Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и принципы менеджмента






 

Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. Первоначально пять универсальных функций менеджмента были сформулированы в 1916 г. французским инженером Анри Файолем (1841-1925). Американские историки менеджмента называют его наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой половине XX в. К функциям менеджмента он относил: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. С течением времени первоначальный перечень функций расширился до восьми и включает в себя:

1. Планирование, которое является первоосновой менеджмента и заключается в определении целей и направлений деятельности созданного предприятия.

2. Принятие управленческого решения - основная проблема менеджмента бизнесом, ибо от правильности принятого решения зависит эффективное функционирование организации, само ее существование.

3. Организационно-управленческое построение компании, которое предполагает структурирование органов и, как следствие, цепи распоряжений, рациональное разделение труда, распределение ответственности и в целом более эффективное использование человеческих ресурсов.

4. Укомплектование штата. Менеджмент бизнесом инвестирует рост и развитие преданного, хорошо обученного коллектива. Фирмы хороши настолько, насколько хороши в них люди.

5. Обмен информацией (коммуникации). В управлении необходимо сохранять каналы общения открытыми. Компании с наилучшим моральным климатом, как правило, те, которые информируют своих сотрудников о целях и намерениях и прислушиваются к их мнениям.

6. Стимулирование. Заключается в том, что сотрудники должны вознаграждаться за поиск наиболее эффективных способов работы.

7. Руководство. Менеджеры становятся признанными лидерами, когда приспосабливают свой стиль руководства к требованиям ситуации. В литературе указывалось, что современный менеджер-организатор выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо. Ведущие специалисты в области менеджмента подчеркивают тот факт, что современный менеджер - это личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе жизнедеятельности. Чтобы исполнять сегодня главные менеджерские качества, менеджеру прежде всего нужно быть человеком*(391).

8. Контроль позволяет сравнивать желаемые результаты с достигнутыми и предпринимать необходимые корректирующие действия. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

В последние годы в практику передовых фирм все чаще внедряются методы контроллинга, которые дополняют традиционный, хорошо известный контроль.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости компании: в краткосрочном плане - нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.

Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю*(392).

Анри Файоль также сформулировал основные принципы менеджмента. Он, в частности, утверждал, что " число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправление, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением" *(393).

В числе принципов управления, которые чаще всего применялись Анри Файолем в повседневной практической деятельности и для планирования стратегического и тактического развития компании, раскрывающих секреты " белых воротничков", он называл:

1) разделение работы, поскольку специализация труда необходима для организационного успеха;

2) власть - право приказывать должно сопровождаться ответственностью;

3) дисциплина, поскольку послушание и уважение позволяют работать спокойно;

4) единство распорядительства (командования) - работник должен получать приказ только от одного начальника;

5) единство направления - усилия каждого должны быть скоординированы и направлены в одну сторону;

6) подчинение индивидуальных интересов общим - " перетягивание каната" между личными и общими интересами во благо организации - одна из самых серьезных проблем управления;

7) вознаграждение - оплата работников должна соответствовать их трудовому вкладу;

8) централизация - важно найти оптимальное равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) иерархия - подчиненные обязаны соблюдать цепь коммуникации до тех пор, пока не поступит указание на обмен информацией с кем-либо другим;

10) порядок - материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах;

11) справедливость - являясь результатом доброты и законности, она приводит к преданной и лояльной службе;

12) стабильность персонала и срок пребывания в должности (постоянство состава персонала) - людям необходимо предоставить время, чтобы как следует узнать свою работу;

13) инициатива - одно из самых больших удовольствий - самостоятельное составление и выполнение планов;

14) единение персонала (" кастовый дух") - совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха.

Как подчеркивает Б. Гейтс, " сильные коллективы потому и сильные, что над идеей каждого там думают все" *(394).

Каждый из этих принципов заслуживает самостоятельного раскрытия и анализа, в том числе с позиций его правового обеспечения.

Здесь же следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является альфой и омегой бизнес-науки и по сей день.

 

§ 3. Правовое обеспечение менеджмента.
Бизнес-план и его юридическое значение

 

В литературе отмечается, что менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный*(395). К сожалению, здесь отсутствует указание на правовой аспект менеджмента, на роль права в менеджменте как науке и практике управления бизнесом, обеспечивающего его устойчивость и высокую эффективность. Хотя, надо отдать должное, в названной работе Э.А. Уткина, во втором ее разделе " Управление предприятием", есть § 2, посвященный " Юридическим основам российского бизнеса". И это уже отрадно. Ибо до последнего времени не многие экономисты и управленцы надлежащим образом оценивали роль права в регулировании экономических, в том числе организационно-управленческих отношений, а между тем, как показывает в том числе и опыт стран с развитой рыночной экономикой, роль права в этих сферах весьма значительна и ее трудно переоценить.

Поэтому представляется актуальной постановка и разработка проблемы правового обеспечения менеджмента. Будучи особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента, последний, являясь во многом живой творческой материей (сфера деятельности, область знаний, круг людей), в своих фундаментальных основополагающих началах требует использования (применения) правового инструментирования - определения правового статуса организации; ее организационно-управленческой структуры; функций структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; правового статуса менеджера и т.д.

