Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации обучения, многообразие их видов.






Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.

Когда рассматривается организация учебно-педагогического процесса в виде занятий, следующих друг за другом, выделяют группы классных и внеклассных, плановых и дополнительных, групповых и индивидуальных занятий.

Хотя мы привыкли говорить о формах обучения, но правильно они называются формами учебно-педагогического процесса. Это значит, что они строятся правильно, когда педагогически наполнены всем входящим в педагогический квадрат и выполняют педагогические функции:

– основную – обучающую;

– сопутствующую – образовательную, воспитательную, развивающую;

– дополнительные – организаторскую, активизирующую, направляющую учебу на занятиях и после них.

Значимость и выраженность этих функций в разных учебно-педагогических процессах неодинаковы. Учебная функция в каждом выступает как основная, систематизирующая. Образовательная – имеет не меньшее значение в образовательном учреждении, но может быть сведена к минимуму, например, при обучении сотрудников предприятия или при первоначальном профессиональном образовании. Воспитательная и развивающая – обязаны присутствовать всегда, но их действенность может быть снижена, например, из-за кратковременности обучения на производстве, при переучивании и повышении квалификации. Они могут быть неодинаково реализованы и в разных формах организации учебно-педагогического процесса: одни функции в определенных формах выступают главными, а в других – вспомогательными, и наоборот. Однако повышение эффективности занятий любой формой связано со стремлением и умением преподавателя реализовывать максимальное число функций, что изначально выражается в ясности постановки целей, подчинении им содержания, организации и методике подготавливаемого занятия.

Все формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. В вводной части проверяется присутствие обучающихся, их готовность к занятию, объявляются тема, цель, задачи и общая организация занятия, способы действия на нем. Основная часть – изложение и отработка вопросов, составляющих содержание занятия, заключительная часть – ответы на вопросы, проверка усвоения материала, дополнительные разъяснения, оценки, задания обучающимся на самостоятельную работу и подготовку к следующему занятию. В разных формах эти этапы могут отличаться.

Наибольшее распространение получили следующие формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении промежуток времени учебного процесса.

Требования к уроку:

- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса

- обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся

- связь с ранее изученными знаниями и умениями

- установка межпредметной связи

- мотивация и активизация всех этапов учебно-воспитательной деятельности

- формирование необходимых знаний умений и навыков

- прогнозирование и проектирование каждого урока

Лекция – одна из самых трудных форм преподавания. В ней преподаватель выступает в нескольких ролях: ученого, рассматривающего явления и факты; педагога, воспитывающего мировоззрение; психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности.

Лекция выполняет три основные функции:

- информационную

- стимулирующую (побуждает интерес к теме)

- воспитывающую и развивающую

Семинар – эта такая форма организации обучения, при котором источником информации является учащийся. Главная цель семинара – углубление и усовершенствование знания. На семинаре предполагается сочетание большой самостоятельности учащихся в сочетании с высоким уровнем сложности обсуждаемых вопросов. Для проведения семинара следует четко выделить вопросы, подлежащие рассмотрению.

В силу сущности семинара его следует отнести к развивающей форме обучения, т.к. он предполагает самостоятельную подготовку учащегося к нему что, следовательно, способствует развитию у ученика умения самостоятельно работать с литературой, строить сообщения, отвечать на вопросы.

В целях проверки знаний учащихся по каждой теме проводится зачет.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.