Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменённые состояния сознания






ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Объект, предмет и задачи психологии.

 

В настоящее время психология (от др.-греч душа; знание) определяется как:

· " наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности";

· область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных;

· " определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных)".

Непосредственной целью психологических исследований является изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии как науки в широком смысле – человек.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

На разных этапах развития психологического знания в качестве предмета психологии

рассматривались различные феномены: душа, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, бессознательное, поведение и др..

Предмет психологии

· " закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы";

· " факты, закономерности и механизмы психики как отражения в мозгу действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер";

· конкретные факты психической жизни и психические явления.

 

Основной целью психологии является систематическое исследование психических явлений применительно к реально поставленным задачам или конкретным условиям. Для достижения основной цели ставятся следующие задачи:

1. Обнаружить факты и подробно описать психические явления выделив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты – это эмпирический базис научного знания.

2. На основании выявленных фактов установить закономерности или законы психических явлений. Тем самым систематизировать, объяснить причинно – следственные отношения.

3. Выявить механизмы реализации установленного закона. Знание законов и механизмов – это научная теория, концепция.

4. Практическое использование знаний и результатов внедрение в реальную жизнь.

 

  1. Понятие психики.

Психика (от др.-греч душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Основные функции психики:

· отражение окружающего мира;

· обеспечение целостности организма;

· регуляция поведения.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).

Психика – это

· " системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности";

· " общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений".

Психика – отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения животных организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с дейсмтвительностьв в зависимости от системы их потребностей и распознавания с реде того, что удовлетворяет эти потребности.

Психика человека – это оражательго-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика – это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаему общественным способом его существовпания. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания)

  1. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии " О душе", в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к " эпохе Нового времени" (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют " третьей силой", в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

 

  1. Историческое развитие взглядов на предмет психологии.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии " О душе", в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к " эпохе Нового времени" (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют " третьей силой", в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

  1. Основные направления в психологии.

Отрасли психологии формируются на основе:

1) предмета исследования;

2) связи с другими отраслями знания;

3) изучаемых общих или частных проблем;

4) используемых методов.

В XX веке, психологические знания накапливались во многих науках, изучающих человека. На основе связей психологии с другими науками появились такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная и педагогическая психология, математическая и медицинская психология.

В зависимости от общих или специфических задач научных исследований, выделяют: фундаментальную и прикладную психологию.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека и животных. К фундаментальной психологии относятся:

1. Общая психология - изучает общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, психические состояния и процессы регуляции деятельности взрослого человека.

2. Психология личности - изучает социально обусловленные качества человека, общие закономерности мотивации и самосознания.

3. Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) - изучает индивидуально-психологические особенности людей, их способности и личностные свойства, темперамент и характер.

4. Психофизиология - изучает физиологические основы психической деятельности.

5. Нейропсихология - изучает анатомо-физиологические основы высших психических функций.

6. Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности, возникающие в процессе межличностных отношений и взаимодействия с группой.

7. Психология развития (возрастная психология) - изучает психологические особенности и общие закономерности развития нормального здорового человека. В зависимости от возрастного периода выделяют: детскую и подростковую психологию, психологию юношеского возраста и взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

8. Психология аномального развития (специальная психология) - изучает психологические особенности, связанные с отклонениями от нормального развития. В неё входят:

- Олигофренопсихология - изучает психическое развитие детей, имеющих врожденный дефект мозга.

- Сурдопсихология - изучает психическое развитие глухих и слабослышащих детей.

- Тифлопсихология - изучает психическое развитие слабовидящих и незрячих детей.

- Патопсихология - изучает закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

9. Зоопсихология - изучает психику животных.

10. Сравнительная психология - занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К ней относятся:

1. Педагогическая психология - изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.

2. Медицинская психология - изучает психологические аспекты взаимодействия врача и больного. Исследует роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней. Разрабатывает систему мероприятий для предупреждения болезней и укрепления здоровья. Она подразделяется на нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику и психогигиену.

3. Юридическая психология - изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (исправительную) психологию.

4. Экономическая психология - изучает психологические проблемы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Она подразделяется на психологию торговли, психологию рекламы.

5. Психология труда - изучает психологические особенности людей в связи с их профессиональной деятельностью. Она включает в себя: инженерную психологию, психологию деятельности, транспортную, авиационную и космическую психологию.

