Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13: Католицизм






 

Основы догматики Католической церкви

Одним из крупных направлений христианства является католичество. Само слово католичество происходит от греческого прилагательного katholiros, что означает всеобщий. В XXI веке католичество распространено в ряде западноевропейских государств (Испания, Португалия, Ирландия, Италия, Польша...), в странах Латинской Америки, а также в США. Католическая церковь представлена монашескими орденами, среди которых наиболее известны ордена францисканцев, доминиканцев, бенедиктинцев, иезуитов, салезианцев, капуцинов, христианских братьев.

Католическая церковь сложилась вследствие раскола христианской Церкви в 1054 году. Разумеется, эта дата условна, поскольку противоречия между западной и восточной христианскими Церквами назревали уже несколько столетий и проявлялись в обрядах и толкованиях отдельных сторон христианского богословия и богослужения. В принципе некоторое время сохранялись основания для примирения между западной и восточной христианскими Церквами, однако после взятия крестоносцами по благословению папы римского в 1204 году Константинополя раскол стал очевидным фактом.

Не следует забывать и о крестовых походах, организованных католической церковью, против народов Восточной Европы, в частности, против Киевской Руси, которая с 1240 года была в разорённом состоянии зависимой от государства монголо-татар. Если монголо-татарские ханы за счёт своей власти усиливали своё материальное и политическое положение, то специфика католической агрессии заключалась, прежде всего, в том, что её целью было насаждение католицизма в Киевской Руси. Причём действовали рыцарские ордена не менее жестоко, чем монголо-татарские завоеватели. Несмотря на упадок и гибель многих городов с многотысячным населением, русским князьям удалось организовать оборону от католической экспансии и разбить рыцарские ордена. Наиболее крупные победы над католиками были одержаны русскими князьями на берегах Чудского озера в 1242 году и под Раковором в 1268 году.[37]

Большинство догматов Католической церкви было выработано уже в период Нового времени. Среди основных догматов Католической церкви выделим следующие:

1. Филиокве (Filioque). Этот догмат был сформулирован на Толедском соборе в 589 г. и утверждает, что Святой Дух исходит и от Отца и от Сына в равной мере. За основу этого догмата были взяты идеи Августина Блаженного, который в целях противостояния ересям Ария и впоследствии Нестория предложил идею, согласно которой Святой Дух исходит также и от Бога-Сына. На тот период времени данное мнение не было возведено в ранг догмата и использовалось на богословских диспутах, чтобы эффективней противостоять несторианству. Впоследствии Западная Церковь придала этой идее силу догмата. Восточная Церковь не приняла этот догмат. Однако в середине XI в. в Западной Европе во время богослужения в тексте Символа Веры стали употреблять формулу «и от Сына», что послужило серьёзным поводом для раскола церкви (в 1054 г.) на Западную и Восточную. В принципе в Библии неоднократно пишется о том, что Святой Дух исходит от Отца (Евангелие от Иоанна 15: 26), однако католической церкви необходимо было обосновать власть папы, который претендует на абсолютное могущество. Католики, видя в папе Римском наместника Христа, стремятся обосновать его непогрешимость и абсолютную правильность его указов (булл).

2. Догмат о чистилище принят на Флорентийском соборе в 1439 году, а подтверждён на Тридентском соборе в 1562 году. Согласно вероучению Католической церкви, в чистилище пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Огонь чистилища рассматривается как средство очищения человека от груза нераскаянных грехов. Время пребывания в чистилище могут сократить добрые дела родственников усопшего. В данном случае католическое руководство под добрыми делами обычно понимало финансовые пожертвования в пользу Католической церкви.

3. Догмат о сокровищнице заслуг, или сверхдолжных заслугах (в литературе часто пишут о запасе добрых дел). Согласно этому догмату, утверждается, что, если на умершем нет принципиально тяжких (смертных) грехов, но вместе с тем у него на протяжении всей его земной жизни нет и должных добрых дел и заслуг перед церковью, то душа покойного в течение долгого времени держится в чистилище, а, стало быть, не имеет права на нахождение в раю. В этом случае родственники усопшего могут обратиться за помощью к церкви, которая предоставит право «сверхдолжных заслуг» на основе так называемого запаса святости своих канонизированных лиц. За такое право родственники платят деньги и получают индульгенцию. Согласно католическим установкам, ключом к «сокровищнице добрых дел» владеет только папа римский. Индульгенция (в переводе с латинского милость) — это папская грамота, свидетельствующая о полном или частичном освобождении от послесмертных наказаний за грехи. Наказания за смертные грехи не могли быть отпущены индульгенцией, за остальные же грехи снимались по определённым ценам (на этот случай руководство Церкви разработало специальные таблицы, где напротив определённого греха стояла конкретная стоимость отпущения наказания за него). Формально покупка индульгенции не освобождала от вины за грех, который снимался только в покаянии, однако индульгенция давала надежду на то, что ответственность за совершённый грех будет снята или минимизирована. Впоследствии практика продажи индульгенций стала массовой и приобрела коммерческий характер. Были случаи продажи индульгенций за те грехи, которые в будущем могли быть совершены. В 1567 году папа Пий V запретил любые предоставления индульгенций.

4. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Он был провозглашён папой Пием IX в 1854. Согласно этому догмату на Богородице не было первородного греха. В 1950 году папа Пий XII утвердил догмато телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Дева Мария после окончания её земного пути была взята на небо «с душой и телом для Славы Небесной». Следуя этому догмату, в католицизме в 1954 году был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве небес». Православная Церковь не признаёт такого догмата, указывая на то, что если бы человеческая природа Богородицы не была бы испорчена первородным грехом, то не было бы смысла в рождении Бога в человеческой природе. Здесь важную роль играет понятие первородного греха, который в человеке есть по факту его человечности, и личного греха, совершаемого уже в конкретной жизни. Первородный грех проявляет себя в каждом человеке, что в конечном итоге подчёркивается его смертностью; личный же грех проявляет себя, если совершён непосредственно самим человеком.

5. Догмат о непогрешимости (безошибочности) папы установлен в 1870 г. Папа Римский (Понтифик) является главой Католической церкви. В Ш в. папами называли всех епископов. В 343 г. римская община христиан выбрала главу, который впоследствии стал в Католической церкви единственным папой. В 1059 г. папа Николай II постановил выборность папы советом кардиналов. Кардиналы назначаются папой, являются опорой папы, представляют его власть. Согласно догмату о непогрешимости Понтифика, Папа Римский, как глава Католической церкви, провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который по христианскому преданию был первым римским епископом. В рамках этой установки утверждает абсолютный необсуждаемый характер папских булл. В догмате подчёркивается то, что как человек папа может в силу человеческих слабостей совершать грехи и, стало быть, нуждается в покаянии и исповеди, однако его решения принимаются при участии Духа Святого, а потому считаются правильными. Официальный полный титул папы звучит так: «Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих».Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 2005 года Католическая церковь возглавляется 265-м папой Бенедиктом XVI.

Установка, согласно которой папа является преемником апостола Петра, обусловила и другую установку, постулирующую то, что Церковь создана на Петре и без Петра нет Церкви. Такая установка вызывает серьёзные споры в христианском мире в целом, поскольку Церковь на земле утверждали двенадцать апостолов – учеников Иисуса Христа, – а Павел был одним из двенадцати. Разумеется, без Петра нет Церкви, однако Церкви также нет и без остальных апостолов. Христиане часто стремятся подчеркнуть то, что в других регионах мира были свои апостолы, отправленные Иисусом Христом для проповеди веры христовой, каждый из которых участвовал в основании Церкви на земле. Католическая же церковь, выстраивая идею абсолютной власти папы Римского, стремится подчинить себе остальные регионы мира как в духовном, так и в политическом смыслах. Отсюда не случайно многие христиане-некатолики широкую распространённость католицизма объясняют военно-политическим господством стран Западной Европы.

Претензии Понтифика на абсолютную власть часто выливаются в стремление к цезарепапизму — явлению, при котором в руках одного человека объединены светская и религиозная власть. На протяжении многих веков между папой и королями проходили серьёзные конфликты, периодически приводившие к тяжёлым кровопролитным войнам. Соперничество между папской (церковной) и королевской (светской) властями оказало огромное влияние на развитие правовой культуры средневекового общества. Ещё в работе Августина Блаженного (354-430 гг.) «О граде Божьем» был поставлен вопрос о соотношении этих двух видов властей, причём Августин пишет, что светская власть подвержена страстям и должна быть в подчинении церковной. Вскоре в V веке была разработана теория «двух мечей», суть которой состояла в том, что церковная власть владеет, образно сказать, двумя мечами – духовным и светским. Иначе говоря, на основе толкования некоторых текстов Библии, при этом часто придавая им политическую окраску, авторитетные лица западной христианской церкви, впоследствии католической, обосновывали приоритет папской власти над королевской. На основе теории «двух мечей» власть Католической церкви документально объявляла о праве папы Римского называться вселенским, санкционировать Соборы, низлагать и назначать епископов, низлагать императоров, освобождать подданных от налогов императору, впавшему в грех. Отдельно в теории «двух мечей» оговаривалось то, что папа неподсуден и ему необязательно согласовывать свои решения с иными инстанциями. Такие установки основывались на догмате о непогрешимости папы Римского. Высокая степень включённости папы в политическую жизнь западноевропейских стран приводила не только к воздействию церкви на светских правителей, но и к влиянию высших государственных чиновников на жизнь Католической церкви, в частности, на результаты избрания папы. В современном мире Католическая церковь по-прежнему активно вмешивается в государственную жизнь, в том числе в предвыборную политическую борьбу партий, особенно это заметно в Испании и в Польше.

