Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция личности К. К. Платонова (1906-1984)






 

Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека.

К. К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

Название подструктуры Соотношение биологического и социального Сущность Содержание Направления и способы формирования качеств
1.Подструктура направленности Социальная подструктура Мотивация Интересы, побуждения, потребности, убеждения, мировоззрение Воспитание
2.Подструктура социального опыта Социально-биологическая подструктура Опыт Знания, умения, навыки, привычки Обучение
3.Подструктура качеств личности, сопряженных с психическими процессами Биосоциальная подструктура Индивидуальные психические свойства Эмоции, воля, интеллект Тренаж
4.Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств Биологическая подструктура Тип высшей нервной деятельности Темперамент, пол, возраст Система упражнений

 

В которой выделял следующие подструктуры:

· Направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение. К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К. К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

· Опыт: «знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности. Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.

· Индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли). К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом уровне.

· Биопсихические свойства, в которые входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур».

Таблица. Этапы и рубежи развития личности

 

Этап Рубеж Доминирующая подструктура Примерный возраст, годы
Пренатальный период     Младенчество   Становление личности   Профессиональное развитие     Гармоничное совершенствование     Старческая деградация (необязательная) Рождение   Минимум личности     Минимум социальной зрелости     Переоценка жизненного пути     Предпенсионное планирование     Смерть Биологическая подструктура     Биосоциальная подструктура     Социально- биологическая подструктура     Социальная подструктура     3±0, 5   16±1     30±2     55±3

 

Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.

К концу 70-х, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.