6. Политическая психология - изучает массовые социально-психологические процессы, происходящие в обществе. Она включает в себя: психологию пропаганды и агитации.

7. Психология спорта - рассматривает психологические особенности спортсменов, в процессе тренировок и соревнований.

8. Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий и психологические проблемы уставных взаимоотношений.

9. Психология искусства - изучает психологические механизмы создания произведений искусства и процесс восприятия художественных произведений.

10. Психология религии - исследует психологические проблемы религиозного сознания, поведение верующих в целом и представителей различных сект.

11.Психология семьи - изучает психологические аспекты формирования семьи, анализирует межличностные взаимоотношения супругов, стили семейного воспитания, отношения детей и родителей.

12. Экологическая психология - занимается изучением взаимовлияния природы и человека.

  1. Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.

Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в 1879 г. В. Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.

Вундт полагал, что объективно исследовать сознание, можно, разбив его на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Для детального описания этих элементов, использовали метод интроспекции, самонаблюдения. По Вундту, «Психология - это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралистский подход.

К 20-м годам XX века, психология сознания практически перестала существовать, так как, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания.

Американский психолог У. Джеймс выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в возможности адаптации человека в окружающей среде. Он предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Согласно функционалистам - «Психология - это наука о функциях сознания».

Джеймс полагал, что содержание и состояния сознания непрерывно меняются. Процессы сознания могут быть:

- непроизвольными, происходят как бы сами собой;

- произвольными, организуются и направляются человеком.

Функционалисты использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени решения задач.

И.М. Сеченов (1829-1905) основоположник отечественной научной психологии, в книге «Рефлексы головного мозга» (1863) описал, что основные психологические процессы действуют по схеме рефлекса. Физиологическая трактовка – такова: от внешнего воздействия, через центральную нервную деятельность, к ответной деятельности – речи, движению, поступку. При этом не учитывалась психическая реальность, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

И.П. Павлов (1849-1936) создатель учения о высшей нервной деятельности. Его работы по условно-рефлекторным связям в деятельности организма, способствовали пониманию физиологических основ психической деятельности.

В.М. Бехтерев (1857-1927) основоположник рефлексологии.

В 1885г., в Казани, организовал первую экспериментальную лабораторию в России, с использованием объективных методов исследования.

В 1907 году основал в Санкт – Петербурге психоневрологический институт. Это было первое в мире исследовательское и высшее учебное заведение, по комплексному изучению человека.

В 1912 году, в Москве был открыт первый в России психологический институт. Его основатель Г.И. Челпанов (1862-1936).

В начале XX века, в Германии, Англии, Франции, России, Америке, проводилась много исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы науки. Понимание учеными несостоятельности старых взглядов и методов исследования, развитие новой биологии, обусловило возникновение кризиса в развитии науки. И как следствие, появились новые направления, концепции и взгляды на предмет психологической науки.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение), направление психологии, возникшее в Америке в 1913 г.

«Психология — это наука о поведении», провозгласил американский психолог Джон Уотсон. Он полагал - объективно можно изучать, только то, что можно наблюдать. Применяя объективные экспериментальные методы изучения поведения, психология получает право называться наукой. Основные идеи бихевиоризма:

1. Джон Уотсон полагал, что поведение человека – это совокупность врожденных или приобретенных двигательных реакций в ответ на воздействия внешней среды. Зная условия внешней среды - можно предсказать реакцию, или поведение человека.

2. Б. Скиннер считал, что человек является активным организатором своего поведения. Поведение каждого человека обусловлено ожидаемыми последствиями.

3. Альберт Бандура полагал, что социальная среда формирует действия человека. Человек учится, наблюдая за опытом других, и подражает поведению других людей.

Заслуги бихевиоризма: применение объективных методов регистрации внешне наблюдаемых реакций и действий человека, открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Недостаток бихевиоризма, в том, что не учитывалась психическая деятельность человека, процессы сознания и творчества, мотивы и стремления личности.

Гештальтпсихология возникла в Германии в 1912году.

Основатели гештальтпсихологии (от нем. gestalt- образ, структура), Т. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и К. Левин, выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Они полагали, что построение сложного психического образа происходит в акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Метод исследования гештальтов – это непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

Заслуги гештальтпсихологии: ввели понятие - психологический образ, применили системный подход к изучению психических явлений.

