Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мари-Пьер Шеврье.






Верно и обратное: если ученик полагает, что стал жертвой корыстолюбивого учителя, ему следует прежде всего поразмыслить над своей собственной ролью в случившемся.

Испорченность понимается обычно как нечто одностороннее: «плохой дядя» надругался над невинными жертвами. Вопросом о поведении самой «жертвы» задаются редко. Но почему одни сплошь и рядом становятся жертвами обмана, а другие — почти никогда? В вопросах приземленных, когда речь идет о падающей бомбе или ограблении дома, жертва едва ли имеет право голоса, но решение погрузиться в духовную жизнь — ее собственный выбор, как бы невежественно ни делали его многие новички. А духовная жизнь предполагает огромную личную ответственность, так как в конце концов никто другой не в ответе за сделанный тобой духовный выбор.

Глубокие размышления о пороках в духовной сфере приводят к пониманию того, что искажения проявляются не столько в поступках самого учителя, сколько во взаимоотношениях учителя с учеником. Многие с удивлением сознают, что сами вызывали к жизни (по крайней мере отчасти) те обстоятельства, невинными жертвами которых себя прежде считали.

Факт остается фактом: оба — и учитель, и ученик — несут полную ответственность за свои взаимоотношения. Учитель обязан следить, чтобы в его духовном течении, в отношениях с учениками не возникало каких-либо злоупотреблений, а ученик целиком и полностью отвечает за себя и свое право не сносить злоупотребления покорно, противиться им, не создавать осознанно либо неумышленно повода к проявлению пороков в его отношениях с учителем и остальным духовным сообществом. Полнота ответственности лежит на каждом, и при достаточно серьезном отношении к этому вопросу оба оказывают друг другу неоценимую услугу.

Реальность круговой поруки — не только важное, но и очень полезное знание. Сознавая собственную вину в возникновении тех обстоятельств, которые причинили им столько бед и разочарований, люди нередко впадают в уныние, однако сам этот факт предполагает, что они с равным успехом способны творить здоровые и благотворные условия общения учителя с учеником.

Обзор психологической динамики проекций и переносов поможет нам понять, как возникает соучастие в искажениях, на чем держится и, наконец, какими средствами учитель и ученик могут это предотвратить.

Проекция и перенос

Карл Юнг очень четко описал психологическое явление, получившее название проекции, — процесс, когда личность неосознанно стремится к тем жизненным обстоятельствам, которые основаны на возникших у него еще в детстве представлениях о мире и окружающих людях.

Трагично наблюдать, как грубо ошибается порой человек в отношении себя и других, но тем не менее не может понять, что сам был причиной разворачивающейся драмы и, больше того, продолжает служить ее движущей силой. Происходит это, разумеется, неосознанно, поскольку на сознательном уровне он по-прежнему сетует на обстоятельства и проклинает коварный окружающий мир, который якобы засасывает его в самую пучину бедствий. Именно подсознательный фактор творит иллюзии, опутывающие мир такого человека. Нити иллюзий сплетаются в прочный кокон, со временем сковывающий человека порукам и ногам. [8]

Ученики создают учителя и стремятся показать себя перед учителем, поскольку они что-то в него вложили и хотят что-то получить от него взамен. Чем больше они вкладывают в учителя, тем сильней они оказываются к нему привязаны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.