуждения мысли под общим названием " влюбленность", ничего другого не откроется перед вами. Конечно, хотелось бы сразу - в полет. Безусловно, хотелось бы, как когда-то, когда без труда это было. У Цветаевой есть замечательные строчки: " Не возьмешь мою душу живу, не дающуюся, как пух". Понимаете, никуда не уйти от завета древних, замечательно выраженного Константином Сергеевичем Станиславским: " Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое - красивым". Так обрести " душу живу, не дающуюся, как пух". Цветаева, конечно, великая женщина, именно женщина, редчайший случай в мировом искусстве. А хочется, как в детстве: к мамке припал и полетел. Это хорошо, ежели ты готов из-за этого " хочется" трудиться, творить.

Чем работа в обыденном смысле этого слова отличается от слова " работа" для меня? Когда я хочу так, что во имя этого готов трудиться, тогда получается творческая работа. Трудиться во имя " хочу". Но трудиться без " хочу" - это то же самое, что любить без " люблю". И поэтому в этой, казалось бы, простой фразе - делай только то, что тебе хочется делать, - заповедь великого подвига. Ибо, пожалуй, нет труднее на Земле задачи, чем эта. Все твои " хочется", во имя которых ты готов делать, - они вряд ли повредят людям, а вот те твои " хочется", во имя которых ты ничего не делаешь, - они будут жить в тебе, как не рожденные желания, ибо и желаниям нашим нужна мать, материнская любовь, просто потому, что это мне хочется, и отец, то есть отцовская власть - это надо сделать, сынок, доченька. Это и есть творчество- расстояние от замысла до его воплощения, а акт творчества - это и есть соединение отцовского и материнского, мира и природы, смысла и бытия, духа и плоти. А иначе " свинья под дубом вековым, наевшись желудей досыта, до отвала& #133; ", сначала заснула, переварила, потом, глаза продравши, встала и тут же начала решать эту задачу рационализаторства - чего ждать? Сразу весь дуб повалить, и все желуди мои, а ведь они на нем растут, не появляются, а растут, и мы на ней, на Земле, мы в ней, в мире растем, а не просто упали с дерева неизвестного. Как в анекдоте о сумасшедшем доме: играли там в Мичурина. На деревья залезли. " Машка созрела? " - " Созрела". - " Прыгай". Бам! " Петька созрел? " - " Созрел". - " Прыгай". Бам!

Ну вот я и выговорил эту мысль или образ, переживание, осознавание.

Я не думаю, что по этому поводу надо грустить. Грусть-тоска отчего?

" Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел Отца".

" Ищите, и обрящете" - что тут можно сказать. Это радостный труд, потому что это творчество, это труд по заветам, ибо каждый человек от Бога, и в первую очередь об этом должен помнить он сам. Пришел однажды ко мне сын и сказал: " Ба! Так ведь это же я от Бога тоже! " А я, говорит, все время думал о других, что они от Бога, и был озабочен, как бы не забыть, общаясь с ними, что они от Бога, и совсем забыл, что я ведь тоже от него, и что это то самое, начальное-то, с себя начать надо, в себе самом надо обнаружить и реализовать что-то там от Бога, от Отца то бишь, ибо от Матери-то ясно, это все описано в технологиях, социониках, гороскопах, это все от матери, от природы, а дом-то самому соорудить надо.

Отец - он такой, он говорит - давай делай, давай будем вместе делать. Но делать! Все от Бога, но не все к Богу.

- А на каком языке разговаривают наши отец и мать?

И.Н. - У тебя же есть отец и мать. Так они и разговаривают по-разному. Например, для меня гроза - это символ. Небо и земля любят друг друга. На каком это языке они любят? По-разному.

- Расскажите о механизмах.

И.Н. - Я об этом уже много говорил. В русле вот этих наших бесед я еще раз могу повторить только то, что сказал сегодня. Вы знаете, что можно рассмотреть этот вопрос и на этом языке, на языке взаимоотношений материнского и отцовского.