В начале XX века, в Европе возникло направление психоанализа, или фрейдизма. Австрийский врач Зигмунд Фрейд полагал, что поведение человека обусловлено бессознательной мотивацией, защитными механизмами психики и сексуальным влечением.

Психоаналитическое направление направлено на изучение неосознаваемых психических процессов. К неосознаваемым процессам относят:

- неосознаваемые механизмы сознательных действий - автоматические действия и навыки, явления неосознаваемой установки;

- неосознаваемые побудители сознательных действий - влечения, вытесненные желания, переживания.

Зигмунд Фрейд интенсивно исследовал импульсы бессознательной области психики, проявляемые через невротические симптомы и сновидения, оговорки, описки, забывание вещей.

Его последователи развивали свои теории бессознательного:

1. Индивидуальная психология А. Адлера.

Он полагал, что фактором развития личности является:

- чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект;

- стремление к превосходству;

- стремление к самосовершенствованию;

- индивидуальный стиль жизни;

- социальный интерес;

- творческое «Я».

2. Аналитическая психология К. Г. Юнга.

Психическое развитие личности определяют архетипы, т.е. коллективное бессознательное, вобравшее в себя общечеловеческий опыт.

3. Теория базальной тревоги К. Хорни.

Поведение человека обусловлено бессознательными побуждениями и стремлением к безопасности и самореализации.

4. «Я-система» и межличностные отношения Г. Салливена.

В раннем детстве человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал избирательным вниманием. Это образы себя - хорошее Я, плохое Я и не-Я и образы других.

5. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Современное общество формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Индивид стремится адаптироваться в социальной среде и достичь гармонии с социальной структурой.

Гуманистическая психология.

В 30-е годы XX века Г. Олпортом был использован термин «гуманистическая психология». Как особое направление, гуманистическая психология сформировалась в 60-е годы XX века. Представители этого направления, предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Основные теории гуманистической психологии:

1. Теория личностных черт Г. Олпорта.

Каждый человек представляет собой сложную, открытую для общества, систему. В этой системе выделяются различные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, мотивы нужды и высшие мотивы, уникальные и автономные инструментальные черты личности, образующие множественные Я-личности.

2. Гуманистическая психология А. Маслоу.

У каждого человека имеется своя структура потребностей, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями. Потребность в самоактуализации является высшей потребностью личности.

3. Феноменологическая психология К. Роджерса.

Человек – это активное существо, ориентированное на движение вперед к определенным целям. Сущность природы человека ориентирована на актуализацию, то есть максимально раскрывать себя, выявлять заложенные природой, лучшие качества своей личности.

4. Логотерапия В. Франкла.

Как отмечает В. Франкл, побудительными мотивами жизни каждого человека, является поиск смысла: смысла жизни, смысла любви, смысла страдания. Воля к поиску смысла заполняет экзистенциональный вакуум. Экзистенция индивида - это его собственное непосредственное переживаемое существование. При отсутствии интереса к жизни, человек скучает, предается пороку, переживает тяжелые неудачи.

Когнитивная психология возникла в 60-х г. ХХ века.

Представители этого направления, У. Найссер, А. Пайвио, Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон, считают, что знания (от лат. cognito - знание), определяют поведение субъекта. Исследуя соотношение вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, они полагают, что организация знания в памяти человека, аналогична процессам переработки информации в вычислительном устройстве.

Вклад отечественных ученых в развитие психологии XX века:

1. Л.С. Выготский (1896-1934), полагал, что высшие психические функции внутри индивидуума, развиваются в процессе общественных отношений организма со средой. Заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Признавал социальную природу человеческого мышления и деятельности.

2. А.Н. Леонтьев (1903-1979), создал новое направление в психологической науке, основанное на теории деятельности.

3. А.Р. Лурия (1902-1977), создал новое направление в психологии – нейропсихологию. Разработал теорию локализации высших психических функций и их нарушений.

4. П.Я. Гальперин (1902-1988), автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы, как ориентировочную деятельность индивида в проблемных ситуациях.

Таким образом, в настоящее время, в психологии развиваются следующие направления:

1. Психоанализ

2. Бихевиоризм

3. Гештальтпсихология

4. Когнитивная психология

5. Психология деятельности.

