Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 5






Эквиваленты динамической структуры личности. За каж­дой из моделей динамической структуры личности стоят опре­деленные эквиваленты, которые можно выразить посредством системы научных терминов и категорий. Под эквивалентами ди­намической структуры личности мы понимаем, во-первых, оп­ределенную феноменологическую характеристику тех или иных аспектов структуры личности и, во-вторых, соответствующую этому единицу измерения исследуемого аспекта структуры.

Применительно к внешнему поведению человека, различа­емому на вербальное и невербальное, есть основания в качестве эквивалентов рассматривать соответственно вербальный сте­реотип и шаблон невербального поведения, которые в совокуп­ности образуют стереотипы социального поведения личности.

Последние характеризуют шаблон поведения или такую совокупность его элементов, которые носят относительно ус­тойчивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.

Если личность в целом можно охарактеризовать как ка­кой-то один определенный тип, то стереотипов поведения у одной и той же личности может быть очень много.

Моделям внутреннего психического состояния личности как моделям ее динамической структуры в качестве эквива­лентов соответствуют другие понятия и категории.

К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нет сложившегося и общепринятого представления об эквива­лентах динамической структуры личности.

В качестве такого эквивалента в философской, психоло­гической и социологической литературе за последние годы выд­винуто много различных понятий, в том числе понятия направленности и позиции личности, понятия мотивации и нор­мы поведения, понятие роли и установки, понятия состояния, ценности и отношения и др.

Все это, безусловно, делает необходимым установление четкой субординации между философскими, социологически­ми и психологическими категориями, претендующими на роль известного эквивалента динамической структуры личности.

Это делает правомерным поиск и разработку интеграль­ных понятий, которые могли бы быть эквивалентом динами­ческой структуры личности, включающим в себя как предметно направленное, так и беспредметные психические состояния.

Понятие психического настроя личности. В качестве зна­чимого образования психики может рассматриваться психичес­кий настрой или настроение личности [10]—[12, с. 135—159].

Под последним подразумевается интегральное структур­ное образование, которое характеризует тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в данный отрезок времени. Эта предложенная нами в 1971 году [12, с. 144—154] концепция структуры психического настроя позже, уже в 90-е годы, была принята и другими авторами [13, с. 231]—[15, с. 200].

Значимость психического настроя личности определяется прежде всего многообразием его функций: 1) в качестве акку­мулятора всей текущей информации, воспринимаемой и пере­рабатываемой индивидом в единицу времени; 2) в качестве регулятора и тонизатора активности человека; 3) в качестве установки восприятия информации и деятельности; 4) в каче­стве фактора ценностной ориентации личности.

В свете сказанного очевидно, что психический настрой может рассматриваться в качестве эквивалента той модели динамической структуры личности, которая связана с пси­хическим состоянием человека в каждый конкретный момент его деятельности.

В конечном итоге связь между различными моделями ди­намической структуры личности и их эквивалентами можно представить в виде следующей схемы (см. схему 6).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.