Также для католических священников характерен целибат, утвердившийся в XII в. Целибат — это обет безбрачия. В его основе лежало такое печально обстоятельство, что многие священнослужители стремились сделать свой сан наследственным, поскольку обычно католические священники были людьми весьма состоятельными. В результате в среду духовенства люди стали приходить из коммерческих побуждений. Чтобы остановить это явление, ставшее чрезвычайно распространённым, папа ввёл целибат. Предполагалось, что безбрачие духовных лиц предрасположит их к полноте своего служения Богу. Однако в практической жизни этот обет часто нарушался, поскольку многие католические священнослужители держали у себя дома наложниц (сожительниц). Поскольку папа не мог контролировать эту сторону жизни своих подчинённых, то ввёл налог на любовниц. Даже целомудренным священникам приходилось его платить, поскольку они не могли доказать своей честности. Тогда и сложилась поговорка «любишь, не любишь, а денежки плати». В XXI веке католическая церковь оказалась перед фактом того, что многие духовные лица были уличены в разврате, причём уголовно наказуемом. Неудивительно, что в католической Церкви часто поднимается вопрос об отказе от этого обета в отношении ряда духовных лиц. Однако отказ от целибата приведёт к необходимости в существенной реорганизации орденов, которые являются монашескими.

 

 

Католические храмы

Католическая церковь оказала существенное влияние на искусство тех стран, где сильны её позиции. Особенно это заметно в области архитектуры и скульптуры. В католических храмах нет иконостаса, и всё внимание человека как бы сфокусировано на алтаре.

Католические храмы обычно построены в романском и готическом стилях. Романский стиль доминировал в X-XII веках. Для этого стиля характерна гармония с окружающей местностью. Стены храмов романского стиля особенно массивны и толсты, что придаёт им монументальный вид. В основе плана романского храма лежит базилика. Базилика (от греческого β α σ ι λ ι κ ή — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов (неф от лат – корабль – это вытянутое помещение, включённое в интерьер, отделённое обычно столбами от остального помещения). Центральный неф в храме обычно самый большой. Также для романского стиля характерно использование сводов.

Прочность стен храмов романского стиля позволяло их использовать и как замки в случае военных действий, но самое главное – эта прочность обусловила сохранность многих храмов этого стиля до наших дней.

С XIII века романский стиль вытесняется готическим, который веком раньше сложился во Франции. Само понятие готика происходит от итальянского слова goticoнепривычный, варварский, а оно, в свою очередь, от латинского gotenварвар. Готический стиль сформировался в эпоху Ренессанса, когда стили эпохи Средних веков стали называть варварскими. Формирование готического стиля во многом было связано с развитием ремесленных, строительных технологий, появлением новых технических возможностей. Само же понятие готический стиль, в искусствоведческом понимании, ввёл Джорджо Вазари – итальянский писатель, архитектор и живописец. Он употребил этот термин для того, чтобы противопоставить стили эпохи Ренессанса стилям Средних веков. В храмах готического стиля своды опираются не на стены, а на колонны. Это существенно облегчало конструкцию и увеличивало его внутреннее пространство. В готическом храме стены превратились в легкую «оболочку», своеобразный каркас, а их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, была вытеснена скульптурами и витражами. Витраж (от лат. vitrumстекло) – это произведение декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, как правило, оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Готический стиль в архитектуре католических храмов неоднороден, поскольку в Испании, Португалии, Англии, и других странах существовали свои особенности, вносившие в общий стиль своё национальное разнообразие. Визуально храмы, выполненные в готическом стиле, в разных странах могут очень отличаться. Например, в Португалии храмы готического стиля более обширные в пространственном отношении, но относительно приземистые, в то время как во Франции они обычно вытянуты вверх. Кроме того, в Испании и Португалии, где более жарко, делались узкие окна, во многом для того, чтобы избежать лучей палящего солнца.

Готический стиль проявлялся в самых разных областях искусства – не только в архитектуре, но в других областях культуры, например, в скульптуре, оружейном деле... Примечательно, если средневековые воинские доспехи в XXI веке стали поражающей своей странностью и необычностью экзотикой, хранящейся в музеях, то католические храмы в готическом стиле по-прежнему функционируют как здания для богослужения. Скульптуры же обычно составляют часть храмового ансамбля, так что многие из них также сохранились до наших дней.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Сущность и задачи богословия. Попытка определения в диспуте современности. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

2. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Сущность и задачи богословия. Попытка определения в диспуте современности. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

3. Франческо Марджотта Брольо. Религия и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право / Франческо Марджотта Брольо, Чезаре Мирабели, Франческо Онида. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008.

4. Анджело Скола. Богословская антропология / Анджело Скола, Джильфредо Маренго, Хавьер Прадес Лопес – М.: Христианская Россия, 2005.

5. Католическая энциклопедия. Издание францисканцев. – М., 2005.

6. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Дж. Омэнн. – Издание Святого Креста. Рим-Люблин 1994.

7. Катехизис Католической церкви – Режим доступа: https://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/content.htm

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Каким образом падение Римской империи могло повлиять на развитие христианской Церкви в Западной Европе?

2. Какие вы знаете догматы Католической церкви?

3. В чём состоит взаимосвязь догматов Католической церкви?

4. Какую роль в жизни Католической церкви играет Понтифик?

5. В чём вы видите специфику архитектурных стилей католических храмов?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.