  1. Структура современной психологии.

В зависимости от общих или специфических задач научных исследований, выделяют: фундаментальную и прикладную психологию.

Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека и животных. К фундаментальной психологии относятся:

1. Общая психология - изучает общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, психические состояния и процессы регуляции деятельности взрослого человека.

2. Психология личности - изучает социально обусловленные качества человека, общие закономерности мотивации и самосознания.

3. Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) - изучает индивидуально-психологические особенности людей, их способности и личностные свойства, темперамент и характер.

4. Психофизиология - изучает физиологические основы психической деятельности.

5. Нейропсихология - изучает анатомо-физиологические основы высших психических функций.

6. Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности, возникающие в процессе межличностных отношений и взаимодействия с группой.

7. Психология развития (возрастная психология) - изучает психологические особенности и общие закономерности развития нормального здорового человека. В зависимости от возрастного периода выделяют: детскую и подростковую психологию, психологию юношеского возраста и взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

8. Психология аномального развития (специальная психология) - изучает психологические особенности, связанные с отклонениями от нормального развития. В неё входят:

- Олигофренопсихология - изучает психическое развитие детей, имеющих врожденный дефект мозга.

- Сурдопсихология - изучает психическое развитие глухих и слабослышащих детей.

- Тифлопсихология - изучает психическое развитие слабовидящих и незрячих детей.

- Патопсихология - изучает закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

9. Зоопсихология - изучает психику животных.

10. Сравнительная психология - занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К ней относятся:

1. Педагогическая психология - изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека.

2. Медицинская психология - изучает психологические аспекты взаимодействия врача и больного. Исследует роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней. Разрабатывает систему мероприятий для предупреждения болезней и укрепления здоровья. Она подразделяется на нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику и психогигиену.

3. Юридическая психология - изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (исправительную) психологию.

4. Экономическая психология - изучает психологические проблемы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Она подразделяется на психологию торговли, психологию рекламы.

5. Психология труда - изучает психологические особенности людей в связи с их профессиональной деятельностью. Она включает в себя: инженерную психологию, психологию деятельности, транспортную, авиационную и космическую психологию.

6. Политическая психология - изучает массовые социально-психологические процессы, происходящие в обществе. Она включает в себя: психологию пропаганды и агитации.

7. Психология спорта - рассматривает психологические особенности спортсменов, в процессе тренировок и соревнований.

8. Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий и психологические проблемы уставных взаимоотношений.

9. Психология искусства - изучает психологические механизмы создания произведений искусства и процесс восприятия художественных произведений.

10. Психология религии - исследует психологические проблемы религиозного сознания, поведение верующих в целом и представителей различных сект.

11.Психология семьи - изучает психологические аспекты формирования семьи, анализирует межличностные взаимоотношения супругов, стили семейного воспитания, отношения детей и родителей.

12. Экологическая психология - занимается изучением взаимовлияния природы и человека.

 

  1. Соотношение житейской и научной психологии.

Существует житейская и научная психология. Житейской психологией владеет каждый. Это знание полученные из обыденной жизни. Житейская психологи создана народом за долго до появления научной. Научная психология официально оформилась в 1879 году, когда немецкий психолог Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии способствовало развитие психологии и естественных наук. То есть она возникла на стыке двух областей знаний.

Отличия житейской психологии от научной:

· Житейская психология конкретна, т.е. приурочена к конкретным людям, ситуациям. Научная же психология стремится к обобщению. Для того, что бы сделать вывод, научная психология использует много методов.

· Житейские знания носят интуитивный характер, приобретаются путем проб и ошибок. Научные знания рациональны и осознанны. Они достигаются экспериментальным путем.

· Знания в житейской психологии передаются от поколения к поколению. В науке знания фиксируются в литературе и классифицируются

· В житейской психологии один источник знаний – наблюдения, а научной – множество, один из них – эксперимент.

· Научная психология располагает огромным количеством материала.

  1. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования.

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования.

Психический процесс – акт психической деятельности, имеющий объект отражения и регуляционную функцию. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Психическое отражение – процесс формирования образа условий, в которых осуществляется некоторая деятельность

 

 
 

 

 


Психическое состояние (англ. mental state) – " внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени".

Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На рисунке представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям.