- Правильно ли я вспомнила, что тема социально-психологического мира - это то, что вытекает из предыдущих взаимоотношений материнского и отцовского начала в процессе взаимодействия?

И.Н. - Не совсем. Мы ведь сегодня говорили о том, как отцовское и материнское проявляется в эмоциональных отношениях. Это не зависит от принадлежности к тому или иному социально-психологическому миру. В любом социально-психологическом мире есть люди, которые могут только брать, т.е. которые знают только материнскую любовь и отношение к другому, как к матери, и в любом социально-психологическом мире есть люди, которые умеют только давать, т.е. знают только отцовскую любовь и отношение к другому, как к отцу.

- Извините, я имела в виду момент, нет, процесс создания этого мира. Ведь где-то когда-то же он был создан.

И.Н. - Вот где и когда - это отдельная история в каждом отдельном случае. Мы же получаем эти миры, как правило, в процессе социального наследования, и я говорил вам уже, что эта тема науке практически неизвестна, поэтому я не знаю ни работ, ни людей, которые посвятили себя тому, чтобы выяснить - как возникает социально-психологический мир, как он развивается во времени и в пространстве.

Другой вопрос, как мы наследуем социально-психологический мир?

Конечно, это, в первую очередь, семья, потом круг семьи. Это самое главное - семья и круг семьи, родственники, друзья, те, с которыми мы соприкасаемся через их стиль, способ думания, систему ценностей, систему взаимоотношений. Мы усваиваем это в возрасте до пяти лет. Ведь, как известно, человек к семи годам практически готов как характер, как природа, как бытие чистое. Он даже успел проиграть все будущие сценарии своей жизни. Понаблюдайте за детьми, как они играют. Они все уже сыграли - как они женятся или выйдут замуж, какой семья будет, какую они карьеру сделают, как умрут. Я видел, как дети играют в похороны. Они проиграли уже всю свою жизнь наперед, и весь вопрос в том, какие сценарии им пришли в голову, как они окрашены, эти сценарии, и насколько жизнь будет подкреплять это или как-то все-таки давать возможность измениться.

Люди, занимающиеся практической психологией, не должны упускать ни малейшей возможности общения и постижения мира детей в возрасте от трех до семи лет, а еще лучше и пораньше. Там вся конкретная жизненная психология со всеми ее вариациями и закладывается. Дальше идет социальное воспитание, это уже следующий шаг. У детей легче понять истоки, принадлежность к определенному социально-психологическому миру, и степень привязанности к этому миру, и степень растворенности в нем.

Позднее уже все труднее и труднее.Если вы научитесь общаться с детьми на равных, они вам такого понарассказывают, ни один Фромм не додумается.

Это фантастика, если непредвзято посмотреть, как они проигрывают всю свою будущую жизнь. И там сразу видно, была ли мать матерью, была ли материнская любовь, это не важно, шла она от матери или от отца, была ли она, та материнская без размеров, без ограничений, без условий. Была ли отцовская любовь - не важно, от кого она шла - от отца, от матери, от дедушки, от бабушки, но отцовская, которая дает миру границы, которая учит делать во имя своих " хочу". И от этого очень многое зависит. От структуры этой - да, конечно, но эта структура больше закладывает не столько основы мира социально-психологического, сколько эмоциональную структуру, т. е. структуру души человека.

- А как же спонтанность?

И.Н. - Спонтанность без любви - это дурь, расхлябанность. Так же как знание без любви - это просто смерть. Никаких границ. Ну а дальше вопрос - какая она? Нерасчлененная или расчлененная, т. е. отец и мать вместе, или один отец или одна мать, или они в конфликте.

- Как человек строит отношения с отцом?

