Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимульный материал к методике






«Половозрастная идентификация»

Методика незавершенных предложений [121, с. 153]

Методика может использоваться для получения дополнительной информации при изучении самосознания человека, в частности, для понимания его особенностей и детерминант формирования.

Методика «Незавершенные предложения» имеет давнюю историю. Первоначально прием завершения предложений использовался для Исследования интеллекта (Эббингауз, 1897). Для изучения личности эта методика впервые была применена А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930). В основе процедуры и интерпретации методики незавершенных предложений лежит ассоциативный эксперимент К. Г. Юнга. Считается, что НП выигрывают перед ассоциативным экспериментом в экономичности, уменьшают количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дают возможность лучше определить контекст, глубже проникнуть в сущность имеющихся установок и проблем испытуемого.

Существует большое количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Завершение предложений – это методический прием, а не конкретный тест. Наиболее известны процедуры обследования, разработанные Дж. Роттером (1950), Б. Форером (1950), А. Роде (1957). Здесь приводится набор начал предложений Д. М. Сакса, SSCT.

Методика НП – это средство скрининга проблемных областей личности, которые могут быть неосознаваемыми или малоосознаваемыми. Методика дает возможность быстро сориентироваться в сфере значимых отношений испытуемого и наметить вероятные мишени для психокоррекции. Согласно утверждению Сакса и Леви, тест «может отражать сознательные, подсознательные и бессознательные чувства и мысли».

Более конкретно предлагаемый вариант проведения и обработки НП предназначен для:

1. выявления наличия и содержания автономных аффективных комплексов;

2. выявления значимых и неблагополучных областей отношений личности;

3. исследования уровня внутриличностной адаптации / дезадаптации;

4. исследование уровня осознанности выявленных проблем и типа отношения к ним.

Основной материал методики – список из 60 незавершенных фраз, которые разбиты на 15 тем, или сфер; каждой теме соответствует 4 предложения.

По замыслу Д. М. Сакса, в тест включены четыре области отношений: семья, секс, межличностные взаимоотношения и самовосприятие.

Область семьи включает три набора установок: на мать, отца и «семью». Каждый набор представлен в четырех пунктах, побуждающих испытуемого выразить установку к каждому из родителей и семье в целом. Предложения «Моя мать и я...», «Если бы мой отец только захотел...» и «Моя семья относится ко мне, как...» являются примерами пунктов, разработанных для выявления этих отношений. Они рассчитаны на то, что даже когда респондент осторожничает и уклоняется, он все же предоставляет ценный материал как минимум в ответе по одному из четырех пунктов.

Область секса включает отношение к противоположному полу и гетеросексуальным контактам. Восемь пунктов этой области позволяют испытуемому выразиться по отношению к женщинам и мужчинам как представителям общества, к браку и к сексуальным отношениям как таковым. Темы «Считаю, что большинство девушек...» и «Если бы у меня была нормальная половая жизнь...» являются типичными для этой области.

Область межличностных взаимоотношений включает установки на друзей и знакомых, коллег по работе или по школе, начальника на работе или в школе и подчиненных. Шестнадцать пунктов этой области позволяют испытуемому выразить свои чувства к окружающим вне дома и его представления об отношениях окружающих к нему. Предложения «Когда меня нет, мои друзья...», «Когда ко мне приближается мой начальник...», «Люди, с которыми я работаю...» и «Лучше всего мне работается с...» являются примерами тем из этой области.

Самовосприятие включает страхи, чувство вины, нереализованные возможности и отношения к своим способностям, прошлому и будущему. Установки, выраженные в этой области, дают психологу картину самовосприятия субъекта в настоящем, прошлом, каким он хочет быть и каким, по его мнению, он станет. Среди 24 пунктов в этой области: «Я бы хотел перестать бояться...», «Моей самой большой ошибкой было...», «Думаю, что я достаточно способен, чтобы...», «Когда я был ребенком...», «Раньше я...» и «Моим скрытым желанием в жизни...»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.