Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика процессов самообразования и самовоспитания.






Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.

Следовательно, сущностные особенности самообразования включены в процесс самовоспитания личности.

Самовоспитание – это целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на ее стремлении к самореализации. Психологическим условием самовоспитания является недовольство собой. Неудовлетворенность собой возникает у личности в случае разрыва «Я – идеального» с «Я – реальным».

Самовоспитание проходит несколько этапов: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, постановка цели, разработка программы, осуществление программы самовоспитания. Для того, чтобы реализовать задачи самовоспитания, личность должна овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и другими. Педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы исправлять какие-либо качества личности, а в том, чтобы помочь человеку увидеть путь самосовершенствования, поддерживать желание ставить для себя новые сверхзадачи с тем, чтобы самосовершенствование осуществлялось в социально приемлемых формах.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и другие.

Определяют следующие функции самообразования:

- экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний;

- ориентировочная функция: определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе;

- компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре;

- функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей.

- методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире;

- коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом;

- сотворческая функция: доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества;

- функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления;

- психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни;

- геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма.

Технология организации самообразовательной деятельности ученика может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

На этом этапе ученик знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический.

На этом этапе происходит накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический.

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной литературы; творческие отчеты о ходе данной работы.

5 этап – итогово – контрольный.

На этом этапе ученик должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Мотивы, побуждающие ученика к самообразованию:

- ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку у ученика возникает необходимость поиска и анализа новой информации;

- желание творчества;

- стремительный научно-технический прогресс. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение;

- общественное мнение. Ученику не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учеником!

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности ученика в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.