И.Н. - Как отец с матерью. Изначальная установка через мать, в утробе. Изначальная, глубинная, первичная запечатка, первичная структура сознания формируется через то, как его воспринимает мать, т. е. через реакцию матери на ее взаимоотношения с отцом. Как известно, все реакции матери запечатываются вот в этом растущем мозге, в утробе, все до одной.

В этом и есть великая ответственность матери, и вообще беременной женщины. И в этом есть великая ответственность наша перед природой, в том числе и социальной природой, ибо это тоже утроба, вторая утроба человека, вторая его мать, большая. Ибо все запечатывается в нас же. Мы ведь связаны с природой так, как ребенок связан с матерью, будучи у нее в утробе. Эти запечатки можно только трансформировать через труд души, через осознание, через самопостижение.

Я в данном случае говорю не о любви в глобальном смысле, а как о некоем присущем или отсутствующем качестве. Переживание любви как бы соединяет тебя с тем, куда направлена любовь. С той же природой, с человеком, с миром. Чувство не соединяет. Чувство выделяет объект, но не соединяет с ним. Ибо чувство - это я. Это мое чувство, значит, это я. А переживание - это нечто третье. Я, Другой, и вот то третье и есть любовь. Переживание соединяет. Почему мы всегда говорим, что для формирования любой общности - от пары до коллектива - главную ценность имеют не идеи и даже не дела, а совместные переживания? Когда родители это забывают, они потом удивляются, почему между ними и их детьми отчуждение. У них не было совместных переживаний. Я же все для тебя делал! Ну и что? Ты это делал, тебе это было надо, ты так хотел себя проявить в качестве отца или матери. А мы с тобой что-нибудь вместе пережили? У меня были очень сложные отношения с моим отцом. Есть кусок совместных переживаний. Он нас с братом водит в детский сад, детский сад был около его работы. И рассказывал сказки, которые сам же сочинял. Это было совместное переживание. Весь символ любви к отцу для меня в этом кусочке, потому что больше нас с ним. И потом уже, когда он уже не жил с нами, - совместное переживание, связанное с тем, что он мне рассказывал про философию. Объединяет переживание, а не чувство. Поэтому чувство, поскольку это только " я", оно может возникнуть и исчезнуть.

Переживание не исчезает. Ни одно переживание не исчезает. Почему мы говорим, что культура переживания - это и есть работа, переживание - это и есть работа души, в смысле творчества. Это и есть творчество души. И они никуда не исчезают. Они преобразуют нашу душевную суть. Душа - это совокупность пережитого. Вот это и есть любовь. Чувство любви - это может быть жажда обладания. Или зависть, оформленная под любовь.

Чувство - вещь приходяще-уходящая. А вот переживание- это уже точно никуда не денется: то, что совместно пережито, даже захочешь из себя выбросить - не выбросить.

Если рационализировать, то можно сказать, что переживание - это третий голос любви.

- Игорь Николаевич, бывает, когда с одной стороны внутренняя нить какая-то. чтобы давать, проходит.

И.Н. - Ну, на эту тему замечательно сказано: " Рука дающего да не оскудеет". Это же материнское, как это можно рефлексировать. Давать - это материнское начало. Мать не рефлексирует - что-то я его зря кормила.

- На самом деле не даю, а как-то вот спекуляция такая.

И.Н. - Это ты у него спроси, у того, другого. Не у себя спрашивай, у себя всегда будет спекуляция. Его спроси - я тебе дал что-нибудь? Если уж сомнения у тебя! Он тебе скажет, дал или нет. И это будет абсолютная правда. А что там тебе почудилось, показалось - это вот и есть блудомыслие.

- Игорь Николаевич, вот пока человек находится в большой утробе, как он может встретиться с Отцом, если он находится в утробе и все воспринимает через Мать?

И.Н. - Он же воспринимает любовь Матери к Отцу. И ее счастье от того, что ее отец любит. Отсюда и возникает желание встретиться с Отцом.

Может быть, это желание встретиться с Отцом и есть желание родиться, вот это, может, и есть духовный зов к рождению, к встрече с Отцом.

