Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность причастия






Чтобы причастие приносило нам пользу, мы долж­ны глубже заглянуть в его суть. Нам нужно рассмот­реть как его содержание, так и то, что оно выражает. Это таинство имеет множество сторон и граней, а за сотни лет получило множество названий. Его назы­вают хлебопреломлением, причастием или святым причастием, трапезой воспоминания, вечерей Гос­подней, евхаристией и т.д. Евхаристия – это древ­негреческое слово, означающее «благодарение», которое с самого начала использовалось для святого причастия. Оно имеет общий корень со словами, ко­торые использовал Иисус, когда взял хлеб, поблаго­дарил Бога, преломил его и раздал ученикам.

В Новом Завете есть места, которые содержат пря­мые или косвенные ссылки на причастие, начиная от брака в Кане (см. Иоан. 2: 1-11), чуда с хлебами (см. Мат. 14: 13-21; Иоан. 6: 1-15) и хлеба с небес (см. Иоан. 6: 32-35) до брачной вечери с Агнцем на небесах (см. Отк. 19: 6-9).

Исторически на причастие имеются следующие ссылки: таинство, орудие благодати, трапеза завета, провозглашение, присутствие Господне, жертвенная трапеза, трапеза общения и символ единства. При­частие, если правильно его толковать, включает в себя все эти аспекты. Поскольку непросвещенного человека это может привести в замешательство, не­которые из них следует рассмотреть поближе.

Нам нужно понимать, что причастие и впрямь за­нимало центральное место в жизни первой Церкви.

Принимая во внимание этот факт, становится ясно, что учению о причастии посвящалось много време­ни. В ранние дни Церкви причастие совершалось в рамках воскресного утреннего служения. В день Гос­подень, т.е. в первый день недели (см. Иоан. 20: 1; Отк. 1: 10), в который Иисус воскрес из мертвых, ве­рующие стали собираться вместе, чтобы поклонять­ся Воскресшему. Часто эти собрания по причине го­нений проходили тайно.

Иустин Мученик, умерший в 165 году н.э., за­ступаясь за христиан того времени, описывает их реальные действия во время причастия. Он пишет римскому императору Антонину Пию (138-161 годы н.э.) относительно неведения и враждебности ок­ружающего языческого мира: «В день, называемый воскресеньем, все живущие в городах и селах собира­ются в одном месте, где, насколько позволяет время, читаются воспоминания апостолов и писания проро­ков; затем, когда чтение прекращается, председатель дает словесные наставления и призывает подражать хорошему примеру. Затем мы все встаем и молим­ся. По окончании молитвы, как уже было сказано, приносят хлеб, чашу и воду. Председатель таким же образом, свободно, возносит молитвы и благодаре­ния, а присутствующие выражают согласие, говоря «аминь». Затем каждый получает то, за что возносились благодарения, и причащается, а тем, кто отсут­ствует, дьяконы посылают порцию на дом» («Первая апология Иустина Мученика», глава 67).

Мы видим, что с начала второго столетия в служе­ние были включены все существенные элементы, и хлебопреломление вместе с проповедью Слова было само собой разумеющейся его частью. Фактически это одно из первых описаний того, как в ранней Цер­кви проводилось служение.

 

ЖИВОЕ ПРИСУТСТВИЕ

 

Суть причастия можно объяснить с помощью теоло­гического термина «живое присутствие». Этот термин, по сути, означает, что люди верили в «живое присутствие» Иисуса во время причастия. В первой Церкви это не вызывало ни споров, ни сомнений. Давайте рассмотрим другой пример из книги Иусти-на Мученика: «И эту пищу мы называем евхаристи­ей [благодарением]. Ее разрешается вкушать только тем, кто верит в то, чему мы учим, кто омыт водой для прощения грехов и рождения свыше, и кто жи­вет так, как повелел Христос. Потому что мы вку­шаем не обычный хлеб и пьем не обычное вино; ибо мы научены так же, как и Иисус Христос, наш Спаситель [...], что пища, которая благословлена Его молитвой [...], есть плоть и кровь Иисуса, Который стал плотью» («Первая апология Иустина Мучени­ка», глава 66).

Идея того, что Иисус на самом деле не присут­ствует в хлебе и вине, возникла намного позже, час­тично благодаря некоторым течениям Реформации в шестнадцатом веке, а также во времена Просвеще­ния в восемнадцатом веке. Рационализм эпохи Просвещения мешал воспринимать что-либо сверхъесте­ственное. До этого времени, на протяжении всей ис­тории христианства и во всей единой христианской церкви само собой разумелось, что Иисус действи­тельно присутствовал в хлебе и вине. Не может быть никаких сомнений в том, что самые ранние тексты, написанные после Нового Завета, объясняют новоза­ветные писания именно таким образом.

В эпоху Просвещения, начиная с восемнадцатого века, делается такое сильное ударение на роль разу­ма, что человеку хочется «освободиться» от церкви, Библии, Евангелия и в конечном итоге от Самого Бога. Свобода разума поддерживается во всем, на­чиная от теологических доктрин до научных откры­тий. В конечном итоге люди отворачиваются от всех форм сверхъестественного откровения.

После Реформации и Просвещения интеллекту­альное христианство начинает все больше заявлять о себе. Подозрительность растет во всех своих вне­шних проявлениях. Богослужения превращаются в интеллектуальные беседы и теоретические толкова­ния Библии, которые часто занимают место прос­той сердечной веры. Это влияет как на отношение к покаянию от всего сердца, так и на восприятие сверхъестественного. Ослабевает сила ходатайства, а на божественное вмешательство в мире, где счи­тается, что разумом можно постичь все, смотрят все более скептически. Все должно быть рациональ­но объяснимо. К возложению рук, использованию молитвенных платков и тому подобному относятся скорее как к пустым ритуалам. Рационализм не же­лает признавать сверхъестественного, происходит ли оно в сердце человека, меняя и освещая его, или во внешних проявлениях, в виде чудес и божествен­ного вмешательства. Рационалистическому отрица­нию тяжело принять тот факт, что возложение рук и молитвенные платки могут передавать помазание Святого Духа больным, что возложение рук на слу­жителя может передавать благодать и помазание или что в причастии может присутствовать Иисус.

Зачастую фактически отрицается весь духовный мир, включая вмешательство ангелов и демонов. Христианская вера становится все более мирской и пустой. Откровение и божественное присутствие заменены философией и моралью. Жизнь все более вращается вокруг понятий «здесь» и «сейчас», не­жели воспринимается как подготовка к вечности. Первая Церковь с ее пониманием духовной жизни, вечности, божественного вмешательства и живого присутствия Иисуса в причастном хлебе и вине ос­тается далеко в прошлом.

 

ВОПЛОЩЕНИЕ

 

Каким образом Иисус присутствует в причастии и что на самом деле подразумевается под понятием «живое присутствие»? Прежде чем ближе рассмот­реть этот момент, нам нужно обратить внимание на слово «воплощение». Под воплощением подразуме­вается то, что Бог стал человеком в Иисусе Христе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.