Упорядочение внутри предприятия, фирмы, корпорации протекающих в них процессов, организация этих процессов в определенную, эффективно функционирующую систему с четко отлаженной внутренней субординацией - важнейшее слагаемое успешной деятельности*(396). Юридический аспект менеджмента заключается здесь в закреплении организационно-управленческой структуры предприятия, фирмы локальными нормативными актами.

Учитывая корпоративную природу менеджмента, нельзя забывать об эффективности локальных нормативных актов - актов, издаваемых на уровне предприятия, фирмы, корпорации. Этими актами устанавливается правовой статус структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; определяются должностные обязанности работников структурных подразделений и т.д.*(397)

Соотношение менеджмента и права - такое же, как соотношение любой другой деятельности и права, и может быть выражено так: главное - требование законности. Менеджмент как разновидность человеческой деятельности должен осуществляться в соответствии с законом и не противоречить ему. Менеджер в своей практической деятельности, в какой бы форме она в данный момент ни осуществлялась, подчиняется законам государства, на территории которого он выполняет свои функции, и несет ответственность по этим законам наравне с другими гражданами. Кроме того, он пользуется защитой со стороны закона и юридическими гарантиями как в области своей профессиональной деятельности, так и в области общегражданских прав. Эти положения отражены в законах, определяющих организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, правовой статус органов управления, в Трудовом кодексе РФ, других нормативных правовых актах. Положения всех этих актов призваны стимулировать дух предпринимательства, стремление к самостоятельности и новаторству, что, несомненно, составляет ядро современной идеологии менеджеризма.

Систему влияния права на отдельные сферы менеджмента можно проследить по следующей схеме, предложенной специалистами, исследующими практические аспекты названной проблемы*(398).

По каждому из выделенных направлений влияния права на сферы менеджмента возможно и необходимо отдельное исследование конкретных вопросов правового обеспечения. Остановимся, и то лишь вкратце, на бизнес-плане.

Под бизнес-планом понимается самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыт продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.

Признано, что цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать предпринимателю, руководству предприятия наиболее полную картину существующего положения предприятия и возможностей его развития. Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие к руководству компании. Качество бизнес-плана должно убеждать инвесторов в том, что они имеют дело с высококвалифицированными профессионалами, которым можно доверять.

Как правило, бизнес-план фирмы разрабатывается на 3-5 лет по следующим направлениям (разделам):

анализ рынка и маркетинговая стратегия;

продуктовая стратегия;

производственная стратегия;

развитие системы управления фирмой и собственности;

финансовая (экономическая) стратегия.

После тщательной проработки всех разделов плана составляется краткий реферат (резюме), которым предваряется бизнес-план. Назначение реферата - дать концентрированное изложение цели развития фирмы для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием фирмы.

Хотя законодательство о предпринимательской деятельности не предусматривает непосредственно обязанности предприятия (предпринимателя) разрабатывать бизнес-план, опыт свидетельствует о том, что использование бизнес-планов является необходимым элементом самого содержания предпринимательства.

Бизнес-план необходим:

самому предпринимателю - при оценке возможности и эффективности создания собственного дела, с тем чтобы более четко его организовать, оценить возможные результаты с затратами, предупредить риск;

контрагентам предпринимателя - при оценке целесообразности вклада и ином инвестировании средств капитала в уже созданные коммерческие структуры; при заключении серьезных контрактов с предпринимателями;

банкам и иным кредитным учреждениям - при оценке возможности и целесообразности выдачи кредитов:

страховым организациям - при оценке целесообразности страхования различного рода рисков;

организациям-эмитентам - при составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и др.

Составление бизнес-плана позволяет профессионально обосновать предложения по приватизации государственного и муниципального имущества.

Бизнес-план является юридическим документом, порождающим соответствующие права и обязанности для работников предприятия (предпринимателя). Он может:

предопределять компетенцию органов управления, менеджеров, иных работников;

служить основой при решении вопросов инвестирования средств;

учитываться при заключении договоров с контрагентами и т.д.

Показатели бизнес-плана могут иметь определяющее правовое значение при заключении контрактов с управляющим и менеджерами. Неспособность реализовать бизнес-план может рассматриваться как основание для расторжения контракта собственника с предпринимателем по контракту, а предпринимателя - с менеджерами.

Для придания процессу разработки, утверждения и исполнения бизнес-плана надлежащего уровня на предприятии в локальных актах устанавливается порядок разработки и утверждения бизнес-плана, предусматривающий конкретных лиц, ответственных за разработку его соответствующих разделов, формы и методы их участия в работе; сроки разработки; обсуждение бизнес-плана и его утверждение предпринимателем (управляющим), а в необходимых случаях - согласования с собственником.

Особое внимание должно уделяться обеспечению конфиденциальности и сохранению коммерческой тайны, с тем чтобы сведения о бизнес-плане не попали к конкурентам.

Показатели утвержденного бизнес-плана расписываются по подразделениям-исполнителям и служат основой формирования их планов производственно-хозяйственной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.