- А томление души?..

И.Н. - Ну, под таким образным выражением, как томление души, может подразумеваться все что угодно. Конкретизируй, что ты имеешь в виду.

- Внутренняя свобода.

И.Н. - Что-то надо делать, а спросить не у кого. Отец для того и существует, чтоб отвечать на такие вопросы. Мать не знает, что делать.

Она любит. Кормит, поит, греет, защищает, оберегает.

- А если отца нет?

И.Н. - Не бывает, что отца нет. Если его нет в семье, если он ушел или просто неизвестен, оглянитесь вокруг внимательно, он всегда есть.

- А может, можно без отца?

И.Н. - Отец нужен, это тот, у кого ты будешь спрашивать, что делать.

И выполнять то, что он скажет. Нужна воля; когда мы обращаемся к Богу - да будет воля твоя! - мы обращаемся к Отцу. Нужна воля, нужен наказ, чтобы развить в себе это качество. Поэтому без отца нет самоограничения, самодисциплины, самодеятельности. Что такое каприз? Это реакция на нарушение первоначального блаженства, это раздражение по поводу задержки удовлетворения желания. И это очень тяжело. И для женщин это тяжело. Но особенно когда вырастает мужчина без отца, когда мать блокирует его так, когда он даже не встречает отца, не, как говорится, родного, а просто мужчину, который становится ему отцом, который ему отцовское-то начало закладывает. Они так и остаются детьми: " Дай, дай, дай, дай& #133; " И в других женщинах ищут только мать, ничего не могут дать, зато хорошо умеют взять. А есть и такие, которые могут только отдавать, а взять не могут - это ни плохо, ни хорошо, это разнообразно.

- Третье рождение.

И.Н. - Был такой миф у греков: когда боги спускались, любили земных женщин, рождались полубоги. Третье рождение - это примерно так.

КРЕДО Давайте попробуем еще раз, может быть, более обобщенно взглянуть на эту самую обыденную жизнь. Есть такая знаменитая " Изумрудная скрижаль" Гермеса Трижды рожденного, великая заповедь. " Как внизу, так и вверху, как вверху, так и внизу". И есть высказывание Шанкары о том, что " нирвана - та же сансара, а сансара - та же нирвана". " Великий квадрат, - говорил Лао Цзы, - не имеет углов". Эти три высказывания, на мой взгляд, об одном и том же. Мы привыкли располагать события, ценности, переживания, даже время своей жизни по вертикали. Мы легко, не задумываясь, говорим: " это выше, это ниже, это более низко, это менее низко". Мы никогда не задумываемся над тем, что такой способ взаимоотношения со своей жизнью лишает нас всяких шансов на то, чтобы обнаружить единство жизни и бытия. И даже сами эти выражения: " обыденная жизнь", " быт", " повседневность" - внутри себя содержат такой оттенок, как " печальная такая необходимость". Нечто вообще-то лишнее, не очень обязательное, " ну что поделаешь", как бы плата за мгновения взлетов, за те высокие откровения, за те прекрасные переживания, которые случаются иногда. Когда мы при таком переходе начинаем вспоминать свою жизнь, максимум три месяца наберется не обыденных. Всякий " энтузиазм" длится максимум три месяца. Всякий, в том числе влюбленность. Три дня, три недели, три месяца максимум. Что значит три? Это такое свойство нашей психики.

А остальное - дырки, дырки, дырки, не заполненные ничем, кроме этой самой повседневности, быта, обыденности, воистину без всякой мистики.

Если из десяти лет прожитой жизни я вспоминаю нечто значимое - три месяца, то что я делал остальные девять лет и девять месяцев? Спал?

Ведь самое главное в этом - обыденная жизнь; почему самое главное - потому что просто ее почти нет, жизни-то, так оказывается. Мы о ней столько говорим, мы ее и так поворачиваем, и с точки зрения социальных канонов, концепций - столько наговорили. трансактный анализ, интертипные отношения, малые группы, соционика. А в чем соль? В том, как нам привиделось, приснилось.

