Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обеспечение психологической включенности в деятельность






 

Альтернатива психологической включенности. Альтерна­тива психологической включенности — невключенность, рас-средоточенность внимания и сил на посторонних, отвлекающих от необходимого действия предметах и раздражителях. Чтобы собрать внимание, надо избавиться от посторонних, отвлекаю­щих факторов.

Иными словами, условием полной включенности в дан­ное действие является полная невключенность внимания во все другие возможные фоновые стимулы и раздражители.

Это в принципе вполне достижимо в результате овладения навыками психологической релаксации, т. е. снятия психическо­го и физического напряжения через расслабление мышц тела.

Здесь феномен психологической включенности может рас­сматриваться как результат преодоления психологических ба­рьеров личности, одним из которых оказывается психическая напряженность.

Психологическая релаксация как условие включенности. Релаксация достигается методами суггестии (внушения) и в результате тренировки навыков снятия физического напряже­ния (саморелаксации) при одновременном формировании спо­собности к сосредоточению внимания на предмете действия.

Опыт показывает, что данная задача весьма сложна, если у испытуемого нет необходимых навыков не только релакса­ции, но и совмещения их со способностью к переключению вни­мания.

Для примера можно осуществить это в рамках такого эк­сперимента: пусть приглашенный к доске студент попытается полностью расслабить свою руку от кисти до плеча. В это же время он одновременно должен написать на доске мелом свои имя и фамилию.

Проверка состояния релаксированности руки при выпол­нении этого, казалось бы, несложного задания показывает, как правило, его невыполнимость или трудность выполнения без навыков релаксации.

Таким образом, одним из путей обеспечения психологи­ческой включенности в действие является формирование навы­ков физической и психической релаксации в сочетании с опытом распределения и переключения внимания.

Обеспечение психологической включенности через регу­ляцию внимания, мотивации и опыта психического заражения В этом же направлении работает и опыт преодоления многих других психологических барьеров личности. В конечном итоге обеспечение психологической включенности в действие дости­гается на путях овладения навыками регуляции внимания и мо­тивации деятельности, равно как и опытом психического самозаражения интересом к предстоящему действию. Последний представляет собой психологический механизм внутренней са­мостимуляции, предполагающей развитие навыков эмоциональ­ного усиления и углубления интереса к предмету деятельности. В основе этого механизма лежит нарастающая эмоцио­нальная и образная идентификация с предметом деятельности, равно как и ее символом.

В деятельности театрального артиста, например, это мо­жет быть процесс сближения, а иногда даже и слияния с психи­ческим, эмоциональным состоянием изображаемого персонажа. Он позволяет достичь наибольших высот психологического включения или вхождения в образ, создающего эффект подлин­ности бытия того героя, которого играет актер.

Однако абсолютно полное слияние с образом на гребне эмоциональной идентификации достижимо, как правило, при фактическом отключении сознательного контроля за этим про­цессом. И здесь актера поджидает коварный эффект возмож­ного выхода за рамки своего реального статуса.

Играющий роль Отелло, если он вдруг забудет обо всем, кроме своего сиюминутного образа, может и в действительно­сти задушить актрису, исполняющую роль Дездемоны. Об этой опасности предупреждал К. С. Станиславский.

О реальности подобной ситуации, когда, исполняя роль, можно потерять контроль над собой, говорил и Федор Ивано­вич Шаляпин как о действительном факте в своей творческой биографии, когда его начали душить слезы его героя, а он в результате на мгновение потерял голос, перейдя на хрип, но вовремя исправил положение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.