 
 


Психические свойства – " индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром". Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный " каркас" современной психологической науки.

  1. Методы исследования в психологии.

Как и любая другая наука, психология имеет свои методы.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых получают необходимые сведения для построения научных теорий и вынесения практических рекомендаций.

В психологии традиционно выделяют основные методы – наблюдение и эксперимент, и вспомогательные – беседа, анкетирование, тесты, анализ продуктов деятельности, биографический метод, метод социометрии.

Наблюдение – самый древний метод познания.

Наблюдение – это научный метод исследования, научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Необходимое условие наблюдения – четкий план, фиксация результатов, обработка и интерпретация полученных результатов.

Виды наблюдения:

1. Прямое наблюдение – непосредственное наблюдение за поведением человека.

2. Опосредованное наблюдение – предполагает использование вспомогательных средств, таких как; вопросы, беседа, анкеты, изучение продуктов деятельности – рисунков, сочинений и т.д.

3. Самонаблюдение – предполагает наблюдение за собственными психологическими явлениями.

4. Включенное наблюдение – наблюдатель становится членом исследуемой группы.

5. Стороннее наблюдение – не предполагает личного участия наблюдателя.

6. Естественное наблюдение – наблюдение проводится в обычных для человека условиях.

7. Лабораторное наблюдение – специально организованная наблюдателем среда, в которой действует человек.

8. Однократное наблюдение – проводится по мере необходимости.

9. Периодическое наблюдение - проводится через определенные промежутки времени.

Эксперимент – выявление психологических фактов при активном вмешательстве исследователя в действия испытуемого.

Виды эксперимента:

1. По условиям проведения:

- лабораторный эксперимент, проводят в специальных условиях;

- естественный эксперимент, проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей.

2. По характеру действий исследователя:

- констатирующий эксперимент – выявление существенных психологических особенностей испытуемого;

- формирующий эксперимент – обучающие методы, целенаправленное, активное воздействие на испытуемого.

3. По степени разработанности проблемы:

- поисковый эксперимент – проводится для получения новых результатов в мало исследованной области;

- уточняющий эксперимент – проводится для определения границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона;

- критический эксперимент – проводится в целях опровержения существующей теории или закона;

- воспроизводящий эксперимент – проводится точное повторение экспериментов предшественников, для подтверждения достоверности, надежности, объективности полученных результатов;

- чистый эксперимент, т.е. безупречный, выполненный по всем канонам экспериментальной психологии.

Беседа как психологический метод предусматривает получение от исследуемого сведений о его деятельности.

Виды беседы: непринужденная беседа, интервью вопросники, психологические анкеты.

Анкетирование – средство для получения первичной социально – психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов и различные варианты ответов.

Тесты представляют собой систему специальных заданий позволяющих измерить уровень развития, состояние определенного психологического качества, свойства отдельного индивида.

Различаются тесты по:

1. Предмету тестирования; тесты интеллекта, тесты личностные, тесты межличностные.

2. Особенностям используемых задач; тесты практические, тесты образные, тесты словесные.

3. Характеру материала для тестируемых; тесты бланковые и тесты аппаратурные.

4. Объекту оценивания; тесты процессуальные, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

5. Форме проведения; индивидуальные и групповые тесты.

Анализ продуктов деятельности позволяет опосредованно изучать личность, её психологические особенности по практическим результатам. Исследователь анализирует архивные материалы, дневниковые записи, производственные документы, т.е. продукты трудовой или учебной деятельности. При этом не учитывается актуальное поведение и состояние испытуемого.

Биографический метод основан на анализе автобиографии, дневников, воспоминаний.

Социометрия – экспериментальный метод, социально – психологический тест обеспечивающий изучение отношений между людьми, применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

  1. Различные теоретические воззрения на природу психики.

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлении, изучаемых психологией. В советский период отечественными учеными определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое — материально, психическое — идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчеркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мерс развития психологии и накопления ею практического опыта привели к трудностям. Оказалось, что понимание психики вне обращения к ее духовной основе недостаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и ее природу.

В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

§ материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;

§ трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;

§ подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорга- низованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере се усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

§ о самопроизвольном зарождении жизни;

§ о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора. Механизм этого чудесного события, иронично замечает С. Гроф, находится б полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями;

§ о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;

§ рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи — мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процессы объясняются с точки зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше.