Чего нам только не приснится. Приснилась социодинамика, приснились интертипные отношения, приснился Игорь Николаевич Калинаускас вместе с Зигмундом Ивановичем Фрейдом. Ну и что? Пройдет десять лет, и, может быть, эти десять дней не войдут даже минутой в воспоминания. Великий квадрат воистину не имеет углов. Поэтому, наверное, начинать-то надо с того, чтобы проснуться, как-то меньше спать, чтобы из десяти лет хотя бы пять запомнить. Я иногда думаю о том, что мечта долго жить, быть вечно молодым возникает от того, что люди не живут. Кажется, ну что там - прошло десять лет, вспоминаешь, ну три месяца. Это сколько надо, чтобы набрать десять лет жизни. Четыреста лет надо прожить, чтобы набралось десять лет бодрствования. Четыреста лет! Такой жизни. Мне везло, мне вовремя попались вечные книги. Я как проснулся, это было в шесть лет, с тех пор помню все. Все было интересно, ничего не хочется вычеркнуть, вытеснить. А если строго говорить, то, конечно, только когда я встретил Учителя и доучился до того, что смог сделать пересмотр жизни, тогда я только вернул себе свою жизнь, в полном объеме. Вот день проходит, сейчас уже четвертый час; давно проснулись, если не по часам, а психологически. а еще сегодня жить до двенадцати. Понимаете, тут совсем другое ощущение жизни. Просыпаешься утром и думаешь: господи, сегодня же инструкторы. Уже шесть часов вечера, а еще жить и жить, уже столько прожито. А народ есть - неделю прожил, кругом слышишь - ни у кого ничего не произошло, а у тебя уже. в этот понедельник была уже позапрошлая жизнь. Все вспомнинается притча, как Господь праведника предупредил, что в такой-то день и час будет отравлена река и люди сойдут с ума. Он выдолбил себе водохранилище в горах, запасся водой и в тот день и час смотрит - точно, люди все с ума посходили. Месяц пил свою воду, два месяца пил свою воду, три месяца. " энтузиазм" кончился. Он попил со всеми и сошел с ума, все забыл, стал как все.

В субботу с друзьями встречаешься, говорят: " Этой недели вообще нет, как в прошлую субботу расстались, так сегодня и встретились, в прошлую субботу - это было вчера". Вот видите, как мы живем, вот так читаешь - " Изумрудная скрижаль", Гермес Трисмегист, " как внизу, так и вверху, как вверху, так и внизу", хочется о чем-то этаком.

Или Шанкара добрался: " нирвана - та же сансара, сансара - та же нирвана". Понимаете, обыденность. Или " великий квадрат не имеет углов" - тоже правильно.

Но если проснуться, то ты можешь видеть сны других людей. Или быть психологом. В изначальном смысле слова " психология", т. е. наука о душе.

Учитель мой, когда закончил МГУ, пришел к Леонтьеву, говорит: " Профессор, я психологией заниматься хочу". Рассказывает ему свои идеи, которые он сейчас уже осуществляет в Нью-Йорке. Леонтьев слушал его, слушал и говорит: " Да, молодой человек, вы хотите заниматься психологией, т. е. наукой о душе, но я ничего не могу предложить. Вот есть возрастная, эмоциональная, медицинская, а вот этого нет, извините".

Какая там психология у спящего человека? Общие сны видит, мысли более или менее красиво оформлены.

