Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дзякусё Квонг-роси






Перенос, частый спутник проекции, заключается в том, что человек связывает свои проекции с другой личностью — обычно той, которая воспринимается им как авторитет.

Проекция — источник немалой доли нашего иллюзорного мира. Неосознаваемые и отвергаемые грани собственной личности переносятся на внешние обстоятельства или другого человека. Хозяин проекций свято верит, что воображаемое подлинно; силой собственных проекций он творит прежде не существовавшую действительность.

Значение проекций и переносов

Проекции естественны. В обычной подсознательной жизни они чаще всего становятся помехой, но на определенных этапах духовной работы могут приносить и пользу. Психолог Гэри Мюллер рассуждает о неизбежности проекций:

Это часть человеческой души. Мылюди, и потому, кого бы ни повстречали, проецируем на него какие-то грани самих себя. Иногда это наши божественные аспекты, которых мы в себе боимся, и в этом смысле учитель может стать для нас прекрасным зеркалом. Благодаря такому процессу ученик понимает вдруг, что увиденное в учителечастица его самого, и эту добродетель можно развивать.

Проекции и переносы вполне могут оказаться благотворными. Те, кто недостаточно глубоко разбирается в психологии, склонны считать эти динамические процессы вредными и, в целом, недопустимыми, но Левеллин Воэн-Ли тоже подчеркивает их потенциальную ценность:

Человек приходит к учителю без веры в себя, но наставник находит в нем нечто, достойное доверия. Он видит в человеке потенциальное, еще не осуществившееся, пусть даже сам ученик не подозревает об этом либо ощущает лишь смутно. Учитель поддерживает такую проекцию Высшего Я. Он верит в ученика больше, чем сам ученик. Так и должно быть. Важно другое: на определенном этапе учитель обязан показать ученику правду. Он должен вернуть ученику частицу его души, чтобы тот принял на себя ответственность за свою внутреннюю мудрость. А для этого необходимо, чтобы учитель не испытывал ни малейшего искушения сберечь проекцию, не желал оставаться для ученика идеалом. Учитель должен суметь прекратить это в нужный момент.

Лозовик говорит, что перенос полезен лишь в том случае, когда объект проекций и переносов понимает динамику, лежащую в основе этих явлений, и не пытается воспользоваться ими для манипулирования и господства над автором проекций и переносов.

Опасности проекций и переносов

Польза и вред проецирования неразрывно связаны. Вернемся к идее круговой поруки: в подобных обстоятельствах ученик чаще всего проецирует на учителя какие-то идеалы, приписывает ему определенные свойства, а эго самого учителя с готовностью воспринимает эти проекции так, словно подобные качества действительно ему присущи. Если учитель не понимает, что это только проекции, и неосознанно соглашается с ними, он, в свою очередь, проецирует на ученика неполноценность, отсутствие божественного дара и прочие недостатки — и тем самым лишь усиливает иллюзии, которые ученик питает в отношении себя и учителя. Говоря языком психологии, происходит обратная проекция. Цикл взаимного проецирования между учителем и учеником возникает неумышленно и ведет к тому, что для сохранения установившихся отношений обоим приходится постоянно подкреплять эти проекции.

Джудит Лейф объясняет, насколько легко учителю, какими бы благими ни были его намерения, угодить в западню проекций ученика:

Взаимоотношения учителя с учеником таят в себе невероятную силу. Ученик всегда восхищается учителем, и даже самые благонамеренные учителя по легкомыслию или неопытности попадают порой под влияние ожиданий своих учеников. Они начинают верить всему тому, что про них говорят,правда это или выдумка. Дело не в том, что какой-то плохой человек умышленно пытается пустить другим пыль в глаза. Это не просто самообман, а взаимный обман, в котором ученик и учитель вводят в заблуждение друг друга. Начинается все это просто, а крепнет очень быстро. Человек может поддаться искушению власти, чрезмерных восхвалений и восторгов. Обожаниеогромный соблазн. Я думаю, это просто в природе человека.

Воэн-Ли добавляет, что и без того притягательный учитель становится в этом процессе еще харизматичнее, что объясняется поразительными объемами психической энергии, которую несут в себе проекции учеников. Энергия эта переполняет объект проецирования, и потому в мире, сотворенном совместными проекциями учителя и учеников, иллюзорное кажется особенно достоверным.