Десятилетиями, констатирует С. Гроф, материалистическая психология упражнялась в защите своих систем и убеждений, называя любое серьезное отклонение от них антинаучным, в результате чего материалистическая психология оказалась неспособной к пониманию души человека и объяснению целого ряда психических явлений.

В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен- буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Научным основанием трансперсонального понимания психики стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики. Эти принципы получили название ходографических, или холограммных, так как их природа лучше всего может быть продемонстрирована на примере голографии, математическая модель которой была разработана английским ученым Д. Гэбором в конце 40-х гг.

Голограмма — уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания целостности психики и ее связи со Вселенной. Особенность голографического изображения заключается в том, что в каждой его части воспроизводится весь образ: на сколько бы частей мы ни разделили голограмму, все равно на каждой из них будет изображен весь объект.

Нейрохирург К. Прибрам (р. 1919) выдвинул гипотезу, что голографический подход может быть чрезвычайно действенным в нейропсихологии и психологии. В книге «Языки мозга» и в серии статей он сформулировал основные принципы голографической модели мозга. На основе преобразований Фурье он показал, что любой самый сложный образ может быть разложен в ряд регулярных волн с определенной частотно-амплитудной структурой. Применение обратного преобразования переводит волновые структуры снова в изображение.

Мозг, действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения.

К. Прибрам, как и выдающийся физик Д. Бом, полагает, что не только мозг, но и вся Вселенная голографична. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения - холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным первоисточником. Поэтому психика человека связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

Трансперсональная психология, основываясь на холотропных принципах, исследовала измененные состояния сознания и пришла к выводу, что человеку и его психике присуща странная двойственность: психика может попеременно функционировать то в режиме хилотропного сознания (от греческого слова «хиле» — материя, т.е. сознания, непосредственно связанного с обработкой мозгом информации, поступающей из внешнего мира), то в режиме холотропного сознания, достигаемого в результате медитации, специального дыхания или употребления психоделиков.

Материалистическая психология ограничивается изучением только хилотропного состояния психики. В этом состоянии человек осознает себя как отдельный организм с четкими границами и ограниченным чувственным диапазоном восприятия, живущим в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. В холотропном состоянии человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и причинности. Исследование измененных состояний сознания привело психологов к выводу, что каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный доступ ко всем ее частям.

В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Концепция номогенеза на научном уровне впервые была сформулирована основоположником эмбриологии К.Э. фон Бэром в 1834 г. в докладе «Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии». На основе изучения громадного фактического материала, Бэр сформулировал эмпирическое обобщение, которое до сих пор никто не опроверг: в истории живой природы четко прослеживается эволюция от массивных, неповоротливых, богатых косным веществом, вообще более «материальных» форм живых организмов к более организованным и подвижным: «Всегда более подвижные животные исторически следовали за менее подвижными, а имеющие более высокие духовные задатки — за теми, у кого была более развита вегетативная жизнь».

Рассмотрев возможность происхождения человека от обезьяны «естественным путем», т.е. путем случайных изменений и действия естественного отбора, он отвергает это предположение в силу его научной несостоятельности.

К.Э. фон Бэр приходит к выводу: «Вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей».

Именно эту идею фон Бэр считал «основной идеей Творения» и всеобщим законом природы, проявляющимся во всяком развитии. К.Э. фон Бэр так комментирует этот закон: «Всюду естествознание, как только оно возвышается над рассмотрением деталей, приводит к этой основной идее. Как же можно думать (что часто в действительности и бывает), будто наука должна, напротив, вести к материализму? Конечно, материя является той почвой, на которой естествознание движется вперед, но пользуясь ею исключительно в качестве опоры».

Сущность материи определяет движение. В живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, которая истекает от Высшего разума. Эта энергия есть источник жизни и в природе; поскольку в ней присутствует движение, то в природе нет ничего мертвого, что подтверждает генетическая связь между органической и неорганической природой, раскрываемая современной наукой.

«То, что нам кажется мертвым, — утверждает крупнейший физик XX в., лауреат Нобелевской премии М. Борн, — мертвым, как камень, на самом деле находится в вечном движении». Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития эта энергия достигает значения свободного самосознающего духа.