Поэтому все, что я вам рассказал в эти девять встреч, все это для меня субъективная истина, это все добыто и осознано, и понято, но все это обретает настоящий смысл, настоящую полноту и, самое главное, конструктивность, позитивность, если преодолена главная патология, которая так и называется: " патология обыденной жизни", патологическое представление о том, что жизнь можно разделить на обыденную и необыденную. Ведь это и есть самая большая патология. Нет никакой обыденной жизни и необыденной тоже. Есть эта жизнь. И другая есть. То есть говорят, что есть, но это потом, умрем - увидим. Сейчас-то никакой другой нет. Жизнь мы можем проспать, радуясь отдельным дням, часам, минутам, создать целые большие теории, что вот это все остальное - это подготовка к вот этому мгновению. А можно ее прожить, это совсем другая история. Я вам честно скажу, что когда я впервые узнал, что " Насреддин" означает " единственный" и что на Востоке считается, что Насреддин - это высочайшее духовное достижение, т. е. супер-насреддин, что даже Будде этого не удалось, - я почувствовал себя полным идиотом.

Я стал читать, перечитывать до последней притчи сказания, легенды про этого Ходжу, замечательную книжку Соловьева наизусть выучил. Читал.

Чувствую, что придумываю, подгоняю сам себя под что-то там, а вот момента истины нет, настоящего. Спасибо Мастеру, подсказал, неоднократно вспоминаю, когда в ответ на такой вопрос, который даже произносить не надо было, просто кричало все вокруг, он сказал " жить надо! " Но тут меня озадачило еще больше. А что мы, собственно говоря, здесь делаем? Мы же и так живем. Кто нас спрашивал - хотим мы, не хотим? И не так давно, строго говоря, совсем не так давно, вдруг сверкнуло, что таки да - надо жить. Что, оказывается, этого никто не хочет, это, оказывается, и самое трудное и самое интересное, и самое загадочное и самое таинственное, и самое духовное и самое мистическое, и самое оккультное - все, что вы хотите, самое-самое-самое, Оказывается, - это жить. Понятно, что Гермес действительно Трисмегист, трижды рожденный, он додумался, но так решил: " Ну что же, если я скажу: просто жить надо, все смеяться будут в этом древнем Египте во главе с фараоном". Думает: " Надо что-то такое задвинуть". Задвинул: " Как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху& #133; " Назвал это " Изумрудная скрижаль" - как хочешь, так и понимай.

И Шанкара тоже сидел-сидел, мозговал-мозговал - ну как намекнуть-то? Он говорит: " Нирвана- та же сансара, сансара - та же нирвана". Ну вот, ребята, думайте, догадывайтесь, что я сказал. Лучше всех, конечно, поступил Лао Цзы, сидя задом наперед на буйволе. Он просто сказал: " Великий квадрат не имеет углов", по-простому, чтоб сразу понятно было.

Вот в чем парадокс. Что мы хотим, чего только мы не хотим - и того хотим, и того хотим, жить-то мы, оказывается, не очень-то хотим. Вот жить долго, да, некоторые хотят, хотя не знают, зачем. Нам так внедрили про эту обыденность и необыденность, про быт и небыт. Знаете, книжки хорошие мы читали, там вообще никто не писает, не какает, не спит, не ест, а если ест, то что-то такое, чего не бывает в магазинах. И нам объяснили, что это концентрированная жизнь. Нам так и хочется что-нибудь концентрированное, разведу водой - жизнь. Вот мы сидим с вами тут, говорим - это же тоже жизнь, идет себе и идет, на часы посмотришь - вроде немного. На другие посмотришь - совсем ничего, загадка, тайна. Я думаю, что это и есть самое главное, чему есть смысл научиться, - это жить. Чувствовать живую ткань жизни. Она присутствует везде, в любой форме, в любом мгновении. Когда читаешь религиозные тексты, там вопрос - что есть благодать? Думаю, что вот это и есть - благодать, она здесь, всегда, чем бы ты ни занимался, в какую бы ситуацию ты ни попал. Я понимаю, Ауробиндо и Мать, они вообще бросили спать. жалко даже на несколько часов перестать ощущать этот контакт с тканью жизни, это высшее наслаждение - сознания, души, тела, духа, это та самая амброзия, пища богов, и она не где-то там, в другом времени и пространстве, она же здесь.

