Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация учения школьников, развитие их познавательных интересов.






Мотивы — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфические психологические новообразования.

Мотивация − общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.

Учебная мотивация определяется специфическими факторами:

- самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

- организацией образовательного процесса;

- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

- спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

- чувство долга,

- желание получить похвалу учителя,

- боязнь наказания,

- привычка выполнять требования взрослых,

- познавательный интерес,

- честолюбие,

- стремление утвердиться в классе,

- желание порадовать родителей,

- желание получать лучшие оценки,

- желание получить награду.

Среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные — сопутствующими. Учитель должен выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего, на него. Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.

Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, подражание любимым героям, т.е. тем, кто является идеалом, примером для школьника. Задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

Нейтральных к обучению мотивов в жизни школьников может быть достаточно много. Задача учителя заключается в том; чтобы знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учебе и самой учебной деятельности.

Достаточно много в жизни школьников мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе. Среди них преимущественное место занимают:

- отсутствие желания учиться,

- неумение учиться,

- неумение организовывать свой учебный труд,

- отставание в учебе,

- недостаточные знания, умения и навыки,

- недисциплинированность,

- отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.

 

Иногда плохое качество работы учителя, отсутствие уважения к детям порождают негативное отношение к учению. Перед учителем встает трудная задача сведения негативных мотивов хотя бы до нейтрального уровня, а также воспитания по­ложительных мотиваций учения.

Основой развития и формирования положительных мотивов уче­ния является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. Дети еще недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие ин­тересы, индивидуальные особенности и склонности детей, нахо­дит методы и приемы активизации познавательной деятельности. Формирование проблемных ситуаций придает интерес, зани­мательность учебному занятию.

Значительно способствуют желанию учиться интересные прак­тические занятия, экскурсии, наблюдения. Руководящая роль учителя состоит также в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связан­ных со школой.

 

Интерес − познавательная направленность человека на предметы и явления ок­ружающей действительности, связанная с положительным эмо­циональным переживанием.

Интересы делятся на:

- эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием,

- постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.

 

Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:

- зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности;

- зависимость интересов школьников от их отношения к учителям.

 

Пути и средствадля формирования устойчивых познавательных интересов:

- увлеченное преподавание,

- связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

- использование новых и нетрадиционных форм обучения,

- чередование форм и методов обучения,

- проблемное обучение,

- эвристическое обучение,

- обучение с компьютерной поддержкой,

- взаимообучение (в парах, микрогруппах),

- тестирование знаний, умений,

- показ достижений обучаемых,

- создание ситуаций успеха,

- соревнование (с товарищами по классу, самим собой)

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.