Если девятнадцатилетняя девушка, влюбленная в дхарму, переносит свое чувство на учителя, считая того Богом, а учитель в ответ соблазняет ее, она беззащитна. Думаю, здесь было бы нечестно просто сказать: «Да ну, берите то, что хорошо, и не беспокойтесь о том, что дурно».

Дэйнан Генри

Идолов переноса рано или поздно следует разбивать. Вопрос этот, однако, весьма щекотливый, поскольку определенный слой проекций и переносов достаточно ценен — возможно, даже необходим — и, преждевременно уничтожая идолов, можно ненароком погубить шанс человека на трансформацию. Впрочем, на некоторых этапах даже разрушение идолов становится частью проецированного мифа об учителе; если перенос заходит слишком далеко, учитель может вытворять что угодно (оскорблять учеников физически и сексуально, грубо манипулировать ими и так далее), но все будут считать, что даже эти унижения в каком-то смысле «божественны».

Учитель существует только в отношениях с учениками

 

Не бывает учителя без учеников, да и учеником вряд ли можно быть без учителя. Ученика и учителя связывает взаимная обязанность не дать друг другу сбиться с пути.

Джудит Лейф

Вполне возможно, что восседающий где-то на горной вершине «великий святой» действительно велик и властвует над невообразимыми космическими силами, но это еще не делает его учителем. В духовной жизни наставник и ученик — не самостоятельные единицы, а взаимосвязанная система, высшая функция которой заключается в передаче духовных учений. Духовная школа подразумевает наличие не только учителя, но и ученика либо целой сангхи (сообщества учеников). Одно требует другого. Очевидно, что ученику наставник нужен, чтобы учиться, однако преподаватель в равной мере нуждается в ученике, иначе просто не сможет исполнять свои обязанности — учить. Каждый играет свою роль и несет ответственность за сбережение целостности исполняемой функции.

Все происходит только во взаимосвязи со всем прочим. Когда сознаешь эту бесспорную истину, возникает ряд серьезных вопросов об испорченности в духовной жизни. И тот, кто по-настоящему понимает идею взаимосвязи, уже не станет обвинять в злоупотреблениях одного лишь учителя. «За это никогда не отвечает один, — поясняет Якусё Квонг-роси. — Да, поступки совершал учитель, но сангха — часть учителя. Они творят друг друга».

К сходному выводу приходит и Джек Корнфилд: «Проблемы, связанные с учителями, нелегко отделить от проблем их окружения. Духовное сообщество отражает ценности и поведение учителей, то есть является частью любой проблемы»19].

Черты учеников отражаются в характере учителя и наоборот. За много лет работы в Дзэн-центре на горе Сонома Квонг-роси не раз становился свидетелем этого явления:

Ученик всегда заслуживает того учителя, которого нашел. Космические силы вовлекают каждого человека в соответствующие ему обстоятельства, от которых он может отталкиваться, чтобы идти вперед. Вы можете сказать: «Боже, да меня ведь просто облапошили»но это тоже обучение. Звучит жестоко, но вы сами можете убедиться, какие разные люди приходят к разным учителям. Ученик заслуживает того наставника, которого находит, а учитель всегда достоин своих учеников. Но если все онинастоящие искатели, то будут учиться на любых уроках и смогут из всего извлечь пользу.

В дзэн-буддизме, если тебе преподает учение кто-то находящийся справа, ты должен передать его тому, кто от тебя слева. Если тебя учит тот, кто спереди, ты должен передать его назад. Так все мы связаны друг с другом.

Дэйнан Генри

Квонг-роси наступает на больную мозоль тем, кто разочаровался в своих духовных учителях. Тем не менее, его здравомыслящая точка зрения бросает полезный

вызов всем учителям и ученикам. Ту же динамику подметили в мире духовного обучения и другие учителя. Мари-Пьер Шеврье утверждает:

Когда-то я считала, что во всем виноваты гнусные лжеучителя, но теперь мне кажется, что все не так просто. Подобное происходит совсем не случайно. Не знаю, по какой причинепассивность или отсутствие веры в себя,но некоторых учеников словно притягивает к лжеучителям. Они снова и снова проваливаются в одну и ту же яму.

