Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и факторы психологического включения и включенности личности






 

Включенность — продукт взаимодействия мотивации и сти­муляции. По своей природе психологическая включенность в ту или иную деятельность является результатом взаимовлияния друг на друга целого ряда факторов. Важнейшим из них является мо­тивация заинтересованности как в самой деятельности, так и в ее результатах. Не менее значима и эмоциональная составляю­щая в качестве фактора психологической включенности в дея­тельность. Этому соответствует понятие увлеченности, зараженности, захваченности и даже одержимости.

В отличие от понятия увлеченности термин вовлеченность характеризует уже не внутренние, а внешние, выступающие в качестве стимулов, механизмы психологического включения че­ловека в деятельность. Вовлеченность как результат стимуля­ции и включения может оказаться продуктом психического заражения чьим-либо состоянием или подражания чьему-либо примеру. Наравне с этим правомерно говорить и о внутриличностных навыках психической саморегуляции включенности на основе контроля внимания.

Внимание как механизм саморегуляции психологической включенности личности. Одним из важнейших условий психо­логической включенности является способность устойчивого сосредоточения внимания на предмете деятельности. Вместе с тем это и один из наиболее трудно достижимых внутриличностных навыков регуляции психологической включенности. Тем не менее, именно способность к максимальному сосредоточе­нию внимания на предмете деятельности обеспечивает ее наи­большую эффективность.

Поясним это на примере игры в теннис. Может показать­ся, что главное здесь — сильно и правильно поставленный удар по мячу. Однако в действительности эти навыки вполне дости­жимы после серии тренировок. Труднее же всего овладеть спо­собностью за все время игры видеть мяч в полете, отслеживать его движение от момента старта, даваемого партнером, до мо­мента соприкосновения со своей ракеткой. Трудность состоит в необходимости предельной концентрации внимания на одном предмете, в то время как оно склонно к тому, чтобы рассеи­ваться на многом, ускользать от сознательного или подсозна­тельного контроля. Известно также, что уровень творческого мастерства не только спортсмена, но и актера, оратора или гипнотизера определяется способностью сосредоточения и пе­реключения внимания. Именно этот механизм произвольной и сознательно контролируемой саморегуляции внимания спосо­бен обеспечить эффективное сосредоточение или включение в любую деятельность.

Таким образом, психологическое включение и включен­ность по своей природе оказываются результатом взаимодей­ствия двух основных групп факторов — внутренних, представленных спонтанной мотивацией и контролируемых опытом и навыками личности сосредоточения внимания, с од­ной стороны, и внешних, связанных с действием механизмов психологической стимуляции (заражение, подражание, внуше­ние, мода и др.) — с другой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.