В современной психологии все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается (В.Ф. Войно-Ясенецкий «Дух, душа и тело»), что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте (К.Г. Юнг «Психология бессознательного»), что духовная сфера человека открыта не только энергии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка (В.Д. Шадриков «Духовные способности»). Это позволяет высказать предположение о существовании психосферы как единства духовной сферы Земли и духовной сферы более высокого порядка.

Конечно, как отмечается в учебнике «Психология» под редакцией А.А. Крылова, названные проблемы очень сложны. Они прямо связаны с вечными проблемами бессмертия души и смысла жизни. Это главные проблемы теории психологии ближайшего будущего

  1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Филогенез (др.-греч. племя, род, вид; происхождение) – " происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история".

Эволюция психики животных и человека осуществлялась одновременно с развитием их нервной системы. Основные этапы эволюции психики, отражающие порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения, показаны на рис.1 и рис. 2.

Рис. 1. Порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения

 

Рис. 2. Этапы филогенеза психики

 

В эволюции психики важную роль играют условные рефлексы 2 рода (инструментальные, оперантные рефлексы), которые порождаются внутренними потребностями и формируют поведение, выгодное для организма; они являются переходным звеном между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Рассудочная деятельность – усовершенствованная форма инструментальных рефлексов, в ходе которой новые действия возникают не только путем многократных проб, но и спонтанно.

Реакции животных на воздействия окружения находятся в рамках первой сигнальной системы – ощущений и представлений, возникающих в ответ на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. В отличие от животных, которые и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, человек обладает сознанием и мышлением.

Сознание (англ. consciousness) – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение. Сознанию присущи следующие признаки: субъективность, понимание, чувствительность, способность переживать и ощущать, бодрствование, осознание индивидуальности, и контроль над разумом.

Физиологической основой сознания является деятельность коры больших полушарий головного мозга, его моторных и сенсорных зон, и отдельных центров.

На основе сознания развивается самосознание, которое является основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.

Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при созданий концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.

Онтогенез (греч. сущее, существо; происхождение, развитие) – происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма.

В более общем плане, онтогенез определяется как история структурных изменений в системе (клетка, организм, общество организмов) без потери системной организации.

На рис. 3 показаны основные этапы развития психики человека в процессе онтогенеза.

  1. Мозг и психика. Основные функции психики.

Психика (от др.-греч душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Основные функции психики:

· отражение окружающего мира;

· обеспечение целостности организма;

· регуляция поведения.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).

Нейрон ( от др.-греч. волокно ) – электрически возбудимая ячейка, обрабатывающая и передающая информацию посредством электрических и химических сигналов.

Каждый нейрон состоит из тела клетки (или сомы), которое содержит ядро клетки. Из клеточного тела нейрона вырастают дендриты (короткие ответвления, воспринимающие нервные импульсы, идущие к нейрону) и аксон (длинный тонкий трубчатый отросток, передающий нервные импульсы от нейрона).

Нейроны образуют химические или функциональные связи с другими нейронами, составляя нейронную сеть (англ. biological neural network); точки сопряжения (контакта) нейронов сети называются синапсами.

Раздражение возбуждающих синапсов вызывает нервный импульс, идущий вдоль аксона. Сигналы распространяются от одного нейрона к другому с помощью сложной электрохимической реакции. Передача сигналов от органов чувств к головному и спинному мозгу осуществляется сенсорными нейронами, а от головного и спинного мозга к мышцам и железам – моторными нейронами.

Нерв – покрытый оболочкой пучок аксонов в периферической нервной системе, который является путем для электрохимических нервных импульсов, передающихся по каждому из аксонов к периферическим органам.

Нервная система человека и млекопитающих состоит из центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения).

Периферическая нервная система состоит из соматической нервной системы, которая передает сообщения к органам чувств, мышцам, кожному покрову и от них, и вегетативной (автономной) нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов.

Головной мозг – центр нервной системы, физиологические функции которого заключаются в централизованном управлении всеми остальными органами тела. Головной мозг состоит из центрального ствола, лимбической системы и большого мозга.

К центральному стволу относятся:

· продолговатый мозг, в функции которого входят защитные рефлексы (кашель, чихание, глотание, рвота), жизненно-важные рефлексы (дыхание), регулирование сосудистого тонуса;

· мозжечок, функции которого – координаци






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.