Духовному ученику не так-то просто заметить злоупотребления, а динамика проецирования очень сильна, однако в конечном счете никто и ничто не в силах испортить духовную жизнь двадцати-, тридцати- и уж тем более шестидесятилетнему человеку. Взрослый духовный ученик может, конечно, сохранять остатки детской зависимости, но все же является достаточно ответственным участником создания обстоятельств собственной жизни.

Ученик действительно соучаствует в деяниях учителя, но парадокс ситуации заключается в том, что учитель, безусловно, занимает более авторитетное и могущественное положение. И если учитель признает тот факт, что многие ученики погрязли в незримых для них самих психологических затруднениях и самообмане, это пойдет на пользу всем без исключения.

Признавая принцип «каждый получает то, чего заслуживает», Чарльз Тарт добавляет, что для грешных людей, живущих в «реальном мире», эта точка зрения может оказаться слишком абсолютной:

Можно говорить, что к лжеучителю ученика приводит изъян в его целях, то есть он действительно получает то, чего заслуживает. Когда хочешь укрепиться в своих заблуждениях, находишь того учителя, который их подтверждает. Но это слишком сурововсе равно что говорить: «Сам виноват, что заболел раком». Такая точка зрения накладывает на людей слишком тяжелую ответственность. Возможно, в некоем абсолютном смысле все и вправду обстоит именно так, но здесь, в реальном мире, ошибки совершают все. Их нередко допускают из самых благих побуждений, просто по незнанию. Нужно сберечь немного человечности, быть чуть-чуть добрее друг к другу. Намного полезнее учиться замечать свои ошибки и не судить себя слишком строго. «Да, я сам пришел к этому учителю и теперь понимаю, что причиной было только раздутое самолюбие. Но это меня многому научило, и я, надеюсь, впредь подобной ошибки не допущу».

Соучастие, вызванное мечтой о спасении

Ученики становятся соучастниками учителей по многим причинам, но прежде всего в силу желания «спастись». Как уже говорилось ранее, стремление освободиться от страданий, удостовериться в том, что «все будет хорошо», представляет собой основополагающую человеческую мечту, порожденную иллюзией обособленности. Люди мечтают если не обрести окончательное спасение, то по меньшей мере защититься от мира относительности, получить передышку от неизбывного ощущения собственной ненужности. И в поисках таких гарантий человек способен зайти очень далеко.

Лжеучитель утешает ученика, обещая ему непременное исполнение желаний. При этом самого себя учитель нередко заверяет, будто помогает ученику повысить самооценку. Подчас учитель руководствуется идеализированными философскими идеями о том, что «все мы просветленные» либо «все мы — боги». Тем временем ученик, страдающий от общечеловеческих условий существования и фундаментального недостатка любви со стороны окружающих, находит соответствующего учителя (который, как подспудно ощущает ученик, страдает по тем же причинам и, следовательно, живет в сходном контексте), после чего начинается процесс взаимозависимого, обоюдного обмана.

Просветленные учителя, не атакуемые заискивающими учениками, встречаются редко, но вот в инфантильных учениках недостатка нет.

Георг Файерстайн

Карл Юнг видел в такой склонности ученика искать утешения у наставников, придерживающихся идеалистических взглядов, способ возвыситься, одновременно избегая полной ответственности за собственную судьбу:

Помимо перспективы стать пророком, есть и другой обольстительный, утонченный и, между прочим, более законный способ обрести счастьестать последователем пророка. Для подавляющего большинства людей это просто безукоризненный прием. Преимущества его таковы: odium dignitatis[4], сверхчеловеческая ответственность пророка превращается в менее обременительный otium indinitatis[5]. Учениксущество недостойное: он скромно сидит у ног Учителя и остерегается развивать какие-либо собственные идеалы. Леность ума превращается в добродетель и позволяет, по меньшей мере, купаться в лучах полубожественного светила. Не опасаясь потерять себя, ученик может радоваться архаичности и инфантилъности своих подсознательных фантазий, поскольку вся ответственность сложена у дверей Учителя. [10]

Роберт Эннис говорит: «Такие ученики полагают: " Я — рядом с настоящим, величайшим учителем. Раз я его ученик, то, следовательно, что-то да значу"». Ученик в самом поверхностном смысле слова ищет прибежища в объятиях учителя, а после без труда находит оправдания тому, что не ведет никакой реальной духовной работы.

