Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фатиади В.А.






  1. Самосовершенствование личности в системе современного образования.

Определение термина " самосовершенствование" – это самовоспитание или сознательное и целенаправленное действие человека по отношению к самому себе, с целью развития определённого сознания нравственности и нравственных качеств, в соответствии с представлениями о нравственном идеале. Проще говоря, это сознательное развитие личностных навыков и качеств человека.

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного " самобиологического", биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается не на детерминистский и даже не на вероятностный принцип, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо психогенным, " самопсихическим" развитием, или саморазвитием.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Вторая, внутренняя часть процесса — это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. " Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание" (Л.С.Выготский).

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

 

  1. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования.

Самосовершенствование состоит из следующих этапов:

- Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования;

- Побуждение себя;

- Самопрограммирование собственного роста (как профессионального, так и личностного);

- Эффективная самореализация.

Самосознание создает в нас чувство собственной уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями настоящего, надеждами на будущее.

Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в процессе родового и индивидуальною развития самого человека.

По мере своего развития самосознание стало выступать стержневым звеном, участвовать в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств личности, преемственности основных стадий ее развития.

По своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

процесс самопознания;

эмоциональная самооценка;

процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Эти компоненты самосознания так или иначе присутствуют в каждом его акте. Причем первый из них - самопознание - выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.

  1. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования.

На основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее точная картина наших отрицательных и положительных качеств, тот итог самопознания, который и может быть положен в основу плана самосовершенствования.

Четкое планирование – еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования.

Планирование представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы и других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период: от одного дня и до всей жизни человека.

Основной целью планирования является обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затраченного на сам процесс планирования приводит в итоге к экономии времени в целом.

Как показывает опыт, альтернативой планирования может быть только беспорядок, хаос, неразбериха как в общественной, так и в личной жизни.

Планирование включает два основных этапа:

1. Составление плана. Это вид работы, который так или иначе, присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и деятельности по самосовершенствованию. Планирование личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их среднесрочные и краткосрочные планы.Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет или даже всю жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, намечаются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно, в каждом году или каждом месяце. Краткосрочные планы – это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня и до недели. Все виды личных планов должны соответствовать друг другу. Важно также оставлять резерв времени; при этом рекомендуется соблюдать правило 60: 40, т.е. планом может быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести как результат для возникновения неожиданных дел.

2. Реализация принятого плана. Ее успех во многом зависит от умения классифицировать поставленные задачи по степени их важности, т.е учитывать, что не все дела одинаково важны.

  1. Методы психофизического саморегулирования.

Для того чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

1.Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2.Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

3.Создание у самой личности доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, как например, мотивация учения самовоспитания и самосовершенствования без внешнего принуждения.

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. По словам А.А. Ухтомского, доминанта — это " центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека".

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко). Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов самовоспитания, самосовершенстования. По А.А.Ухтомскому, самой важной для человека является доминанта постоянного нравственного совершенствования, творчества, искания истины. Он не только утверждал возможность и необходимость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения, а значит саморегуляции, в целом.

Так, что же подразумевают под понятием собственно саморегуляци? Определение данного понятия в современной научной литературы имеет различное толкование, и, безусловно, зависит от области знания, предметом которых и выступает саморегуляция, которую принято условно разделять на биологическую (рефлекторную, как высшую форму биологической) и сознательно управляемую.

С точки зрения биологического аспекта, саморегуляция является сложным внутренним процессом, лежащии в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма и человека, и животных, растений. Надо отметить, что биологическая саморегуляция протекает без участия сознания.

Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов из окружающей нас среды. Например, работа дыхательной системы может измениться от резкого звука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма посредством чувств менять биологическую саморегуляцию как раз и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния на человеческое сознание. Под психической саморегуляцией понимается психическое воздействие, направленное на самого себя для оптимизации деятельности организма, его процессов, реакций и состояний, а также поведения.

В своей повседневной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте целые комплексы приемов, позволяющих нам справиться с волнением, быстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Однако существует и другой опыт, который нашел отражение практически в многовековой культуре различных народов, Ценность такого рода опыта заключается в том, что создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер под таким девизомъ как: " Учись управлять собой". Данные системы предусматривали такие мероприятия, которые на протяжении многих тысячелетий развивались в недрах и житейского опыта, организации быта, и русле религиозных учений, и в области философского знания.

Существуют разные способы саморегуляции. Например, спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:

1)устранение внешних причин эмоциональной напряженности;

2)отвлечение сознания с помощью „умственного действия“ (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его технике и тактики приемах);

3)самоубеждение, самоанализ, самоприказ.

Методы саморегуляции основаны на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.

Тогда как саморегуляция в учебно-педагогической деятельности включает в себя умение управлять своими эмоциональными состояниями, то психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции именно психофизиологического состояния, посредством которых достигается оптимизация психических и соматических функций организма.

Надо отметить, что к естественной, так называемой, непроизвольной саморегуляции принято относить сон.

К общим закономерностям саморегуляции относится их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Принцип саморегуляции проявляется в форме взаимодействия организма, в которой отклонение от нормы является стимулом для возвращения к норме - «золотое правило саморегуляции».

Методы саморегулирования человека:

-В зависимости от времени их проведения можно подразделить на:

1.Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.

2.Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:

а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия и др.); б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры - сауна, баня, душ, бассейн и др.). Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека. Достаточный, своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим средством достижения полного восстановления сил и обеспечения функционального состояния высокой активности человека, однако рабочие перегрузки, хроническое нервное напряжение и другие стресс-факторы, приводящие к переутомлению и вызывающие расстройство сна, ставят перед необходимостью поиска дополнительных методов, направленных на достижение организмом человека полноценного отдыха.

-В зависимости от той сферы, в которой происходит саморегуляция:

1)эмоционально-волевые (самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление.);

2)мотивационные: непосредственные (осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые ее не устраивают по какой-либо причине через аутогенную тренировку, самогипноз и др.) и опосредованные (основываются на результате воздействия на центральную нервную систему в целом или на определенные образования через косвенные факторы непрямого действия, ярким примером которой является медитация);

3)корректирующие (самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация).

Таким образом, самоорганизация является показателем зрелости личности. Процесс ее становления характеризуется следующими признаками:

1)активное делание себя как личности;

2)соответствие жизненных выборов индивидуальным особенностям личности;

3)стремление познать себя, определить свои сильные и слабые стороны;

4)ответственное отношение к труду и делам, своим словам, окружающим людям.

 

Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная:

1.Л.Д.Столяренко, Психология. Учебник для вузов – СПб, Питер. 2013 – 592с.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б., Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 – 575 с.

3. Парфенов В.Н. Психология. Учебное пособие – СПб, Питер. 2013 – 480с.

4. Сосновский Б.А., под редакцией. Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 –799 с.

 

Дополнительная:

1. Немов Р.С., Психология: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009. – 639 с.

2. Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Немов Р.С., Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 1. – 304 с.

4. Немов Р.С., Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч. 2. – 352 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.