Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации преподавателю дисциплины






«История и источники краеведческих знаний»

Дисциплина «История и источники краеведческих знаний» нацелена на целостное представление историками историографического процесса. Поскольку спецкурс ориентирован на краеведов и музееведов, то содержательно курс ориентирован на осмысление логики историографического процесса в отечественной и региональной истории и краеведении с акцентом на изменение методологии исследования. Это позволит будущим специалистам сделать шаг от формирования знаний, умений, навыков студента к формированию профессиональных компетентностей, даст возможность в реальной практике осмысливать ценность сделанных научных открытий и достижений. Следовательно, в основе изучения дисциплины лежит компетентностный подход. Изучение дисциплины невозможно и без междисциплинарного подхода. В процессе освоения курса следует делать акцент на междисциплинарных связях, поскольку многие деятели отечественного и регионального краеведения были специалистами в различных областях исторического знания.

В ходе изучения курса используются исследовательские методы обучения. Для этого после завершения изучения каждого из периодов студентам предлагается написать эссе, отражающее их мнение по поводу особенностей, характера, направлений и результатов историко-краеведческих исследований на данном этапе, отразив свойственный науке соответствующий понятийный аппарат, методологию, проблематику исследований.

Кроме того, с учетом тематики курсовой работы, студентам следует написать контрольную работу в жанре персональной биографии о представителе отечественного или регионального краеведения, связанном с предметом научной работы студента.

Лекции – форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В изучении тем весьма эффективны интерактивные методы обсуждения темы с опорой на имеющиеся знания и компетентности студентов. Важным элементом освоения программы курса выступают семинарские занятия, где необходимо делать акцент на знание научных произведений методологии и теории истории, через их обсуждение приходить к пониманию специфики конкретных научных подходов, что позволит привить студентам практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений. Семинары - это групповая форма занятий при активном участии студентов. Они способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к семинару зависит от формы проведения семинара, конкретных заданий и поручений. Это может быть написание доклада, эссе, реферата (с последующим их обсуждением). При рассмотрении отдельных теоретических вопросов рекомендуется привлечь студентов к активным рассуждениям, результат которых должен подвести их к решению спорных вопросов раздела.

В каждой дисциплине используются специальные термины и персоналии, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того, чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае следует обращаться к Приложениям к данному учебно-методическому комплексу «Деятели отечественного и регионального краеведения (досоветский период)» и «Историко-краеведческие организации России и региона (досоветский период)», а также изданию «Краеведческое движение в Удмуртии в 1920-1930-х гг.», включающему в себя биобиблиографический словарь участников краеведческого движения в регионе в соответствующий период и входящему в состав учебно-методического комплекса дисциплины. В словаре даны персоналии известных и малоизвестных деятелей регионального краеведения. Биографии располагаются в алфавитном порядке. Причем целый ряд сведений сегодня неизвестен, поэтому открывается возможность для студента присоединиться к этому исследованию.

В процессе изучения темы важно регулярно обращать внимание и на научную периодику, постоянно поддерживая интерес к ней студентов через аннотирование наиболее важных работ.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.