В конечном счете, бремя ответственности в равной мере обрушивается и на ученика, укрывающегося в тени лжепророка, и на самого лжепророка, так как оба страдают от иллюзий защищенности и духовного величия, оба — в лучшем случае, на какое-то время — сбиваются с пути подлинного духовного развития.

Процессы, посредством которых человек прячется за спиной учителей от самого себя, протекают почти неосознанно. Ни один разумный взрослый человек — а таких среди учеников-соучастников большинство — не сможет сознательно признать свои неявные побуждения и вступить в подобные отношения с чистой совестью. Все происходит в глубине. Личность так сильно страдает от недостатка любви, что готова на все, лишь бы достичь обещаемого учителем «пробуждения» или «спасения». Если же учителю вздумается объявить такого ученика просветленным, тот немедленно в это поверит. Поскольку в основе своей динамика эта остается неосознаваемой, нет никаких причин сомневаться в правильности заявления учителя.

Соучастие как духовная взаимозависимость

Взаимная зависимость в духовной сфере ничуть не отличается от обычной; она связывает ученика или сообщество учеников с духовным учителем. Взаимозависимые отношения между родителями и детьми определяются тем, что каждый пытается избежать столкновений и глубоких обид, но одновременно уклоняется от борьбы с вредными пристрастиями, заблуждениями и прочими ошибками. Чарльз Тарт описывает динамику обычной взаимозависимости и ее проявлений в духовной области следующим образом:

Это еще одно безумие человеческой жизни. Младенец рождается с твердой установкой любить мамочку и папочку. Какими бы ужасными, глупыми или чокнутыми они ни были, он все равно их любит. Это неотъемлемая черта малыша. Подобное отношение переносится подчас на духовного учителя. Учитель и так страдает от собственных психологических проблемему трудно признаваться, что он допустил ошибку, чего-то не знает либо в поведении исходит порой из гнева или неуверенности в себе; вдобавок, ученики проецируют на него свои представления о совершенстве. Пытаясь остаться для учеников авторитетом, учитель обычно оправдывает эти проекции и соглашается с ними; тем самым и он, и его ученики утверждаются в глубоких и весьма опасных заблуждениях. В этом смысле каждый духовный учитель пребывает в очень сложном положении.

Мы жаждем переживаний.,. Человек, который чего-то достиг, способен «ошарашить», — и испытать это на себе очень соблазнительно. Это что-то вроде наркотика. Люди начинают хотеть повторения этого впечатления и в конце концов привязываются к учителю.

Реджинальд Рей

Из слов Тарта о взаимной зависимости можно сделать выводы о том, почему люди так боятся «культов», «промывания мозгов» и, в целом, духовных группировок. Они интуитивно ощущают свою подсознательную готовность пойти на компромисс с собой, чтобы спрятаться от собственных страхов и слабостей, и эти смутные опасения заставляют их думать, что лучше уж вообще воздержаться от участия в деятельности духовных сообществ.

Типичный сценарий духовной взаимозависимости разворачивается, когда ученики уже не могут обойтись без особых ощущений и переживаний, которые вызывает тот или иной учитель. Духовный наставник становится для многих первым источником ощущения божественной любви, чистосердечности и глубоких мистических переживаний. Людям, которые вели прежде лишенную острых впечатлений и горестей жизнь, сама близость существа опытного и открытого, помогающего им самим жить более раскованно, приносит столь бодрящее ощущение свободы, что они всей душой привязываются к нему — тому, кто, по их мнению, и является непосредственной причиной этих переживаний, — а желание не терять соприкосновения с этим кажущимся источником раскрепощенности заставляет их на многое закрывать глаза.

Если гуру порочен, а вы им глубоко увлечены, вы станете порочны сами. Это неизбежно. Можно даже сказать, получается само собой. Это очень тонкий вопрос.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.