Надо проснуться, проснуться так, как мы просыпаемся в те мгновения нашей жизни, кусочки нашей жизни, которые мы никогда не забудем. У каждого есть что-то, что он никогда не забудет. У каждого есть это ощущение - вот я в это время жил! Я был! Я был вот эти полчаса, вот эти три дня, вот эту неделю, вот эту ночь. Это неправда, что так нужно жить постоянно, это неправда, что только какой-то эмоциональный подброс, какая-то вибрация в теле, какой-то зуд в голове обязателен, иначе этого ощущения не будет. Тогда йоги все идиоты, когда говорят: " Гладь озера, зеркало, покой ума". Нет, это нужно для того, чтобы войти, слиться с этой живой тканью, ощутить эту благодать, ощутить вкус. И тогда мы можем поиграть в игру - обыденная жизнь, необыденная жизнь. Этого ничего нет, мир совершенен, воистину, и мы совершенны, воистину. Человечество еще молодо, вот эта вся структура социального наследования, так называемого воспитания, так называемого образования, вот это все несовершенно, еще молодо, но во все времена, у всех народов по великому закону разброса появлялись Лао Цзы, Гермес, Шанкара. Совсем недавно наш с вами соотечественник Вернадский, болея, во сне вдруг увидел свое назначение. А еще есть такая сказка " Конек-горбунок", помните, как он там помолодел?.. Куда он прыгнул? В кипящую воду. В жизнь. А оттуда куда, что закрепителем было? Холодный котел смысла. И получился Иван-царевич.

Проснулся мужик!

Действительно, есть смысл делать усилия в эту сторону, в сторону проснувшегося, потому что совсем все по-другому становится: тайна смерти, возраст биологический и социальный, даже говорить страшно, все, что там открывается, страшно не в том смысле, что кто-то испугается или наказан будет за то, что сказал, нет. Почему ты живой, почему?.. И очень тогда больно. Хотя я вот свою так же ощущаю однозначность, чтобы более, что ли, современными и более простыми словами выразить, такой переводчик, такой Шанкара, но отечественный. Однако есть вещи, где самое аккуратное высказывание кажется очень грубым и ранящим ткань жизни.

Конечно, это трудно поначалу нарисовать, и больно, и одиноко, и какая-то странная усталость бывает, к этому надо привыкнуть. Лелеять себя какой-нибудь изысканной мотивацией, не сразу убирать всю вертикаль, а постепенно сближать небо с землей, верх и низ, сансару и нирвану. Как повезет, как получится, кого или что услышать. Но ведь и здорово.

Здорово хотя бы потому, что ничего не надо забывать, ни сознательно, ни бессознательно. Здорово, потому что сам живой и вокруг все живое, что смысл открывается буквально во всем. Ну, если на другом языке сказать: " Бог во всем& #133; ", открывается плотный, живой смысл этих всех знаменитых высказываний, они приобретают плоть. Нам иногда кажется, что то, к чему мы устремляемся, - это лучшее, или вверх, или как-то еще, это бывает в детстве, от проекции, скажем, тех взглядов; идеологическая проекция, миллион всяких проекций, но смысл их в том, что вот это другое, к чему мы устремляемся, оно другое потому, что как бы там отсекается все то, что каждый из нас считает неприятным, тяжелым, плохим и т.д., а там все хорошее, идеал, и это нас вводит в заблуждение, мы проскакиваем жизнь именно из-за этого. Будда, конечно, прав, когда он приводит свои восемь запо-ведей о том, как избавиться от страданий, но ведь не в том дело, чтобы избавиться от чего-то. Да, можно избавиться от страданий и попасть в нирвану, но потеряешь сансару, а она - та же самая нирвана. А нирвана - та же самая сансара. Дело ведь не в том, чтобы от чего-то избавиться, а дело в том, чтобы найти всему смысл, найти всему живое сопереживание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.